Без бирок и бумажек
5 февраля 2009
Повальный отбор гаишниками «прав» (не там ехал, не так стоял, не то выпил...) породил спрос на «полтинники» даже у тех, кто к ним относился, мягко говоря, поверх очков. Да и те, кто (ещё?) при категории, подумывают о приобретении «немеханического транспортного средства». Не говоря о традиционном «для детей, на дачу».
Кстати, о «немеханическом». Трактовки в ПДД, КоАП и в техрегламентах по сертификации отличаются. Но все они сводятся к одному: мопед – двухколесный «неполноценный» транспорт, по документам (а без них никак – иначе одобрение типа не получишь и через границу не перевезешь) имеющий рабочий объем до 50-ти кубов и конструктивную (обратите внимание на термин, не имеющий юридического определения) максимальную скорость 50 км/ч.
Что это означает на практике – по отношению, по крайней мере, к экземплярам, ввезенным к нам новыми? Есть номера на раме и моторе, прописанные в договоре купли-продажи или другой справке из магазина (не поленитесь ее с собой возить), и там написано «мопед» – всё, можете ехать без «прав», номеров и прочего техосмотра. (Да и не пройдете его и даже не застрахуете – ибо транспортное средство НЕмеханическое). Это я к тому, что некоторые китайские компании ввозят сюда не совсем «полтинники». Точнее, совсем не «полтинники» – рабочий объем может составлять 72 или 82 куба, но по всем документам (в том числе европейскому сертификату ) это мопеды. А значит, с вас как потребителя взятки гладки. Как и при тюнинге, каким бы радикальным тот ни был.
ЧАЙНА-КАЛ
Китайское – уже давно не синоним «отстойного». Но начнем мы именно с таких, купив которые, получаешь головняк сначала с ремонтом, а потом – поняв, что этот ремонт, подобно квартирному, нельзя закончить, а можно только приостановить – вывозом на помойку. Я о массе аппаратов с труднопроизносимыми названиями, продающихся в супермаркетах чуть ли не за 20000 руб. Впрочем, в этой массе есть и продукция вроде приличных марок, и даже собранная как надо. Одна беда – сконструированная как попало. Типичный пример – дешевые модели «Балтмоторс», например, Joy за 26912 руб. Выглядит прилично и даже местами солидно, вот только мотор – калька древнего Suzuki. Не сразу (а непосвященный так и слишком поздно) поймешь, что трансмиссия одноступенчатая, то есть вместо вариатора цепная передача в масляной ванне. Если для совсем легких аппаратов типа Smile (цена 21083 руб.), на коих ввиду восьмидюймовых колес быстрее 25 км/ч и ехать страшно, это еще куда ни шло, то здесь мотор всё время работает на пределе. Ну не рассчитан силовой агрегат на постоянную езду на всю ручку, да еще и вдвоем! (Последнее, к слову, запрещено нашими ПДД.) Но – что еще веселее – не рассчитан он и на стоянку с работающим двигателем: маслонасос двухтактника приводится от... заднего редуктора, то есть чем быстрее едешь, тем лучше смазка. В общем, куда ни кинь, везде клин. Или не «клин», но полный износ ЦПГ спустя пару тысяч. А цены на железки не самые маленькие, не говоря об услугах механиков. В общем, всё как в пословице: «Скупой платит дважды, тупой трижды, лох всегда».
КИТАЙ ПРИЛИЧНЫЙ
Впрочем, в гамме «Балтмоторс» есть еще Joy S и Joy R. Первая с двухтактником, скопированным с более современных Suzuki, вторая с четырехтактником китайской разработки. Обе без «косяков», присущих односкоростной версии. Недостатки же типичны для «китайцев»: паршивенькие тормоза, такие же подвески и еще хуже рама. Впрочем, даже для двухтактника (замечу, весьма резвого, кто раньше юзал, например, Suzuki Sepia, поймет) ходовки хватит – не говоря уже о четырех тактах.
Собственно говоря, при покупке китайского скутера из нижнего (но не халявного!) ценового сегмента выбор стоит в первую очередь по типу мотора. А именно из трех типов: копии Suzuki, копии двухтактной же «горизонтальной Yamaha» (оригинал ставился и ставится, в частности, на Jog, Neos, Malaguti Phantom и многие, многие другие скутеры) – и четырехтактного двухклапанника, известного как GY6. Первый «валит» лучше всего, но с ресурсом там похуже других, четыре такта, как водится, практически не едут. На мой взгляд, лучшим выбором будет покупка скутера с «китайской «Ямахой». И с мощностью там неплохо, и с надежностью, но главное – мотор изучен сервисменами вдоль и поперек ввиду своей массовости, и по той же причине ассортимент «афтермаркета» и тюнинга на него просто колоссальный.
Такой мотор стоит, в частности, на Slels Alpha – достоверной копии Benelli Pepe. Точнее, не совсем копии: обе модели производятся на одном конвейере. 16-дюймовые колеса, до сих пор не устаревший европейский дизайн, совсем не китайское качество – и за всё про всё 33000 руб. Столько (если не меньше), что и за упомянутые «Балты» и кучу других «кетайчегов» классом куда ниже Alpha.
Вообще, действия «Веломоторс» (владельца бренда Stels) иначе как демпингом не назвать. Сделав себе имя на велосипедах, компания расчищает себе плацдарм под будущую промсборку скутеров. А потому демпингует нещадно. Так, простенький, типичный для китайцев как по уровню, так и по качеству Stels SKIF (аналог Vento Zip LI) стоит не 36000, а 28300 руб. Долго это продлится? Посмотрим.
