Суд инча
4 февраля 2009
Кастомайзеры – люди глубоко творческие и придерживающиеся вольных взглядов, но даже для них есть вещи и понятия святые. Каждый мастер имеет свои предпочтения в стиле, концепции, технических параметрах мотоцикла, не является константой и готовность механиков и дизайнеров на эксперименты, правило лишь одно – двигателем должна быть поперечная V-образная двойка, а всё остальное – исключение из правила. Чаще всего в ход пускается стоковый мотор, но кастом – еще не до конца кастом, пока и силовой агрегат не подвергся изменениям. Уже несколько десятков лет многие компании выпускают моторный тюнинг, но некоторые пошли дальше и начали выпуск собственных двигателей V-Twin, клонов агрегата H.-D. Именно такие чаще всего используют в работе профессионалы и именно о них мечтают продвинутые любители. Здесь мы постарались собрать самые часто используемые в кастомайзинге модели моторов и новости компаний, их производящих. А если вы предпочитаете рядные четверки – вам на другие страницы. Здесь речь пойдет о святом…
Harley-Davidson
В общем, нет ничего удивительного в том, что кастомайзеры используют моторы этой компании. Это эталон, классика, основа основ. Но душа художника всегда в поиске, поэтому даже этот «натуральный» продукт очень редко избегает вмешательства извне. Только ленивая контора по производству запчастей для этого класса мотоциклов не вносит в каталог свои варианты фарша для мотора. Даже на самом заводе вам с удовольствием увеличат объем и мощность вашего красавца за счет установки китов марки Screamin Eagle. Что бы там ни говорили, но даже несмотря на определенный проигрыш стоковых двигателей по некоторым позициям моторам мелких серий других компаний, у них есть одно неоспоримое преимущество – надежность, потрясающая надежность ладно сделанного заводского продукта, а как бонус к ней – куча относительно доступных запчастей от тысячи производителей.
S&S
Начнем с лидеров. S&S добились, пожалуй, наибольших успехов в продвижении своих V-образных продуктов в массы. В далеком 1952-м году основатель компании Джордж Смит произнес сакраментальную фразу: «Я хочу, чтобы все мотоциклы ездили быстрее». И запустил производство разнообразной начинки для моторов. Вслед за поршнями и цилиндрами дело доросло и до двигателей, «клонов» Harley-Davidson. Постепенно завоевывая рынок, фирма отпраздновала полувековой юбилей, окрепла, возмужала и вошла в 2008-й год с достойной новинкой. Новая серия под кодовым названием «P» была создана после успеха предыдущей модификации «SH». В ней, напомню, компания предложила клиентам двигатели объемом от 80 до 103 кубических дюймов, имитировавшие легендарный мотор Shovel Head, но предлагавшие значительные по сравнению с оригиналом технические преимущества. «P» серия – это теперь уже старые добрые Pan Head, сделанные на основе опыта работы с «SH», но с дополнительными обновлениями. В частности в новом моторе был установлен гидравлический привод клапанов собственного производства и модифицирована система смазки. А самое главное, благодаря широте модельного ряда двигатель этой серии можно будет установить на любое «харлеевское» шасси от 48-го года до 99-го года, пока завод в Милуоки не перестал выпускать раздельные двигатели и коробки передач. В наш век любви к «ретро» этот V-Twin просто обречен на успех и признание, для ностальгирующих это оптимальный вариант! Другая новинка от S&S, мотор X-Wedge – нечто новое для компании. На протяжении шести лет инженеры S&S трудились над проектом, и этой зимой был выпущен первый такой двигатель. 56° между цилиндрами, современный саморегулирующийся инжектор, три распредвала – вполне можно сказать, что это новое слово в серийном производстве Big Twin. Большой выбор объемов двигателя также не может не быть приятным для покупателей – можно под свой вкус и кошелек выбрать из вариантов от 110 до 139 кубоинчей. Эти две серии закрепили авторитет компании на рынке. Впрочем, о серьезности намерений S&S говорит и признание их продукции чуть ли ни всеми звездами кастомайзинга и крупными тюнинговыми ателье. Big Dog и Arlen Ness и вовсе комплектуют свои мотоциклы «Эсэндэсами» на постоянной контрактной основе.
RevTech
Пожалуй, одними из главных конкурентов S&S в деле моторостроения является компания RevTech, выпускающая широкую модельную линейку V-Twin’ов. Будучи подразделением Custom Chrome, RevTech решили очень важную проблему – проблему сбыта. Через каталог и многочисленных дилеров, за счет приятной цены и множества модификаций запросто выдерживая конкуренцию с другими производителями, многие тысячи моторов рассылаются клиентам во всем мире и становятся сердцами самых радикальных кастом-проектов. Из новинок у RevTech стоит отметить новый 110-инчовый мотор, который механики Custom Chrome, не спя ночами, закончили к грядущему сезону. Клиентам обещаны низкие вибрации за счет уменьшения рабочего хода поршня до четырех дюймов, а кроме того, мотор, как всегда, мощен и красив – ну что еще надо почитателю культа V-образников?!
