Скрытая угроза
6 июня 2008
Неразбериха в законодательной базе России дает зеленый свет производителям низкокачественных шлемов, а действующие ПДД тип применяемого шлема не регламентируют! Можно ездить в чем хочешь.
Что бы ни говорили поборники гражданских свобод о пластмассовом колпаке, ущемляющем права человека на мотоцикле, только шлем в состоянии защитить голову от набегающего потока, дождя, встречных насекомых и прочего. А случись вылететь камню из-под грузовика (или вам вылететь с дороги), этот головной убор может избавить от общения с нейрохирургом и длительного отдыха в горизонтальном положении на казенных харчах.
Мотошлем действительно относится к элементам пассивной безопасности ТС, снижающим вероятность черепно-мозговых травм и тяжесть их последствий при ДТП. К этому мы уже привыкли, и в большинстве своем мотоциклисты предпочитают ездить в шлеме, а не без него. Однако далеко не все довольствуются моделями уважаемых, а значит и недешевых, производителей. Делают выбор по принципу «лишь бы что-то было на голове». Какого качества и уровня – это вопрос второстепенный! Главное, чтобы доступно по цене и красиво. Но именно такие ширпотребные и недорогие шлемы таят в себе скрытую угрозу. На кону игры ваша безопасность. Давайте разберемся, почему так выходит? Почему работники ДПС не штрафуют тех, кто передвигается в тряпичных шлемах танкистов, железных касках или пластиковых колпаках вычурной формы? Да и откуда берутся неказистые подделки, которые лишь издали напоминают шлемы?
Вопрос настолько тонкий и неоднозначный, что разобраться с ним в лоб практически невозможно. Обратимся к законам. Нормативные документы и законодательные акты разрабатываются многими странами, выпускающими мототранспортные средства. А учитывая международный характер требований безопасности, и рядом европейских стран в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций. Еще в далеком 1958 году был подписано «Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов, оборудования и частей моторных перевозочных средств». В соответствии с этим документом страны-участницы обязаны: разрабатывать и принимать единые рекомендации по требованиям к параметрам транспортных средств, их отдельным узлам и методикам испытаний; проводить испытания и проверки соответствия узлов или параметров ТС нормативным требованиям по разработанным методикам испытаний; присваивать знак официального утверждения по результатам испытаний; признавать на территории всех стран-участниц Соглашения знак международного утверждения, присвоенный страной, проводившей испытания.
С этим все четко и понятно. Здесь страны работают вместе и для одной цели. Знак официального утверждения наносится на отдельные детали и узлы ТС. И этот знак содержит сведения о том, в какой стране производилось испытание узла, номер официального документа, в котором зарегистрированы результаты испытаний, порядковый номер Правил ЕЭК ООН, требованиям которых удовлетворяет данный узел.
Поскольку во многих странах запрещена езда на мотоцикле без шлема на голове, следовательно, защитный шлем является (согласно дорожному законодательству!) обязательным оборудованием мототранспортного средства, обеспечивающим пассивную безопасность водителя и пассажира (или пассажиров). Вполне логично, что подобное оборудование должно соответствовать нормам безопасности, предусмотренным Правилами №22 – иначе пропадает смысл требований дорожного законодательства. Возьмите в руки шлем любого официального производителя – на ярлычке, пришитом к ремню или подкладке (у некоторых шлемов выдавлено еще и на стекле) вы увидите обведенные кругом большую букву «Е» и маленькие цифры. Как вы уже догадались, цифры указывают, в какой стране проводилось испытание данного шлема. 1 – Германия, 2 – Франция, 22 – Россия и так далее – все знаки равноценны. Замечу, что обозначение 22 встречается достаточно редко и причин тому две. Первая – если шлем поступил на российский внутренний рынок официальным порядком, то он уже один раз омологирован, и нет никакого смысла омологировать его повторно. Вторая – в России целесообразно омологировать только российскую продукцию, а производство мотошлемов сохранилось лишь в Гатчине – о других производителях нет никакой информации. На данный момент в России нет испытательных лабораторий, аккредитованных по Правилам №22 (ГОСТ 441, 22-2000). К слову, омологация – это испытания, проводимые в целях определения того, в какой степени защитный шлем соответствует установленным требованиям. Рядом со Знаком – строчка цифр и букв. В России требования безопасности к мотошлемам по ГОСТ Р41.22-2001 соответствуют требованиям Правил № 22 ЕЭК ООН, серия поправок 05, более того, ГОСТ разрабатывался в соответствии с Правилами (если точнее, то переводился методом обложки, т.е. буквально). Из чего следует, что шлем, имеющий Знак официального утверждения, полностью соответствует требованиям российского ГОСТа. Надпись ЕСЕ R22-5 у Знака прямо на это указывает. Указание может быть в виде одной или двух строчек цифр – суть от этого не меняется.
