Байкер из склепа
2 апреля 2009
Не за горами открытие мотосезона-2009. Вместе с ним, как правило, вновь появляются проблемы взаимоотношений между мотоциклистами и автомобилистами. Их взаимная нелюбовь на дороге более чем очевидна. Но стоит ли относиться друг к другу подобным образом и не лучше ли сосуществовать мирно?
Оговорюсь сразу, что я авто- мобилист. И, признаться, никогда в жизни не садился за руль мотоцикла. Более того, честно скажу, что боюсь этого. Потому предпочитаю передвигаться в панцире автомобильного кузова.
Закон джунглей
Большинство водителей за зиму отвыкли от суматошной езды, присущей теплому времени года. Динамичные разгоны, малые дистанции, короткие тормозные пути только начинают возрождаться. Даже самые лихие ездоки зимой стараются двигаться аккуратнее, нежели летом. Так, в принципе, и должно быть.
Но с наступлением теплых дней это быстро проходит, и водители, ощущая под колесами чистый и сухой асфальт, начинают ездить вальяжно, порой даже небрежно. Мы начинаем с визгом разгоняться и моментально перестраиваться. Надеясь на мощность двигателя, совершаем опрометчивые обгоны, одновременно наслаждаясь чувством лидерства в общем потоке. И продолжается это до тех пор, пока на одном из перекрестков рядом с собой не услышим урчание форсированного мотоциклетного мотора. Через мгновение, оторвав от дороги свое переднее колесо, байк срывается с места и превращается в точку, оставляя позади себя всех без исключения. Либо за городом, едва заметив в зеркале заднего вида маленькую светящуюся звездочку, не успеваем моргнуть, как мимо нас молниеносно проносится мотоцикл и исчезает за линией горизонта. Это задевает самолюбие многих.
Как же получилось, что одновременное присутствие на проезжей части байкеров и автомобилистов превратилось чуть ли не в противостояние? На мой взгляд, причина в том, что долгое время на наших дорогах достойные мотоциклы просто отсутствовали, и мы к этому привыкли. С начала девяностых до совсем недавнего времени их, можно сказать, не было вообще. А до этого наблюдались лишь маломощные отечественные "Ижы" да "Восходы" с "Минсками". Встречались, конечно же, и чешские "Явы", но и они не идут ни в какое сравнение с современными двухколесными монстрами.
Нынешняя ситуация на дорогах страны выглядит совсем по-другому. Нельзя однозначно сказать, в какую сторону она изменилась. Однако неоспоримым фактом является то, что раньше люди ездили намного аккуратнее и внимательнее. На проезжей части всегда присутствовало взаимное уважение. Сейчас же налицо принцип "чем дороже машина, тем главнее дорога". От агрессии, исходящей от современных водителей, иной раз в дрожь бросает. А она, как известно, ничего, кроме себя самой породить не может. В результате те, кто по сути своей ездит аккуратно и спокойно, вынуждены становиться такими же агрессорами, опасаясь быть подрезанными или прижатыми.
Отмечу, что и сам я езжу довольно динамично. Иногда даже превышаю скорость, чего уж греха таить. Самое интересное, что делаю это вынужденно из соображений безопасности, как бы парадоксально это ни звучало. Всякий раз в начале движения, намереваясь быть дисциплинированным, уже через два-три квартала понимаю, что это нелегко и испытываю желание отказаться от своих намерений. Затем после нескольких экстренных торможений непроизвольно начинаю ехать быстрее, стараясь занять активную позицию в трафике. В итоге тоже становлюсь агрессором.
Наверняка со мной согласятся многие. Ведь на наших улицах, увы, действует самый настоящий закон джунглей, при котором слабые обречены на неприятности. Не пора ли вспомнить, что мы все-таки люди? Ведь наибольшей опасности в этих джунглях подвергаются неопытные водители и все без исключения мотоциклисты, коих на наших дорогах уже немало. И если первые рискуют быть всего-навсего потрепанными, то для вторых каждая поездка может оказаться последней.
Не так страшен байк, как его малюют
Особое отношение как автомобилистов, так и пешеходов к байкерам сложилось довольно давно. Долгое время считалось, что мотоцикл покупает тот, у кого не хватает денег на машину. Водители постарше даже помнят поговорку: "Что между ног, то не транспорт". Сегодня она абсолютно утеряла свой смысл. Стоимость современного байка едва ли уступит стоимости приличного автомобиля. К тому же у большинства байкеров есть и машины. И куплены они были раньше мотоциклов. Как видно, к неудачникам сегодняшние мотоциклисты не относятся.
