От Владивостока и до... упора!
4 ноября 2010
Воскресным вечером городскую черту Астаны пересек мотоцикл под управлением, пожалуй, самого популярного мотопутешественника современности Игоря Соколова, более известного как Синус. Десять лет назад этот человек перевернул сознание страны, мужчины которой привыкли думать, что на мотоцикле можно только возить картошку с дачи или гонять по ночам. Десять лет назад Игорь оседлал «Хонду-Магну» 1987 года выпуска и отправился в сумасшедше-далекое путешествие по континенту, от Тихого до Атлантического океана и обратно. Опубликовав свои заметки и фотографии, он открыл для путешественников новый мир. А для себя, наверное, какие-то законы, руководствуясь которыми теперь и живет… Он побывал почти на всех материках и в седле того же самого мотоцикла исколесил более 300 тысяч километров. 15 июля 2010 года, день в день со стартом своего первого дальнобоя, он выехал из дома в загадочное путешествие, которое назвал «От Владивостока и до упора...». И где этот упор — не знает никто. И даже он сам.
Я живу во Владивостоке. Меня зовут Игорь Соколов, но все друзья называют меня Синус. Эта тригонометрическая функция так прилипла ко мне за долгие годы, что стал я просто Синусом. А все из-за того, что заглавные буковки моего ФИО сложились в СИН, а УСатый я со школы. Вот и вся математика.Почитать о путешествиях, посмотреть фотографии и узнать, где сейчас Синус, можно на сайте: sinus.vl.ru
— Синус, твоей известности могут позавидовать звезды шоу-бизнеса. Ты десять лет ездишь на мотоцикле по разным интересным местам, пишешь о них, снимаешь классные фото. Ты потряс всех, ведь ничего такого до этого не было, когда первым проехал от Владивостока до Гибралтара и обратно. Потом Америка, Австралия, Азия… Ты делаешь то, о чем мечтает миллион мужиков, привязанных к работе, к дому, к телефону, скованных какими-то обязательствами… Ты воплощаешь их мечту. Для них ты — герой! Но однажды мне сказали: «Человек хочет ехать и едет. Ну и что в этом такого?»
— Понимаешь, я иногда анализирую свою жизнь: просто я был первый. Я первый проехал от Владивостока до Гибралтара. Журнал «Мото» написал про меня. Вот это, наверное, и дало тот всплеск интереса к путешествиям и ко мне. Ну, может, не интереса, но я стал более известен, чем все остальные. Проехал я много, конечно. Но я этим никогда не кичусь. Если бы журнал «Мото» не опубликовал мои заметки, то, в принципе, я был бы стандартный чувак, который катается на мотоцикле. На самом деле куча людей ездит, куча людей садится на мотоциклы, нажимает кнопочку «Старт» и валит. Просто они, может быть, не умеют писать, может быть, о них не пишут. Но на дороге попадаются очень интересные люди. Герои просто. Я с ними общаюсь, мне доставляет огромное удовольствие видеть этих людей. Они тоже, как и я, едут на последние деньги, едут ради дороги, ради того, чтобы увидеть больше. В конце концов, мы живем один раз. Если эту жизнь просохатить, то на смертном одре ты будешь хотеть просто стакан воды, а не будешь думать: «Как клево! Я видел и рассвет в Африке, и Гибралтар видел, и за полярным кругом на снегоходе был, и в Ледовитый океан на гидрике выходил, и Австралию видел». И ты не будешь знать, что это возможно. Как сказал один философ, человек путешествующий живет несколько жизней. Поэтому для меня каждое путешествие — это моя новая жизнь, наверное. Поэтому я собираюсь, сажусь на мотоцикл и еду. И в этом действительно ничего нет такого. Просто пресса делает скотское дело: она раскручивает одних людей и забывает о других. Если уж говорить о людях, надо говорить обо всех. Не надо выбирать отдельного человека и долбить ему мозги: как вы стали байкером, как относится к вам семья, на какие бабки вы едете? Это большая ошибка всех журналистов. Я пытаюсь миновать журналистские заграждения в любых городах. А вообще, то, что я напишу на сайте, — это будет то, что надо.
— Не лукавь. Твоя деятельность имеет огромное общественное значение. Даже трудно оценить какое. Твои заметки, твои наблюдения, фотографии. В таком случае для чего это все?
