Мотошкола. "Управление мотоциклом"
2 мая 2011
Управление мотоциклом: Часть 4. Автобусы и пешеходы
К счастью, с каждым днем мотоциклов становится все больше, но при этом передвигаться на мотоцикле по любому городу - все равно что находиться в джунглях. Существуют и другие участники дорожного движения. В этом месяце мы поговорим о двух из них, к которым мы должны быть очень внимательны. Во-первых, о тех, кто беззащитен даже перед таким транспортным средством, как мотоцикл, то есть о пешеходах. Во-вторых, о тех, кто, несмотря на преимущества движения, может быть значительной угрозой для нас из-за своих больших размеров, например, автобусы.
Зона для автобусов, то есть специально отведенная полоса для их движения, может быть использована мотоциклистами во многих городах, где милиция не обращает внимания на их нарушения, в то время как автомобилистов, выезжающих на эту полосу, штрафуют. До сих пор в правилах дорожного движения мотоциклистам официально не запрещено движение по автобусной полосе и, фактически, штрафы за данное нарушение не взимаются.
В случае с пешеходами все совсем по-другому: их зоны передвижения (тротуары, пешеходные дорожки) запрещены для всех транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания. И поэтому по ним ездить нельзя. И лишь в случае, когда больше негде припарковать машину, очень осторожно можно заезжать на пешеходную зону, выключив мотор и двигаясь по инерции.
Автобусная остановка
Во время совершения маршрута автобусы останавливаются на специальных автобусных остановках, но время от времени из-за пробки или водителя, нарушающего правила парковки, автобус вынужден останавливаться вблизи остановки, а не на ней. К тому же, внимание водителя часто рассеяно (продажа проездных билетов во время остановок, ответы на вопросы пассажиров и т.п.), поэтому всегда необходимо держать большую дистанцию, по сравнению с другими транспортными средствами, т.к. он может резко остановиться без предупреждения (и зачастую стоп-сигналы у автобусов не работают).
Когда автобус стоит или подъезжает к автобусной остановке, никогда не объезжайте его справа, т.к. там находятся входные двери и спуск, и может получиться так, что один из пассажиров окажется на вашем пути. Такие случаи наезда происходят довольно часто, будьте осторожней: автобус, впрочем, как и такси, нельзя ни в коем случае объезжать справа. Будьте предельно внимательны, если объезжаете автобус слева, подъехав слишком близко: из-за автобуса может выскочить пассажир, а заметите вы его слишком поздно.
Движение по автобусной полосе
Вы можете занимать автобусную полосу, чтобы доказать, что мотоцикл – предпочтительное транспортное средство, обеспечивающее подвижность. Но эта полоса полна опасностей: надо быть очень осторожным, подъезжая к светофорам или автобусным остановкам, потому что из автобуса часто капает масло и смазочные вещества, которые особенно заметны на этих участках дороги. Тем более во время или после дождя, т.к. пятен не видно, скольжение усиливается. Также нужно быть осторожным при движении по разделительной полосе.
Настоятельно напоминаем вам, что при движении в крайнем правом ряду нужно быть очень осторожным, ведь там осуществляется посадка и высадка пассажиров из автобусов и такси. И последнее предупреждение: когда вы приближаетесь к перекрестку, на котором есть поворот направо, будьте готовы к тому, что машины, движущиеся по соседней полосе, начнут перестроение на правую полосу и, вполне возможно, что мигать они при этом не станут, особенно если в этот момент не будет автобуса.
Зебра
Пешеходы – это самые легко уязвимые участники дорожного движения, и поэтому мы должны их уважать. Приостановитесь, подъезжая к пешеходному переходу, заметив пешеходов, намеревающихся перейти дорогу, это один из признаков воспитания и культуры вождения. К тому же этого требуют правила дорожного движения, хотя все мы знаем, что из-за эгоизма большинства водителей это правило зачастую не соблюдается. Хороший мотоциклист всегда уступит дорогу пешеходу, чтобы показать, что на двух колесах и в шлеме ездят вовсе не «плохие парни», как это бывает в кино. Также не следует резко тормозить, потому что вы (водитель) знаете, что успеете остановиться, однако пешеходу это может показаться неочевидным. Кроме того не стоит резко тормозить рядом с зеброй, т.к. на данной поверхности дороги сильное скольжение. Когда вы останавливаетесь перед пешеходным переходом, вставайте в крайнюю правую полосу, потому что велика вероятность того, что кто-нибудь, с менее уважительным отношением к участникам дорожного движения или просто непутевый, не остановится и, чтобы избежать наезда, вывернет резко руль, не приняв вас во внимание.
Где остановиться?