Многие возмущаются по поводу того, что они носятся, сломя голову, без толку, мешая жить одним, пугая других и создавая аварийные ситуации третьим. Уместным будет сказать: посмотрите, пожалуйста, на себя. Вряд ли кто-то станет возражать против того, что автомобилисты и сами не ангелы.
Если кого-то раздражает высокая скорость байкера, то им следует понять, что это не просто безумная езда, а вынужденное поведение в транспортном потоке. Если он будет ехать медленно, то в лучшем случае окажется зажатым между машинами. В соответствии с правилами, все должны смотреть в зеркала заднего вида, заблаговременно включать указатели поворотов, совершать маневры из соответствующего ряда и уступать дорогу, выезжая со второстепенной на главную. Все, даже если это мотоцикл, а не "Мерседес" или "Лексус". Но не все это делают.
Кого же может испугать современный байк? Его тормоза намного эффективнее, чем у любой машины. Байкер, если он в ясном уме и добром здравии, их не просто содержит в исправном состоянии, но и настраивает индивидуально под себя. Мотоциклетная резина намного мягче, соответственно, прогревается намного быстрее автомобильной. А это повышает эффективность торможения.
Что касается издаваемого шума, то двигатели байков производят его никак не больше, чем бестолковые самопальные прямотоки, установленные на выхлопных трубах "навороченных" машин всевозможных дрифтеров и драйверов.
Современный мотоцикл для окружающих намного безопаснее любого автомобиля. Во-первых, потому что малогабаритен. Во-вторых, он гораздо легче, а потому маневреннее, динамичнее и очень быстро останавливается. Возможность среагировать на любое изменение дорожной обстановки у мотоциклиста всегда реальнее, чем у водителя самой компактной легковушки. В плане обзорности водителю мотоцикла не мешают ни стойки, ни различные шторки, ни елочки на зеркалах, ни грязь на лобовом стекле. Даже в шлеме он ориентируется намного лучше водителя машины. Гораздо опаснее на городских улицах пассажирские автобусы, резвящиеся в транспортном потоке подобно молодым слонам. Они и им подобные, бесконечно ущемляя права байкеров, заставляют их постоянно маневрировать. Ведь некоторые умудряются не заметить свет включенной фары мотоцикла. Что же они тогда вообще могут заметить? А ведь малейшее касание любого транспортного средства грозит мотоциклисту самыми серьезными последствиями.
С точки зрения экономичности и экологичности мотоцикл расходует топлива почти в два раза меньше любого автомобиля. Перевозит же он максимум двух человек. То есть двигатель его никогда не работает под нагрузкой. В пути он находится меньшее время и за счет малых габаритов совершает меньше объездных маневров, а значит, меньше загрязняет воздух.
Ребята, давайте жить дружно
Существует мнение, что байкеры - это бездельники, бестолково прожигающие жизнь. На это скажу, что у меня есть несколько знакомых довольно обеспеченных людей, которые, имея автомобили, ездят по делам исключительно на мотоциклах. Потому что просто удобнее и быстрее, а главное - экономичнее.
Другое дело, что любят они собраться в кучу и совершить групповую поездку в горы, на речку или озеро, посидеть в кафешке. Но ведь им есть о чем поговорить. Они не претендуют на чужой кусок. Их объединяет простое желание общаться, делиться мнениями, оказывать друг другу всяческую помощь. Каждый из них с удовольствием осознает, что не один и не будет брошенным в случае неприятностей.
Им не мешают автомобили, если их водители пользуются зеркалами заднего вида и своевременно смотрят по сторонам. Байкеры не пытаются устанавливать свои порядки на городских улицах. Но это не значит, что они будут терпеть чью-то диктатуру. Никто из участников дорожного движения не должен им демонстрировать свою силу. Эти ребята за себя постоять сумеют.
По словам тех, кому пришлось поездить по дорогам Западной Европы, там мотоцикл - это индикатор благополучия общества. Чем богаче страна, тем более разносторонни интересы населяющих ее людей. А значит выше популярность различных видов спорта, в том числе и технических. Людям интереснее и приятнее быть открытыми и благодаря своим увлечениям заводить новые знакомства.
Не стоит воспринимать эту статью как всеобщий призыв пересаживаться на мотоциклы. Просто хотелось сказать о том, что байкеры - такие же люди и полноправные участники дорожного движения, подчиняющиеся существующим правилам. То, что их становится больше, - это нормально. И воспринимать их нужно тоже нормально. Как было сказано в старом добром советском мультике: "Ребята, давайте жить дружно".
Будьте внимательны. Соблюдайте правила и уважайте других участников дорожного движения.
Счастливого пути!
http://www.express-k.kz
№ 297 (16683) от 27.03.2009
Ермек МАТАЕВ, Алматы