— Я стараюсь, чтобы люди, которые поедут там же, не повторяли моих ошибок. Если я знаю, что не надо ехать через Афганистан, я напишу про это, вы можете там погибнуть. Если в Австралии можно проехать там-то и там-то, я скажу об этом. Всегда есть первопроходцы. Гордо сказано! Они всегда ответственны за тех, кто пойдет за ними. — Осмелюсь заметить: ты создал некую модель, доступную для подражания. Прозвище, мотоцикл, путешествия, путевые дневники, внимание журналистов — и известность тебе гарантирована. Встречаются ли тебе такие подражатели? И как ты к ним относишься?
— Каждый человек — это целая вселенная. В себе-то разобраться люди не могут. Разобраться в порывах других людей вообще невозможно. Вот у меня дурацкая черта: я всех сразу вижу хорошо. Я даю человеку аванс в тысячу баллов вперед сразу же. И потом человек начинает либо добавлять, либо убирать эти баллы. Накосячил — я просто не буду общаться, и все. Если человек в дальнейшем вызывает во мне положительные эмоции, я продолжаю общаться, я продолжаю дружить с ним. Но разбираться в мотивах, почему он поехал, хочет ли он что-то повторить и делает ли это, желая оказаться на пике славы, я никогда не буду. Нельзя лезть в душу человека. Хотя получается, что я вроде бы никого не повторял. Хотя до меня и Че Гевара ездил, ребята наши ездили из Владивостока на Байкал... — Наверное, как раз тех, кто хотел бы поехать, но не едет, гораздо больше?
— Можно говорить: «Я бы поехал, но вот семья, работа, деньги, нет времени, нет мотоцикла… Как я один поеду? Вот я бы поехал, но не с кем». Вот этих причин появляется гора. Моя мама всегда говорила: «Сынок, ты должен видеть цель, а не препятствие». Если ты видишь цель, то препятствие ты преодолеешь. А если ты видишь только препятствие, то запутаешься сам.
— Твои прошлые путешествия были как-то более выстроены в плане географии. Правда, можно заметить, что со временем конечная цель становилась все более эфемерной. Уже в прошлый раз ты поехал «к маме». Но не через 12 же стран, половина которых, в том числе Афганистан, мягко говоря, считается нежелательными для путешествий! А сейчас твой пробег и вовсе называется «От Владивостока и до упора...». До упора — это как? — Это первое путешествие, когда я себя ни в чем не ограничиваю и не регламентирую. Я ограничен только состоянием мотоцикла, своими средствами и состоянием меня самого. Где будет упор — не знаю. Потому что никто не знает, где у человека будет упор.
— Но хоть какие-то планы относительно дороги ты все-таки строишь?
— Сейчас мне нужно ехать до Уфы. Посередине будут города. Я знаю, что мне в них нужно ночевать. Я не знаю, где я буду ночевать, но я знаю, что все равно я туда приеду, пересеку Уральский хребет, от Уфы спущусь к Волге и потихонечку доеду до Краснодара, а там уже тепло. Потом поеду в Грузию, посмотрю, что там после вой-ны осталось, дальше — в Азербайджан, Армению, Турцию… и по южному побережью Черного моря поеду в Грецию. У меня две точки раздумья, первая — Краснодар, вторая — город Острава в Чехии. Точку раздумий номер два я проеду и подумаю, куда ехать дальше. Если будет очень холодно, можно спуститься на юг.
— Получается, сейчас, в этой поездке, ты ведешь жизнь настоящего байкера.
