В угоне!
4 мая 2008
Крадут! Угоняют, черти, мотоциклы не только темной ночью, а и средь бела дня. Замки, хитроумные «сигналки», охрана у гаража — пустое. Грустно однажды стать жертвой угонщика… Но существуют же и другие — те, кто угоняет. Они, как и мы, живут, общаются, решают свои проблемы. И однажды идут на ЭТО. Возникают резонные вопросы: почему, как, зачем? Зададим их вору…
Он оказался самым обычным пареньком лет 25. Джинсы, куртка-пилот, кроссовки… Когда договаривались о встрече, приметой была лишь бейсболка с надписью «No fear». И все! Вероятно, наш герой до конца не был уверен в возможности встречи. И то верно: что-то не понравилось — спрятал кепку и был таков. Но явка состоялась, хоть, признаюсь, до самого последнего момента и я сомневался в успехе авантюры.
«Значит, ты Андрей? — негромко произнес парень, сканируя меня и близлежащее пространство. — Тут есть место… Там и присядем». В голове тотчас мелькнули кадры из фильма о Штирлице, но также быстро погасли. Но да ладно, все пока получалось. Вероятно, я ему понравился, потому что по дороге к «месту» Гриша, так он представился, благодушно спрашивал о журнале и популярных мотоциклетных делах. В общем, душа парень. И зачем такие воруют?
Конечно, наша встреча была не столь спонтанная, как может показаться. К сожалению, и надеюсь, что читатели меня поймут, многие карты я не могу открыть. Да и текст интервью получил легкую взаимовыгодную коррекцию. Итак, в уютном «кабинете» бара я и он…
— Давно промышляешь?
— Нет, около трех лет.
— Зачем тебе все это? Неужели платят большие деньги?
— На жизнь хватает… Но с чего ты взял, что это моя работа?
— Сорри. Тогда ближе к теме. Кто заказчик и что чаще всего заказывают?
— Конечно, модные спортбайки, чопперы, «туристы». Редко эти, которые по грязи ездят. Отечественные мотоциклы никогда не приходилось брать — с них навар никакой. Что касается клиентуры… Я редко вижусь с ними. Если это происходит, то никто не знает кто есть кто. Я делаю, как говорится, грязную работу — изымаю товар. Все остальное меня не волнует. Впрочем, могу сказать, что клиентура не особо разношерстная — чаще молодые отморозки, у которых есть деньги и связи с органами. Согласись, чтобы краденый байк не замечали, надо совершить некоторые действия в определенных инстанциях…
— Ты говоришь о легализации машины?
— Да, украсть байк — не проблема.
Сложнее официально его оприходовать. Впрочем, сейчас и это легко. Новые «бумаги» можно получить за 300 «зеленых». Конечно, они будут не совсем «прямые», но в пределах, скажем так, родной области проходят. Более четкие стоят выше — ценник варьируется до полутора «штук».
— Объясни сам механизм. Вот поступает заказ на какой-нибудь «бимер»…
— Примерно так. Клиент «западает» на тот или иной байк — ну видел, например, на Смотровой или у бара какого-нибудь… Причем, весь парадокс в том, что часто это бывают эксклюзивные машины с росписью на бортах или офигенным тюнингом. Короче, говорит: хочу! Дальше дело техники: отслеживаю, подбираю варианты угона и…
— Но на такой «белой вороне» потом даже с «правильными» бумагами ездить по городу не позволят. Здесь же своя тусовка, — от нового владельца и пыли на асфальте не оставят.
— Все верно. Практически все мотики «идут» к клиентам в регионы нашей страны, а то и в страны СНГ. В центральных городах байки редко остаются, если только под полный разбор на «железо». Еще здесь оседают аппараты, украденные у заведомых «кидов». Так мы называем тех владельцев, кто не имеет сильных знакомств. Крутые тачки чаще всего заказывают из южных регионов — у них своя власть. Туда они уходят с концами. С Прибалтикой и Белоруссией схожая ситуация. Впрочем, в последней больше «левых» моцилей из Европы.
— Так легко заказать аппарат из Европы?
— А почему бы и нет. Я этим не занимаюсь, но знаю людей, которые гоняют мотоциклы оттуда. Раньше хорошо проходила схема с левой белорусской таможней. Клиента предупреждали, что его мотоцикл числится в базе Интерпола — на таком за границу ни-ни, но можно запросто рассекать здесь. Сейчас делают проще. Под заказ и предоплату воруют мотик за границей, привозят его сюда (Как? Профессиональная тайна!) и на месте покупают «бумаги». Результат — получаешь за копейки (как минимум вполовину реальной цены — прим. автора) почти новый байк. Ну и что с того, что за рубеж на нем нельзя. Зато здесь ты круче некуда. Правда, продать потом такой аппарат довольно сложно.
— Из твоих слов получается, что угнать можно любой мотоцикл. Это шутка?
— Я похож на шутника? Угоняется любой аппарат, но каждый требует индивидуального подхода. Метод лома и топора здесь не проходит. Но скажу честно, все сигнализации и секретки — бесполезные вещи, они никогда не остановят угонщика-профессионала. Замки и «сигналки» — для собственной уверенности владельца. Самое важное в моем деле — не взлом, а подготовка, выбор момента и уход незамеченным. Мотоцикл — обычная вещь — кинул в кузов и был таков.
— Сколько времени занимает сам процесс угона?
— Около двадцати минут при любых раскладах. Больше никак нельзя. Подготовка — от нескольких дней до недель.
— Бывают осечки?
— Не без этого. Золотое правило — если в план внеслись не зависящие от тебя изменения, сворачивай дело. Есть, конечно, рисковые люди, но мне как-то не светит сидеть. Пусть лохи рискуют…
— Не боишься, что наведут или подставят?
— Если бы боялся, не разговаривали бы сейчас.
— Понял. Тогда вопрос: есть ли панацея от ваших бед?
— Панацея? (Смеется) Лекарство что ли? Не знаю даже… Если очень захотеть, то любой моциль можно угнать. Это точно! Другое дело, что владелец может вернуть себе не аппарат, а деньги: страховка от угона — великое дело. Ведь за границей при краже люди не особо убиваются — на деньги страховой компании они купят новый байк. Наверное, и у нас скоро будет проходить такая фишка.
— И, наконец, последний вопрос. Сам ездишь на мотоцикле?
— Сапожник без сапог (Смеется). А если честно, то никогда не сяду. Я не самоубийца.
Увы, принципиально нового Гриша не рассказал. Его «рабочие схемы» во многом идентичны автомобильному теневому бизнесу и рассчитаны больше на «свою власть» на местах, чем на хитрые умозаключения. Кроме того, проблема произрастает из нынешней экономической ситуации в стране, когда желание обладать собственным байком затмевает все остальные. Согласитесь, всем хорошо предложение купить крутой шоссейник за копейки. А то, что кто-то его потерял и переживает, — никого не интересует... Наверное, в одном прав Гриша — изменить ситуацию вряд ли кто сможет. Мотоциклы воруют по всему миру и куда в больших масштабах. Но за рубежом развита культура страхования. Воспользуемся их опытом — не будем в отчаянии рвать волосы, обнаружив пустоту во взломанном гараже.
текст: Андрей Трифонов МотоРевю 2002