Например, обозначение 052163-1958 расшифровывается так: 05 – данное официальное утверждение было предоставлено в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН №22, которые на тот момент уже включали поправки серии 05. 2163 – номер официального утверждения, 1958 – серийный номер продукции. Если шлем предназначен для продажи в стране, на территории которой действуют национальные, более жесткие требования безопасности, проводится сертификация согласно этим требованиям. И тогда на шлеме появляется еще один знак. К шлемам, предназначенным для спортивных соревнований, могут применяться иные, более жесткие требования.
Но Россия остается Россией – в действующих Правилах дорожного движения есть ссылки на ГОСТ, регламентирующий количество вредных веществ в отработавших газах и их дымность, на требования к техническому состоянию автотранспортных средств, на светопропускание стекол, а состав аптечки первой помощи утвержден приказом Минздравмедпрома. Но те же Правила тип применяемого шлема не регламентируют! ГОСТ, требованиям которого этот шлем должен соответствовать, не дает четкого определения что вообще является мотошлемом. Более того, в ГОСТ Р41.22-2001 единообразные предписания касаются защитных шлемов, предназначенных для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов – определение «мотошлема» (замечу, термин используется Правилами) там отсутствует! Вот и получается, что каждый российский мотоциклист волен выбирать защитный шлем по своему разумению – лишь бы обладал свойством застегиваться. Спрашиваете, где застегиваться? А где хотите, Правила этого тоже не регламентируют. И каков результат?
Производители мотошлемов тратят на разработку и испытания шлемов на соответствие нормам безопасности немалые средства, что сказывается на цене конечной продукции. Даже в относительно благополучной Москве не каждый мотоциклист может осилить покупку шлема за $200-250, что уж говорить об областных и районных центрах! Зато на стихийных рынках в избытке неизвестно где и кем произведенных шлемообразных пластиковых горшков. Яркая наклейка, приятно низкая цена, с виду блестящие... Ничего, что куски поролона из подкладки высыпаются, и на голове сидит как ведро. Главное, по цене доступные.
Но вот в чем вопрос. Шлем, плотно сидящий на голове и не издающий лишних шумов, позволяет доехать из Петербурга в Москву без особого напряжения, а бьющий по лбу при каждом ускорении и по затылку после нажатия на тормоз, изрыгающий целую гамму разнообразных шумов и свиста, способен «насвистеть» воспаление среднего уха и вызвать эффект шелудивости. Такая пластиковая кепка ничего, кроме головной боли и желания ее выкинуть в придорожную канаву, не вызывает.
Но пес с ним, с комфортом. Какие будут последствия, если в таком безродном «котелке» просто завалиться на светофоре и при этом удариться головой об угол борта стоящей рядом машины? Отделаетесь легким испугом или сотрясением мозга, будете оставшуюся жизнь «отряхиваться и смеяться» подобно герою анекдота или отправитесь прямиком на кладбище.
Однако такие мысли мало кому приходят в голову. Вот и покупают люди унылые шлемообразные конструкции – не столько для собственной безопасности, сколько «для ГАИ». На первый взгляд, выход из сложившейся ситуации вроде бы есть. Внести в Правила ссылку на ГОСТ несложно, и при прохождении техосмотра проверять соответствие (наличие ярлычка) большого труда не составит, да вот есть ли смысл в этой затее? Если кто-то производит «шлЁмы», что им стоит пришивать ярлычки и писать на колпаке не Tornado и Roket, а SHOEI и ARAI? Далее, если в какой-нибудь деревне Замухлюевке мотоциклисты ездят без «прав», шлемов, номеров и техосмотров, а ГОСТа они и в глаза не видели – они ведь так и будут ездить дальше, плевать им на ПДД! В некоторых кругах существует мнение, что шлем – это пόшло, и настоящий байкер должен ездить БЕЗ ШЛЕМА. Ведь в случае аварии ущерб наносится только себе – так считают многие.
Вот и получается, что в шлемах ездят только те, кто без шлема не ездит. Пусть дорого, но человек изыскивает средства на не самый современный, не самый комфортный, но, тем не менее, безопасный шлем, который не подведет. И делает это по собственному желанию, не дожидаясь указаний сверху, и не потому, что так написано в ПДД. Голова-то ведь своя и всего одна!
текст: Антон Сергеев МотоРевю 2003