Давайте будем уважать пешеходные переходы и пешеходов, чтобы подавать хороший пример остальным участникам движения! Но еще надо знать, где и как правильно совершить остановку: не останавливайтесь прямо посередине дороги, она грязная и на ней полно масляных пятен, из-за которых вы будете скользить. Старайтесь не наезжать колесом на дорожную разметку, потому что зачастую она оказывается скользкой. Это хороший способ обезопасить себя, ведь когда дорога свободная, и мы можем выбирать полосу для движения, то машинально перестраиваемся. А во время дождя, избегая скользких участков дороги, мы избегаем лишних проблем. Можете считать это странностью или воспринимать это как игру, но вот увидите, что со временем вы перестанете заезжать на разметку.
Не забывайте:
– пользуйтесь полосами, предназначенными для движения автобуса, в большинстве городов это допускается, для разгрузки транспортного потока (скорее это напоминание актуально для любителей мотопутешествий, которые частенько колесят по евопейским дорогам);
–осторожнее с автобусами и такси, движущимися по данной полосе: они могут остановиться без предупреждения;
–никогда не объезжайте автобус справа вблизи остановок, из автобуса могут выходить пассажиры, и вы можете сбить их;
– будьте внимательны объезжая автобус слева, потому что из-за автобуса может выйти пешеход, которого вы заметите слишком поздно;
– уважайте пешеходные переходы: вы послужите примером и покажете, что мотоциклисты – не "плохие парни";
– останавливаться на пешеходных переходах очень рискованно, поэтому следует избегать остановок на дорожной разметке;
– предупредительный сигнал клаксона, поданный вовремя, почти всегда предотвращает ДТП, и лучше его предотвратить, чем потом лечиться.
Управление мотоциклом: Часть 5. Полосы движения и шоссе
Передвижение на мотоцикле имеет много преимуществ. Одно из самых очевидных – возможность выбирать маршрут, т.к. улицы и шоссе забиты наполовину машинами и грузовиками, чья маневренность ограничена. Один из самых ярких примеров – это проезд между машинами, стоящими на светофоре. Или если возникла аварийная ситуация (по своей вине или из-за невнимательности других водителей), и приходится совершить маневр, проезжая между двух движущихся автомобилей (что совершенно неправильно и опасно). Хотя будь мы за рулем другого транспортного средства, аварии не избежать.
В этой части учебного пособия мы покинем центр города, чтобы оценить обстановку на трассах с двусторонним движением. Мы проедем плавные и крутые повороты с обеих сторон дороги (справа и слева). На правых поворотах мы будем двигаться по внутренней стороне дороги, а те, кто едет нам на встречу–по внешней. При левых поворотах все меняется, и мы уже движемся по внешней стороне дороги, а встречное движение осуществляется по внутренней. Это, конечно же, не относится к Великобритании и к ее бывшим колониям.
Посмотрим, как легко вписаться в любой поворот и какие наиболее часто совершаемые ошибки подвергают нас опасности. И не будем совершать их впредь.
Плавный правый поворот
Вы подъезжаете к правому повороту. Берите левее, поближе к центру дороги. Это позволит вам улучшить обзор дороги за поворотом и видеть встречный автотранспорт. Начинайте притормаживать до начала маневра. Если вы поздно начнете тормозить, вы можете оказаться на середине дороги, тем самым выехав на строну встречного движения. Осторожней! Когда скорость снижена достаточно, чтобы вписаться в данный поворот, начинайте намечать маршрут. Мысленно представьте крайнюю внутреннюю точку, которая находится посередине поворота и которая соединит ваше настоящее местоположение с дорогой за поворотом. Плавно двигайтесь к ней. Позвольте вашему мотоциклу самому начать траекторию под вашим контролем. И как только крайняя точка поворота останется позади, начните ускорение, чтобы сгладить траекторию и выехать на прямой участок дороги. Вот и все! Отличный поворот направо.
Крутой поворот направо
Вы движетесь в правой полосе дороги и перед вами крутой поворот направо: если вы так и будете держаться правее, вам будет плохо видно, что скрывается за поворотом. Не пойдет! Приближаясь к повороту, начинайте притормаживать, чтобы снизить скорость. И поскольку вам неизвестно, что скрывается за поворотом (пробка, собака), может случиться так, что торможение нужно будет ускорить. А это, в свою очередь, выкинет вас на полосу встречного движения. Не пойдет! Как только скорость снижена и траектория ясна, поскольку вы на внутренней стороне дороги справа, если вы будете ускоряться прямо на повороте, вас вынесет на полосу встречного движения. Не правильно! Вы только что проехали крутой правый поворот по смертельно опасной траектории. Хорошо еще, что сегодня никто не ехал вам навстречу...