— Опять ты вешаешь ярлыки. Я доехал до поселка Денвер, смотрю указатель: две тысячи километров в сторону — Якутск. А почему бы и нет? Я не думаю о том, что там, может быть, не будет заправок или чего-то еще. Это мое приключение, это моя жизненная ситуация. Я поехал туда. Да, я трясся, безобразие полное там было. Сломалась рама, я ее стянул веревками, кое-как добрался до сварки, сварил, закрепил снова. Собрался ехать дальше, в сторону Новосибирска. А ребята говорят: «Ты же не был в Хакасии? Там клево!» Я сажусь и еду еще 800 километров, приезжаю, там красиво, горы красивые очень. И мне говорят: «Синус, а ты был в Тыве? Тут недалеко, еще 800 км». Наутро сажусь, еду в Тыву. Приезжаю, знакомлюсь с замечательными ребятами, мотоклубом «Кочевники Азии». Еду назад. Указатель — Монголия 200 км. Так это здорово! В Барнауле свернул на Алтай, четыре дня прокуролесил по Горному Алтаю. Алтай — это, конечно, отвал башки. Алтай меня поразил, перевернул всего вообще. Заезжал в долины… Смотрел… Да не смотрел, а просто впитывал! За поворот заезжаешь — не бывает такого! Четыре дня там провел, выехал оттуда опустошенно-заряженный. Офигевший такой. До этого на Байкал заезжал, там я попал в сильный дождь, и меня приютили в заповеднике, в юрте. Сказали, ты здесь можешь спать, но завтра в десять утра начинаются экскурсии. Поэтому либо ты просыпаешься до десяти, либо дальше играешь роль спящего бурята. Будут заходить люди, тебя будут показывать — спящий бурят. Говорю, а если мне потребуется на ноутбуке поработать? Тогда — бурят, работающий на ноутбуке. Непогода продолжалась несколько дней, в тех местах это бывает, называется байкальская хмарь. Чтобы погода наладилась, нужно «побурханить». «Побурханить» — это кого-то в жертву отдать, посидеть обязательно в чуме. Ребята-волонтеры говорят: «Синус, давай вечером посидим, мы водочки, ты сока — побурханим?!» Я говорю: «Да мне неохота, там холодно, не хочу». В общем, уломали меня, привели. Костер развели, всю ночь кайфово было, тепло, дым выходит наверх, видно тучи в дырке, а внутри так уютно, тепло! И чуваки тоже выпили водочки, сидят, балдеют. И мне хорошо: ботинки сохнут от костра, аж пар идет. И утром — бах, солнце! Спрашивают: «Синус, ты понял, в чем дело?» Отвечаю: «Нет, не понял». — «Просто мы бурханили. Нужно было принести жертву. И мы отдали в жертву тебя». — «Но каким образом?» — «Ты же через силу пошел туда, значит, это была твоя жертва. Мы отдали твою жертву в пользу бога Байкала Бурхана. И ты своей жертвой сделал себе погоду».
— Как с погодой в пробеге, везет? Хотя знаю, что под Экибастузом и по снегу пришлось ехать…
— Да, по теплу я рассчитывал доехать до Краснодара. Но в Новосибирске провел очень много времени. Там были небольшие проблемы, которые надо было решить. Теперь иду с опозданием на две недели. Собирался проехать по западу Казахстана, но погода портится, а дорог там практически нет. Можно ехать, конечно, по грунтовкам, но сейчас не хочу. Поэтому по более или менее приличным дорогам я решил уйти на Кокшетау, потом — на Костанай и Челябинск. Меня подгоняет возможность снега. Я чуть-чуть подпростыл уже, когда шел по снегу возле Экибастуза, было холодно.
— Неласково встречает тебя Казахстан?
— Я третий раз в Казахстане. Казахстан сейчас вижу немножко с другой стороны — то, что не показывают людям. И деревеньки такие чахленькие, и огромные территории незаселенные. И какие-то ужасные дороги, просто фантастически ужасные. Зато меня очень радует, что в Казахстане очень хорошие люди. Очень добрые и отзывчивые. Во всех городах, где я останавливался, меня очень хорошо встречали. В путешествии, ты сам знаешь, была бы крыша над головой, под которой можно остановиться, было бы там тепло, было бы куда мотоцикл поставить, а все остальное — уже детали. Вообще, погода — это такая штука… Я придумал даже поговорку: Господи, если ты так любишь байкеров, то почему всегда дождь?
— Десять лет ты колесишь по планете на одном и том же мотоцикле. По дорогам, большинство из которых, мягко говоря, гораздо хуже тех, для которых он предназначен. Как «Магна», не подводит?
— Мотоцикл хорошо работает. Это та самая «Хонда-Магна» по имени Зайка, которая появилась у меня в 1998 году. На ней я проехал 310 или 312 тысяч километров. Хороший, надежный мотоцикл, который не раз вытаскивал меня из сложных ситуаций. Когда я в Афганистане попал в плен, если бы не она, не выжил бы, наверное. Казалось бы, «Магна» не предусмотрена для плохих дорог, но ничего, идет нормально.
— Игорь, 27 октября 2000 года ты финишировал из своего самого первого дальнего мотопробега Владивосток – Гибралтар — Владивосток. Собираешься это как-то отметить?
— В тот пробег я стартовал 15 июня 2000 года. В этот я выехал 15 июня нынешнего, ровно через 10 лет. В понедельник было три месяца с начала моего прохвата, я тогда был в Семипалатинске или Павлодаре. А отмечать… нет, не планирую. Сегодня или завтра будет 20 тысяч километров моего пробега. А дальше…
Автор: Сергей Моисеев.
По материалам: http://info-tses.kz/red/article.php?article=78054