TP-Engeneering
Еще один сильный игрок на рынке, заслуженно бравирующий своей надежностью и качеством исполнения. Эти моторы дороже многих своих конкурентов, но при ближайшем рассмотрении становится понятно, на каком основании. Не припомню, чтобы TP когда-либо заигрывали с формами, дизайнеры просто взяли классический двигатель и добились его идеальной обработки. Другое дело – содержание: новая серия моторов, состоящая из экземпляров в 114, 121 и 124 кубодюйма, вполне претендует на звание высокотехнологичной. Каждый из этих двигателей снабжен новой запатентованной системой смазки, заставляющей масло сперва проходить через фильтр, прежде чем попасть в двигатель, и обеспечивающей постоянное его поступление в верхнюю и нижнюю части мотора; новым зажиганием с датчиком положения вала; специально разработанными поршнями, штангами и предметами экстерьера вроде крышки воздушного фильтра.
R&R
У этой компании есть несколько лозунгов, которые не могут не подкупить. Как вам определение «Внешний вид ювелирного украшения» или «Качество швейцарских часов»? Понятно, что и цена соответствует вышеприведенным эталонам. Но в любом случае, R&R – моторы для особых целей, выполненные из алюминия дорогих марок с использованием только американских запчастей, что уже сразу подкупает состоятельных штатовских клиентов.
Ultima
Бойтесь, старожилы рынка! Вот у кого по-настоящему широкий ассортимент: 80, 89, 96, 100, 107, 113, 120, 127, 130, 140 ci., от 75-ти лошадиных сил до 165-ти. Любая форма комплектации, любые варианты поставки, продажа мотора по запчастям – Ultima готова на все, чтобы завоевать рынок. Крайне лестные отзывы клиентов, оперативная работа менеджеров, а главное, вменяемая цена делают свое дело – шаг за шагом, мотор за мотором компания отбирает позиции у бывалых и опытных, и вот уже многие кастомайзеры пробуют новинку, а скоро не увидят никаких «но», чтобы «пересесть» на Ultima полностью.
Zippers
А вот продукция этой фирмы одобрена даже самим заводом Harley-Davidson. Существующая уже больше 20-ти лет компания занимается в основном «зарядкой» стоковых двигателей. На ее дрожжах обычный «Эволюшн» может запеть совсем другим голосом и совсем другие песни, но особого внимания заслуживают двигатели, производимые под этой маркой. Опять же в ходу нескромные объемы от 95-ти до 131-го дюйма, но главное – это полный полет инженерной фантазии. Хочешь четырехклапанные головки для спортивной езды? Пожалуйста! Желаешь тракторный крутящий момент? Уже готово!
Patrick Racing
Вот моторы для любителей идеального внешнего вида. Безукоризненная отделка, сплошной хром и полированный алюминий – предел мечтаний мастера, ценящего визуальную составляющую в кастомайзинге. Цена двигателей, представленных в вариациях 113-, 120-, 125- и 128 кубических дюймов вполне соответствует и блеску, и мощности, здесь сэкономить не удастся. Все моторы комплектуются распредвалами и алюминиевыми головками Patrick Racing, карбюраторами Mikuni и системой рокеров компании JIMS. Стандартная для Patrick Racing степень сжатия составляет 10.25, 128-дюймовый мотор имеет электронный декомпрессор.
JIMS
Компания JIMS, в свою очередь, порадовала любителей «помощнее» и «побыстрее» новым двигателем объемом 131 кубик. Как и в предыдущих версиях, ход поршня составляет 4,5 дюйма, но сам поршень прибавил в размерах и теперь составляет 4 5/16 дюйма в диаметре. Алюминиевые головки разработаны с учетом аэродинамики и, по словам инженеров, охлаждаются лучше, чем когда-либо, а модернизированная масляная помпа так и вовсе делает работу механизмов как нельзя более вольготной. JIMS всячески обращает внимание общественности на свои старания в области заботы о клиенте и эту модель заявляет, как подходящую для всех типов стоковых и не очень рам.
Accurate Engeneering
А теперь время для творчества в чистом виде. Специалисты компании заявляют о своей готовности взяться за любой проект. Всё просто: клиент платит – чудеса рождаются. Все комплектующие моторов Accurate сделаны в собственной мастерской, а результат всегда соответствует количеству нулей на чеке. Абсолютно заслуженно эти моторы считаются одними из лучших в мире и уж точно самыми элитными, не зря в компанию стоит очередь из представителей верхнего эшелона кастомайзинга, созревших на новый «из ряда вон» проект.
Kiwi
А вот эти ребята зашли дальше всех и начали делать реплики Flathead. Для любителей старины – лучше нет варианта как оборудовать свой мотоцикл компактным и изящным моторчиком от KIWI с недетским объемом в 84 куба и развалом цилиндров в 42°. Мотор по пожеланию может комплектоваться трансмиссией, первичной передачей и сцеплением или же работать со стандартной коробкой от Evolution. Настоящая находка для любителей!
STD
Очередная компания, успешно поворачивающая время вспять. Любые объемы (от 74 до 120 дюймов), заключенные в обложку Pan/Shovel или Shovelhead, полная подготовка к работе и комплектация карбюратором Mikuni и всей электросистемой, испытания каждого мотора на стенде – это ли не забота о брате-кастомайзере?
Выше приведен далеко не исчерпывающий список доступных на рынке двигателей V-Twin, но и этого достаточно, чтобы понять, что рамки в кастомайзинге определяются не техническими возможностями, а степенью воспаленности воображения, ну или еще, по правде говоря, финансами. И еще. Как вы обратили внимание, в мире Kustoms (именно так, с большой буквы «K») измерения приняты в дюймах или просто «инчах». А потому напомню лишний раз: 1 дюйм = 25,4 мм, 1 кубический дюйм =16,39 кубических же сантиметров.
текст: Дмитрий Хитров МотоРевю 2008