Плавный левый поворот
Ситуация такая же, как и в предыдущих случаях. Отличается лишь тем, что при выборе неправильной траектории при левом повороте мы не столкнемся с машинами встречного потока, а просто окажемся за пределами проезжей части. При отсутствии ограждений и парапетов случится лишь «знакомство с агрикультурой». Но, к сожалению, на деле все оказывается гораздо сложнее, т.к. там обязательно окажется забор, ремонтные работы, бордюры, знаки, припаркованные машины и другие неприятности, способные испортить нам день. Вы управляете транспортным средством: не допускайте такой ситуации. Берите правее, чтобы улучшить обзор дороги. Тормозите вовремя и завершайте маневр позже, когда поворот будет пройден. Браво! Безупречный поворот налево.
Крутой поворот налево
Вы подъезжаете к повороту налево и инстинктивно берете левее. Это неправильно, ведь так вы лишаете себя достаточного обзора дороги за поворотом. К тому же, если поедет кто-либо навстречу, вполне вероятно, что он окажется таким же неумелым водителем, который выбрал неправильную траекторию при повороте (для него направо) и тоже выехал на середину дороги. Столкновение неизбежно! Эта еще одна причина, по которой не стоит ехать слишком близко к центру дороги. Теперь вы притормаживаете, чтобы снизить скорость, и продолжаете двигаться по левой стороне. Когда вы отпустите тормоза и начнете вписываться в поворот, вам придется выехать слишком далеко от центра и, по мере ускорения, ваша траектория будет проходить по краю дороги. Таких ситуаций стоит избегать, чтобы легко совершить поворот.
Не забывайте:
– начинайте маневр до поворота: помимо выбора наилучшей траектории, это позволит улучшить обзор, чтобы знать, что вас ожидает за поворотом;
– никогда не совершайте поворот слишком близко к центру дороги – это затруднит обзор;
– всегда снижайте скорость до поворота. Если начать торможение на самом повороте, велика вероятность в него не вписаться;
– не используйте тормоз передних колес, когда мотоцикл наклонен. Геометрия поворота выкинет вас на обочину, а если слишком сдавить колесо тормозом, вы не справитесь с тормозной тягой и заскользите;
– на полпути, когда уже станет ясно, как вы выйдете из поворота, ускоряйтесь не колеблясь. Не слишком мощный мотоцикл устойчивей во время ускорения. К тому же за счет скорости вы сгладите поворот;
– поосторожнее на правых поворотах при двустороннем движении. Встречный поток автотранспорта при совершении маневра может выехать на вашу полосу, так что держитесь подальше от центра, чтобы слева оставалось достаточно места;
– всегда оценивайте дорогу. Есть ли по ее краям бордюры? Чистая ли она? Ограничивают ли ее парапеты? Свободен ли выезд с обочины? Всегда заранее думайте, что будет необходимо сделать, если случится аварийная ситуация и вам придется выехать с дороги. Куда будет лучше в таком случае направить свое транспортное средство.
Управление мотоциклом: Часть 6. Такси и парковка
Повторим в этом месяце как правильно припарковать мотоцикл в городе и как без проблем ездить, если сплошь и рядом движутся такси. Несмотря на то, что таксисты – профессиональные водители, как водители автобусов или дальнобойщики, по правде говоря, все они зачастую ездят как обычные водители-любители. Казалось бы, кто может лучше знать принципы безопасной езды, проблемы, которые часто возникают в процессе движения, и поведение, провоцирующее аварийную ситуацию? Подрезать водителя при перестроении, не пропустить выезжающего с второстепенной дороги, внезапно перестроиться или изменить направление, не соблюдать правило преимущества движения, не уступить дорогу пешеходам на пешеходном переходе, проехать на красный свет или выехать на встречную полосу – вот основные действия, которые становятся причинами аварий.
Но в этом месяце речь пойдет о правилах, которые необходимо соблюдать в городах, где много такси. Когда таксисты везут пассажиров, они подвержены их капризам и могут совершить внезапную остановку, если пассажир вдруг пожелает выйти здесь и сейчас. А если таксист едет без пассажира, он также может совершить внезапные маневры, например, увидев голосующего, резко перестроиться в крайний правый ряд, несмотря на загруженность данной полосы.
