СЧАСТЬЕ И НАДОЛГО
9 февраля 2009
Если вас заинтересовала тема заголовка, вы счастливый человек! Ведь об обкатке интересно знать тем, кто купил новый мотоцикл. Единственное, что омрачит ближайшее будущее - ограничения режимов езды: таковы требования производителей. Но действительно ли необходима эта самая обкатка? Да! И нет!
Помню, я удивился, когда на одной из гоночных трасс во Франции в день тренировок увидел такую картину. На трейлере с логотипом известной команды привезли Yamaha R6. Абсолютно новый - в коробке. Механики быстро собрали аппарат, пилот надел комбез, завел двигатель. За какие-то пять минут прогрел его путем прогазовок до ограничителя оборотов, прыгнул в седло и умчался, щелкая передачами как сумасшедший. Когда я спросил, а как же обкатка, техники лишь посмеялись: дескать, - это же Racing Bike!
Действительно, ресурс двигателя мотоцикла для гонок ограничен тремя-четырьмя тысячами км, затем обязательно следует переборка. Качество же изготовления современных мотоциклов очень высокое, отказ от обкатки ни снижения мощности, ни поломок деталей двигателя не вызывает. Ничего трагического не произойдет и с другими элементами мотоцикла. Если вы собрались в серьезный спорт, полчаса езды по трассе в умеренном темпе - вот и все, что нужно.
Получается, если гонщики не обкатывают мотоциклы, то обычным мотоциклам это и вовсе не нужно?А вот и нет! Если купили аппарат, чтобы проехать на нем много тысяч километров, его обязательно надо как следует обкатать. Дело в том, что все детали, на каких бы высокоточных станках их не обрабатывали, выходят с мельчайшими неровностями, заусенцами и пр. Когда узел собран и "приступает к работе", неровности начинают притираться. Но если нагрузка на силовой агрегат "по полной программе", то запредельно возрастет и сила трения в тех местах, где деталь имеет пусть микроскопический, но недостаток. Происходит местный перегрев, возникает зона сухого трения и, как следствие, повышенный износ деталей. Его уже не остановишь: 5-10 тыс. км пробега - готовьтесь к ремонту машины.
Добавлю, с двигателями, чувствительными к перегреву, имеющими воздушно-масляное охлаждение (особенно 2-тактными), шутить вовсе нельзя. Как правило, слишком интенсивная эксплуатация в период обкатки приводит к серьезному тепловому удару по цилиндро-поршневой группе. Случись он хоть раз, - речь уже пойдет не о снижении ресурса, а замене 3/4 деталей мотора. К категории "с ними не шути" относятся все без исключения моторы отечественных мотоциклов.
И вот еще что очень важно. Притираются детали не только двигателя - практически каждая деталь мотоцикла должна приработаться.
За сим даю ряд практических рекомендаций по обкатке и поздравляю с приобретением нового мотоцикла! Желаю ему и вам долгих лет совместного счастья.
P.S. Даже если приобрели бывший в употреблении мотоцикл, воспользуйтесь приведенными выше советами и покатайтесь спокойно хотя бы пару дней. Возможно, перед продажей мотоцикл ремонтировали и установили новые детали.
Начну с покрышек. Необходимо проехать как минимум пару сотен верст, пока не сотрется верхний - "скользкий" слой резины, только затем шина начнет держать дорогу. Для первых пробегов предпочтительней выбирать извилистые дороги - на них шины будут "работать" всем профилем. Коробке передач также полезна виляющая дорога: на ней чаще щелкаешь скоростями, - вот подвижные детали и быстрее притрутся.
При маневренной езде скорее "усядутся" по местам и подшипники. Особенно важно отследить приработку подшипников рулевой колонки. Не зря ведь большинство производителей рекомендуют протягивать этот узел в пределах первой тысячи километров пробега.
Тормозные диски и колодки тоже нуждаются во взаимной приработке. Так что прежде чем испытать, как разгоняется ваш болид, убедитесь, что он уже научился адекватно останавливаться. В полной мере такая способность появляется у машины через 100-150 км езды, чередуемой с торможениями.
Если в мотоцикле привод колеса цепью, она, цепь, будет растягиваться в течение первых тысяч км. Не спешите ругать производителя - это неизбежный результат приработки цепной системы передачи. Первый осмотр цепи проведите после верст пятисот. Обнаружите, что она повисла полумесяцем и собирается прогрызть дырку в маятнике, - подтяните и смажьте ее специальной смазкой.
Редуктору тоже необходима обкатка - это очень важно! Плохо прикатается шестеренчатая пара заднего моста, - начнет противно выть, а вскоре и вовсе развалится. Причина одна - забыли вовремя заменить масло. То, что заливают на заводе, опасно насыщается продуктами приработки деталей (иначе говоря, металлом) задолго до срока, положенного до его замены. В редукторе и коробке передач меняйте масло уже после первой тысячи км пробега.
Владимир Чайковский
Источник: MOTO.ZR.RU - Журнал "Мото" 2003