Как подготовить спортбайк для гонок?
6 февраля 2017
Сегодня многих интересует вопрос о подготовке своего мотоцикла к уровню мирового супербайка. Поэтому мы решили немного осветить эту тему и рассказать о том, что вам понадобится для того, чтобы сделать ваш мотоцикл по-настоящему серьезным аппаратом. Так как каждый из вас может отдать предпочтение разным моделям мотоциклов, мы решили подавать материал обобщенно, лишь иногда вдаваясь в особенности определенной модели.
Итак, в первую очередь следует заметить, что в мировом супербайке имеется определенное ограничение в бюджете мотоциклов. Стоимость готового мотоцикла не должна быть выше 40 тысяч евро.
Первое что нам понадобится, это купить литровый спортбайк. После этого наш бюджет будет составлять примерно 18 тысяч евро, которые мы потратим на улучшение нашего железного коня.
Облегчаем байк
В первую очередь нам следует облегчить наш байк и создать на нем гоночную эргономику. Как известно, современные спортбайки после салона вовсе не готовы для гонок. В его конструкции имеется множество неудобных, а порой и ненужных вещей для гонок, которые могут представлять для гонщика реальную опасность на треке. Поэтому, первое, что нам следует сделать, это раздеть наш мотоцикл до рамы. Затем нужно поставить специальный облегченный гоночный паук-подрамник, после чего все это затягивается слепым спортивным обтекателем, сделанным из стеклопластика, либо же из карбона, что является более дорогостоящим вариантом. Только благодаря этой операции нам удастся облегчить байк на десять, а то и на двадцать килограмм. Стоит же это примерно одну тысячу евро.
Далее следует установить специальные спортивные регулируемые подножки и клипоны, для того, чтобы вы могли настроить все под особенности своего тела, что стоит примерно 800 евро. После его заменяются и обычные выжимы на специальные складывающиеся, которые почти нельзя сломать при любой ситуации на треке. Затем следует установить защиту крышек двигателя посредством специальных карбоновых накладок. После чего устанавливаются короткие крашпеды почти наравне с пластиком, так как если установить длинные, то при ударе они попросту могут вырвать кусок рамы.
Выпускная система
Все спортивные мотоциклы для дорожного применения выпускают с довольно тяжелым задушенным выпуском, так как существуют определенные нормы по шумности и токсичности выхлопов. Поэтому вам следует провести полную замену всей выпускной системы. При хорошей настройке такая система позволит увеличить мощность байка на верхах примерно на 5%, но что более важно, так мы сможем облегчить байк еще на пять или десять килограмм. Так к примеру Yamaha R1 полугоночный выпуск от Akrapovic будет стоять вам от 1500 евро за сталь и до 4 тысяч евро за более облегченное титан-карбоновое производство.
Важно, чтобы пропускная способность впуска соответствовала пропускной способности выпуска. Зачастую место стокового фильтра устанавливают тюнинговый, который имеет меньшее сопротивление на ту же R1 он будет стоять примерно 100 евро.
Блок управления двигателем
Это устройство является блоком корректировки впрыска. Если вы решили поменять впускную и выпускную способность впрыска, то, следовательно, меняется и соотношение топлива воздуха которое сгорает в цилиндрах, поэтому топливные карты с завода отличаются огромной не точностью и в лучшем случае вы не получите вовсе никакого эффекта от тюнинга. Поэтому блок управления двигателя нужен вам для того, чтобы реализовать потенциал, который заложен именно в вашем мотоцикле. Приобрести блок — это еще не все, его нужно и настроить, иначе толку с него будет мало. Мотоцикл загонятся на диностенд где и проводят настройку блока. Если вы хотите по-настоящему хороший спротбайк, то неизбежной будет установка полноценных гоночных мозгов. Тfк, вам понадобится factory racing engine control некоторые из которых могут запоминать настройки чуть ли не для каждого поворота на треке. Такой девайс обойдется нам примерно в 1500 евро.
Квикшифтер (QuickShifter)
ъ
Далее нам понадобится квикшифтер. Данный датчик вставляют в разрез тяги, которая идет от лапки переключения передач к коробке. Он применяет особенность применения мотоциклетных КПП, а именно, с ним вы сможете переключаться вверх на сбросе газа без траты времени на то, чтобы выжать сцепление. Эту деталь подключают к блоку управления, который заставляет систему зажигания сделать пропуск, когда мы давим на лапку переключателя на полностью открытом газу. На треке с большим количеством прямиков, с этим устройством вы получите существенное преимущество. Стоимость такого девайса примерно 150-700 евро. На большинстве современных спортбайках он уже имеется в стоке, но его меняют на тюнинговый, в случае, если нужно получить большие возможности настройки.