Еще одно предложение года – Zongsheng Cama за 36000 руб. В ее основе – механика Piaggio Zip 4T. Причем собственной персоной: обе модели собирают на одной нитке конвейера СП в Фошане. Только пьяджевские клейма забивают. Из отличий я нашел только иной пластик (и то не весь – руль и фара идентичны) и VIN. Последний, кстати, идентичен и для 100-, и для 50-кубовой (обе четырехтактные) модификаций. А «сотка» едет, как «раздушенный» и даже слегка подтюненный двухтактный «полтинник». Выводы делайте сами...
ДРУГАЯ АЗИЯ
Помимо Китая, в Азии есть другие страны-производители скутеров. Причем скутеров, по качеству сравнимых как минимум с лучшими образцами «китайцев». Это тайваньские CPI, SYM и KYMCO, а также корейский Daelim.
Основная масса их скутеров – псевдоспортивные модели с двухтактными «воздушниками». Начиная от многократно отрестайлингованного SYM Jet Euro X (54500 руб.) и заканчивая не только пере-перелицованного, но и пере-переименованного CPI Aragon за ту же цену. Дизайн близок к европейскому с отставанием лет на несколько. Колеса в основном 12-дюймовые, но есть и варианты с 10-дюймовыми «внедорожными» колесами.
Есть и оригинальные модели. Например, семейство Kymco Agility, выпускаемое на 12- (47000 руб.) и 16-дюймовых колесах. Предельно простые технологически и конструктивно, они направлены на прямую конкуренцию с «китайцами». Еще один «большеколесник» фирмы, People S, более традиционен по дизайну, оснащен четырехтактным мотором и куда дороже – 73000 руб. А конкурент Agility, Daelim Cordi стоит и вовсе 43650 руб.
Как видим, выбор здесь немаленький, качество очень даже, а цена соответствует или даже ниже, что делает аппараты этой группы золотой серединой между «кетайчегами» и «Европой». Исключение лишь CPI GTR 50, скутербайк с мотором жидкостного охлаждения за 110000 руб., напрямую конкурирующий с моделями европейского происхождения.
ЕВРОПА
Конкуренцию вышеописанным аппаратам могли бы составить бюджетные версии «европейцев» – например, Derbi Atlantis. Но их к нам не завозят по разным причинам. В результате Piaggio group и Yamaha Europe занимают исключительно топ-сегмент данного рынка со своими моделями с двухтактниками жидкостного охлаждения.
Есть, правда, исключения из правила – «большеколесный» (16 спереди, 14 сзади) Piaggio Liberty S и «спортивный» Piaggio NRG DT. Но исключения лишь в плане типа мотора – с воздушным охлаждением. Цена немаленькая: 102025 руб. и 103694 руб. соответственно. В последнем случае лучше доплатить 8904 руб. за версию с жидкостным охлаждением и задним дисковым тормозом.
Прямые конкуренты NRG DD – Aprilia SR50 и Gilera Runner SP 50. Моторы те же, и даже многие элементы шасси унифицированы. Вот только цена повыше: 125769 руб. и 109150 руб. соответственно. И лишь во втором случае переплату можно назвать оправданной: рама жестче за счет распорки, а бензобак в полтора раза больше. Последнее существенно, если решитесь на тюнинг: «водяные Piaggio» лидеры не только по мощности «в стоке» (естественно, после «раздушки»), но и по отдаче при тюнинге одного и того же уровня.
В этом они лучше даже «водяных Minarelli», установленных на Yamaha моделей Aerox и Jog RR. Первый выпускается еще с 1996 года и до сих пор популярен среди молодых и не слишком рослых (при росте свыше 175 за рулем некомфортно). Второй компактнее и практичнее (плоский пол, больше пространства для водителя, да и задний барабанный тормоз требует обслуживания меньше). К тому же дешевле против 114760 руб. у Aerox. Вот только «тюнить» его сложнее: дополнительный радиатор воткнуть особо некуда.
Отдельной строкой стоит Vespa. 50-кубовая модель LX предлагается в двух видах: базовом, и S в духе 70-х. Стальной корпус, уникальный дизайн и культовый статус диктуют цену – 99900 и 107300 рублей соответственно. Некисло за аппарат с «воздушным» мотором, тем не менее, это не останавливает не только фанатов, но и просто желающих иметь скутер не только практичный, но и стильный, к тому же с именем... И с кучей всевозможной приблуды – от модной одежды до настенных часов. Особенно популярна «младшая» Vespa в качестве подарка. Впрочем, популярность и Vespa, и других «европейцев» не идет ни в какое сравнение с представителями более дешевых сегментов.
АНТИСКУТЕРЫ
50-кубовыми бывают не только скутеры, но и мотоциклы. Выбор последних у нас пока не то что ограничен – он состоит на данный момент из одной-единственной модели. Это эндуро Aprilia SX50 за 146545 руб. Всё по-взрослому, от алюминиевой «диагонали» до подвесок, только чуть полегче да компактнее, и мотор – двухтактная «водянка», после «раздушки» выдающая 7,5 л.с. и тюнингуемая «по гражданке» до 14, а «по максимуму» и до 26 л.с.
В ближайшее время ей составит компанию Derbi Senda 50 DRD Evo – построенный на той же платформе (и собираемый на том же конвейере в Барселоне) супермотард на легкосплавных 17-дюймовых колесах. Эта модель – топ-версия мини-мотоциклов Derbi, выпускаемая ограниченным тиражом. Тем не менее, ее цена даже чуть ниже Aprilia – 146150 руб. Что тоже совсем немало, впрочем, свой покупатель у таких супермопедов всегда находится. Как находится свой покупатель и на «Тайвань», и на «Европу», и даже на самый халтурный «Китай». Впрочем, на откровенное безобразие желающих все меньше. И слава Богу.
текст: . Stinger МотоРевю 2008