Если такси стоит
С такси нужно быть также осторожными, как и с автобусами. Когда машина такси стоит у правого края дороги, без сомнения, пассажир либо выходит из машины, либо только садится в нее. Поэтому не стоит пытаться объехать машину справа (между машиной и бордюром) потому, что внезапно пешеход окажется на вашем пути. С другой стороны, если такси едет медленно в крайнем правом ряду, велика вероятность того, что оно внезапно остановится, когда пассажир решит выйти или, если такси пустое, его кто-нибудь остановит. В обоих случаях, если ситуация на дороге не позволяет вам перестроиться и вы вынуждены следовать за машиной такси, держите большую дистанцию и будьте готовы к тому, что машина вдруг остановится, чтобы это не стало для вас сюрпризом. Запомните правило номер один при езде на мотоцикле: никогда не подъезжайте вплотную к впереди идущей машине.
Если такси движется
Когда такси движется медленно в крайнем правом ряду, мы предполагаем, что оно остановится вскоре, и ведем себя осторожно: держим большую дистанцию или даже обгоняем его. Это не означает, что можно терять бдительность, следуя за такси по другим полосам дороги. Посмотрите внимательно внутрь машины. Есть ли там пассажиры? Если такси пустое, помимо движущихся машин необходимо посматривать на тротуары. Ведь если на краю дороги появится голосующий, то вполне возможно, что таксист, который едет впереди вас, внезапно затормозит, чтобы подхватить пассажира. Если в такси едут пассажиры, посмотрите как они себя ведут. Спокойны ли они? Или создается впечатление, что они ищут дорогу? В таком случае надо быть осторожным, вдруг пассажир приехал в пункт своего назначения, но не знает точный маршрут и может попросить водителя такси остановится в любой момент. А водитель, может быть, так и поступит. В любом случае ехать за такси не стоит: обгоните его или держите максимальную дистанцию.
Парковка на улице
Самым очевидным местом парковки для вашего мотоцикла служит сама улица. Городские власти уже осознали, что необходимо создавать парковки для мотоциклов, попутно ликвидируя парковки для автомобилей. Это уменьшит их количество на дорогах и ускорит движение. Если вы приехали в место, где есть парковка для мотоциклов, необходимо там его и припарковать. Причем необходимо соблюдать разметку, чтобы занять одну парковочную зону. Если специализированной парковки для мотоциклов нет, никогда не оставляйте мотоцикл между машин: это затрудняет их выезд с парковки. Возможно они будут вынуждены задеть ваш мотоцикл или даже повалить его на землю. Они поступят плохо, поэтому будьте осторожней! Не попадитесь в эту ловушку. Когда места в крайнем правом ряду нет, альтернативой может послужить тротуар. Но, опять же, с некоторыми оговорками!
Парковка на тротуаре
Вы прекрасно знаете, что тротуары предназначены для пешеходов, поэтому нельзя ездить по ним с включенным мотором. Как место для парковки тротуар может быть использован, но с оговорками. Не оставляйте мотоцикл рядом с фасадами зданий: пожилые или незрячие люди используют стены, чтобы найти дорогу и придерживаться при ходьбе. Не оставляйте мотоцикл на другом краю тротуара – у бордюра, если там могут припарковаться и машины (они не смогут открыть двери или повалят ваш мотоцикл на землю). Не оставляйте мотоцикл на автобусных остановках и рядом с ними – ваше транспортное средство будет мешать идущим пассажирам. Также не стоит затруднять даже частично проход пешеходов по пешеходному переходу, к метро, гаражу и т.п. Если на тротуаре растут деревья, самое лучшее место для парковки – между ними: так вы не помешаете пешеходам, а ваш мотоцикл будет надежно защищен.
Не забывайте:
- будьте внимательны, если рядом с вами движется такси, автобус или фургон для развозки товаров, так как они совершают внезапные остановки чаще, чем простые автомобили;
– никогда не прижимайтесь вплотную к впереди идущему транспортному средству. Будьте особенно осторожными с машинами такси, так как их маршрут зависит всецело от капризов пассажиров;
– никогда не объезжайте припаркованную машину такси справа и будьте осторожны на улицах с однорядным двусторонним движением. Из такси выходят пассажиры, которые в редких случаях смотрят на дорогу прежде чем открыть дверь. И вы можете их сбить;
– всегда продумывайте, как вам объехать впереди идущую машину такси при первой же возможности. К тому же так, в случае внезапной остановки такси, вы сможете быстро сориентироваться;
- тротуары предназначены для пешеходов, а вы на мотоцикле в их понимании незаконно занимаете дорогу. Не ездите по пешеходным зонам, используйте их лишь для парковки и всегда извиняйтесь, если вы причиняете неудобства прохожим;
– не паркуйте свой мотоцикл, если это затрудняет движение автомобилей. Водители могут оказаться бесцеремонными с вашим двухколесным другом;
– если вам приходится припарковаться на тротуаре, постарайтесь сделать так, чтобы ваш мотоцикл не мешал пешеходам, а именно не оставляйте свое транспортное средство близко к бордюрам или фасадам зданий.