Проскальзывающее сцепление
Большинство сегодняшних спортбайков имеют его уже в стоке. В тоже время примерно 10 лет назад, это было большой редкостью и предметом крутого тюнинга. Попросту говоря это устройство, которое ограничивает тормозной момент мотора и исключает блокировку заднего колеса на сбросе газа. Результатом является стабилизация жесткого торможения в условиях трека. В тоже время. Если девайс и стоит уже на мотоцикле, то его все же меняют на более тюнингованный либо попросту выбирают большую жесткость пружины, что позволяет устройству работать более корректно.
Передаточные числа КПП
На серийных байках для гражданского использования первые две передачи более длинные, чем у гоночных мотоциклов. Кардинально решить этот вопрос сменой шестеренок в коробке передач. Лучшим вариантом, является случай, когда коробка имеет кассетный тип, так на эту операцию понадобится не 3,5 часа, а всего 20-30 минут. Так просто снимается одна кассета с волами и меняется на уже подготовленную другую.
Если же говорить о более дешевом варианте, то это обычная смена звезд цепи.
Короткоходная ручка газа
Этот девайс нужен лишь для того, чтобы спортсмен на выходе из поворота мог беспрепятственно (не перехватывая ручку) показать себя на все сто. Стоит такая ручка еще примерно 200 евро.
Тормоза
На большинстве спортбайков с завода стоят резиновые тормозные шланги с синтетическим коробом, поэтому часть усилия на рычаге уходит на бесполезное раздувание оболочки, поэтому информативность существенно снижается. Поэтому обязательным пунктом для подготовки тормозной системы для гонок является замена шланга на шланг стальной плетки.
После этого следует поменять колодки. Стоковые колодки весьма универсальны, но они не способны выдержать экстремальной температуры и нагрузки, которая случается на треке. Для гоночных колодок чаще всего используют спеченный углерод, поэтому их эффективность весьма велика. В то же время довести до рабочей температуры такие колодки можно лишь на треке, поэтому мы не рекомендуем использовать их в городском катании. Конечно, вместе с колодками проводится и замена тормозной жидкости на более высокотемпературную.
Далее следует провести замену тормозной машинки на радиальную. Конечно, если она не установлена еще на заводе. Такие машинки смогут сделать процесс торможения еще более информативным. Также следует менять и тормозные диски на продукцию Moto Master либо Alfa Racing, в отличии от стандартных, они имеют лучшее охлаждение и не идут волной в случае экстремальных нагрузок.
Если же вы решили раскошелиться по полной, то можно поменять и вовсе все суппорты на топовые моноблочные Brembo. Они гораздо жестче и легче и смогут выдержать просто дикие нагрузки.
Подвеска
Стандартные подвески проектируются под среднего райдера со средним уровнем вождения, поэтому рано или поздно мы сталкиваемся с потребностью в настройке подвески под себя и свой характер езды. Для этого, иногда следует выйти за пределы стандартных регулировок. Тут придет на помощь тюнинговая пружина, имеющая прогрессивные характеристики, а также системы клапанов, к примеру, от Hyper Pro, а также замена масла с большим уровнем вязкости.
Если же говорить о более дорогостоящем и более действующем варианте, то это замена стоковой вилки и амортизатора, к примеру, на продукцию от Olins модели TTX. Этот комплекс даст возможность вдобавок в небольших пределах изменять высоту и рулевую геометрию мотоцикла. Цена этого оборудования примерно 4500 евро за вилку и 1500 за моноамортизатор.
Рулевой демпфер
Стандартные демпферы, даже если они имеются на мотоцикле практически всегда меняются на регулируемые тюнинговые варианты от Olins или прочие фирмы. Если демпфер телескопического типа, то чем он длиннее, тем дороже, так как нагрев жидкости в них идет меньший. Цена такой продукции примерно 150-900 евро в зависимости от размеров и количества регулировок.
Система охлаждения и радиатор
На байках, которые готовятся для гонок зачастую установлены радиаторы увеличенных размеров, так как со стоковой деталью работающий на пределе мотор будет просто кипеть. Плюс нельзя забывать и о том, что правила гонок предусматривают использование не антифриза, а обычной дистиллированной воды. Кулер в условиях трека будет лишь добавлять двигателю градусов 5 к температуре, поэтому следует его снять.
Спортивные распредвалы
В отличие от стандартных вариантов, спортивные имеют расширенные фазы и более высокий профиль. Вследствие этого, клапаны поднимаются выше и дольше остаются открытыми. В результате двигатель прогоняет через себя больше смеси на высоких оборотах. А как известно, чем больше смеси, тем больше его мощность. В среднем мы получим десять сил на пике. Стоимость 1300 евро.
