Vespa – в переводе с итальянского означает «оса».
25 апреля 2008
История создания популярного сначала в Европе, а позже и во всём мире, мотороллера Vespa, производимого итальянским концерном Piaggio, берёт истоки с 1946 года. Шла Вторая мировая война, и компания Piaggio Avia & Marina Construzioni Srl производила для фашистской армии авиационную технику. В 1944 году, когда перевес советских войск и союзников был очевиден и исход войны предрешён, Enrico Piaggio, сын основателя марки Piaggio, Rinaldo Piaggio начинал понимать, что производство военной авиации скоро перестанет быть таким массовым, и нужно будет искать выход из нависающей кризисной ситуации.
Выход был найден, на мой взгляд, гениальный. Война заканчивалась, а практически все фабрики и заводы Европы были переоборудованы, под производство военной техники. И что теперь? Срезать пушки с танков и разъезжать на них по разбитым дорогам? Нет. Какой же транспорт будет достаточно дешёвым и проходимым, что бы заинтересовать итальянский народ и дать ему свободу передвижения?
Авиаинженеру Corradino D’Ascanio было дано задание разработать простое, надёжное и достаточно доступное транспортное средство. Оно должно было быть легким в управлении и иметь место для пассажира. D’Ascanio и раньше выполнял заказы Piaggio, но ему никогда не приходилось заниматься разработкой наземного, гражданского транспорта, поэтому решение было весьма неординарным. По воспоминаниям самого конструктора: «Я изобразил человечка, с комфортом расположившегося в кресле. Потом пририсовал спереди и сзади по колесу, обвел его защитной облицовкой - и проект готов!».
Создать скутер из деталей предназначавшихся для производства истребителей для Corradino D’Ascanio оказалось выполнимой задачей. В качестве движителя он взял пусковой, 100 кубиковый авиационный моторчик, который поместил под сидение. Для чего? Для того, что бы не «изобретать» цепную передачу. Переднее, как и заднее колесо от легкого истребителя. Передняя вилка была так же выполнена по образу и подобию шасси истребителя. Заднее же колесо крепилось прямо на выходной вал 3-х ступенчатой КПП. Ручка переключения коробки передач расположилось на руле. Рамы, присущей всему, мотоциклетного вида, транспорту вообще не было. Её функции выполнял несущий кузов типа «монокок».
Первый прототип «Paperino», что в переводе означает «утёнок», был забракован Enrico Piaggio однозначно. Зато второй пришёлся по душе. Enrico даже придумал для него название - Vespa (Оса), за жужжащий двигатель и похожие очертания кузова.
На Туринской выставке интерес посетителей к «осе» был настолько велик, что было принято решение об её массовом производстве, тем более что переоборудовать завод по производству самолётов оказалось довольно просто из-за присутствия в скутере авиационных узлов. К концу 1946 года с конвейера завода Pontedera сошло около 2,5 тыс. «жужжалок». Четыре года спустя их количество перевалило за 60 тыс. и всё равно спрос оказывался неудовлетворённым. Успех был очевиден.
«Vespa» удовлетворяла все потребности владельцев. При весе 60 кг. она имела мощность в 3,2 л.с. и развивала скорость 60 км/ч. На ней могли разместиться 2 взрослых человека, да ещё и ребёнка с собой взять, поставив его в проёме за рулевой колонкой. Низко расположенный двигатель избавлял от необходимости по-мотоциклетному смещать центр тяжести в поворотах. Большой передний щит и облицовки защищали водителя от грязи, а проём позволял ездить не раздвигая ноги, так что скутер не был противопоказан женщинам в юбках, монахам в сутанах и шотландцам.
«Vespa» произвела такой фурор, что Piaggio смог наладить полноценную конвейерную ленту уже в 1947 году. А вот копирайтеров нашлось очень много, и драли «Веспу» кто только хотел: и автомобильные Renault и Peugeot, и авиационные Messerschmitt, Kawasaki, Fuji. А СССР? «Вятки» да «Электроны»? Ну натуральные «осы» 55-70-х годов. Несмотря на то, что автомобильный рынок в 50-х начал развиваться, мода на скутеры не прошла и в 1956 году «ос» жужжащих по Европе, от Англии до СССР, перевалило за миллион экземпляров.
Популярность скутера «Vespa» заключалась в сохранении классического внешнего вида аппарата. Изменялась она только внутренне. Модернизировался двигатель, подвеска, электрика. В своей основе мотороллер оставался простым и доступным. Единственное радикальное изменение в конструкции произошло в 1949 году, когда на базе «осы» стали выпускать 3-колёсные грузовички под названием «Ape» (в переводе с итальянского «пчела»).
Первое поколение скутеров с 50 кубиковым двигателем появилось в 1962 году и опять же, это был хорошо просчитанный маркетинговый ход. На пятидесятки до сих пор не нужны ни права на вождение, ни документы, а «базовая» N (1,5 л.с., 60 кг, 40 км/ч), и «спортивная» S (2,5 л. с., 63 кг, 60 км/ч) версии «Веспы» стали безусловными лидерами в своём классе. Появившаяся в 1963-м модель 90 Super Sprint была форсированна до 5,8 «лошадок» и разгонялась до 93 км/ч. На ней гонялись и в кольцевых, и в шоссейных гонках, вроде Le Mans Giro d'Italia. В 1964-м увидела свет 121-кубиковая последовательница - Primavera (5 л.с., 70 кг, 100 км/ч), которая выпускается до сих пор. Кстати «Веспу» забирали на вооружение, предварительно оснастив её бронебойной подвеской и безоткатным орудием.
В 1987 году с конвейера сошла первая за 40 лет принципиально новая модель «Cosa». Она была оснащена 100 кубиковым двигателем мощностью в 10 лошадиных сил, весила 70 килограмм и развивала скорость 70 км/ч. На этот скутер были установлены пластиковые панели, и более современная тормозная система с антиблокировкой колеса. Но внешность… Внешность осталась прежней. Тот же щит, те же припухлости кузова. По тому же «рецепту» была спроектирована сменившая ее через 9 лет серия ЕТ (50 см куб., 8,2 л. с., 90 кг, 60 км/ч и 125 см куб., 12 л. с., 104 кг, 100 км/ч): клиноременной вариатор, новые шасси и мотор, опционная система впрыска FAST, спрятанные под, тщательно воспроизводившими внешность первенца, панелями из пластика.
Поразительным остаётся тот факт, что «Vespa», кочуя из поколения в поколение, не меняя своего облика, остаётся одним из самых популярных скутеров в мире. Пройдя через многое «оса» стала одним из символов итальянского стиля. Она очаровала миллионы людей своим сохранившим классические черты обликом и всё той же простотой как в далёкие 40-е годы.
По материалам интернет-ресурсов