Поршни
Чтобы получить максимальную мощность мотоцикла, зачастую меняют и стандартные поршни на керамические. Они сделаны из алюминиевого сплава армированного керамическим волокном. Такой сплав гораздо легче и меньше поддается расширению при повышении температур. Вместе со сменой поршней иногда замене подлежат и шатуны. В сумме эта замена может обойтись примерно в 4000 евро.
Клапанные пружины
Чем выше обороты, тем выше мощность аппарата, но вы не можете бесконечно увеличивать обороты моторы из-за эффекта подвисания клапанов. Так, это случается в том случае, когда пружине не хватает времени возвратить клапан на его место. Для того, чтобы повысить планку максимальных оборотов для спортбайков выпускают наборы пружин с более высокой жесткостью. Их стоимость от 400 до 2000 евро.
В тоже время, к примеру, на Ducati с досмотровым механизмом, который принудительно возвращает клапана на место, этот пункт мы можем пропустить.
Облегченные колесные диски
Зачастую заводское литье меняется на кованый алюминий от ведущих производителей. Такие колеса, которые сделаны посредством технологии горячей штамповки гораздо легче и жестче. При меньшей неподрессоренной массе подвеска работает лучше, а благодаря уменьшению гироскопического эффекта байк гораздо быстрей перекладывается при поворотах. Цена такой легкости от двух до трех с половиной тысяч евро.
Покрышки
Вся мощность нашего стального коня будет передаваться на асфальт через маленькие пятно контакта, размер которого не превышает детской ладошки. Поэтому 1/3 успеха в гонке зависит именно от ваших покрышек. Следует заметить, что приспособленные для трека покрышки мы можем разделить на несколько классов:
• Слики – таки покрышки не имеют нарезки и используются при сухой погоде. Благодаря отсутствия водоотводящих каналов, они способны обеспечить самое крупное пятно контакта. Их выпускают в нескольких составах для различных температур (мягкий, средний, жесткий). При этом, на перед зачастую устанавливается резина, которая на одну единицу мягче чем задняя.
• Квалифаеры – это слики, которые имеют сверхмягкий состав и предназначаются исключительно для профессиональных заездов в motoGP или SBK.
• Дождевые – такие покрышки в своем составе имеют много силикона и практически не нуждаются в прогреве. Благодаря большому количеству нарезок, они отлично убирают воду с пятна контакта. Используют их исключительно в дождь, так как при сухой гонке они быстро превращаются в лохмотья всего за один-два круга.
• Гоночные омологированные для дорожного использования. Такие покрышки являются любимыми среди райдеров, которые всю неделю ездят по городу, а на выходных гоняют по треку. Их основной плюс заключается в универсальности.
• Покрышки омологированные для гоночных серий – внешне такие покрышки имеют мало отличий с предыдущим классом. В тоже время их выпускают в разных составах для различной температуры. Водоотводящие канавки на таких покрышках выполняют больше декоративные функции, так как для дождевой гонки такая резина не подходит, а по правилам среди некоторых гоночных серий покрышки должны быть общедоступными.
Бонусы
Многие видели на мотоциклах необычные элементы на мотоциклах. И не всегда понятна цель их использования.
Гарда служит предохранителем от нажатия тормоза в случае плотной борьбы во время обгона.
Что касается наклейки с шипами, то она необходима для лучшего сцепления колена с баком при езде.
А средство, больше похожее на носок пригодится для того, чтобы горячая тормозная жидкость не расплакалась в случае падения и раскола бачка.
Таким образом, если к данному виртуально созданному нами мотоциклу, мы еще добавим систему телеметрии и продвинутый коррекшн контроль с пультом управления на левой рукоятке, то мы получим практически классический гоночный байк. В тоже время, следует помнить об одном нюансе. Для того, чтобы сравнять шансы команд с различным бюджетом, по регламенту в SBK, начиная с 2015 года все мотоциклы начали оснащать единым комплектом управляющей электроники.
Если же говорить об отличиях такого мотоцикла от motoGP, то тут в первую очередь следует обратить внимание на цену, так как SBK стоимость байка должна быть не больше 40 тысяч евро, а что касается королевского класса motoGP, то тут только мотоцикл может стоять несколько миллионов евро. Поэтому эти гонки относятся к совсем различным весовым категориям.
Напоследок, хотелось бы заметить, что в таких гонках, в первую очередь победу получает пилот, а не его мотоцикл, так как человеческий фактор таких гонок очень высок. Поэтому если вы планируете поучаствовать в гонках, в первую очередь обратите внимание на свои навыки вождения, а уж после этого на улучшение мотоцикла.
Источник: moto-news.info