Отстой! (бу японские мопеды)
5 мая 2008
Торговля подержанными японоскутерами приобрела массовый характер. Мотосалоны секонд-хэнда наводнены ими, велико количество предложений и от частных лиц. Мелькающие в транспортном потоке жужжики только подогревают аппетит, и когда в заначке несколько «зеленых» сотенок, то решение о покупке приходит не быстро, а очень быстро. Почему бы и нет? Странно, но внутреннее естество противится – ну не может японский «двухколесник» стоить гроши! А продавцы уверяют: может… Кто прав? Результаты собственного расследования таковы – скутер за $300-500, как правило, полный отстой!
Предвидим гневные вопли многочисленных торгашей, да и некоторых владельцев, которым просто повезло, – они с пеной у рта будут доказывать обратное. Пусть! Чтобы заявить такое на всю страну, нам пришлось собрать массу информации, побеседовать с заинтересованными и не очень людьми, побывать на российских и японских развалах и даже вывести на разговор некоторых официальных лиц. Естественно, что большинство имен в приведенных ниже монологах пришлось изменить, что никак не отразилось на редактуре их мнения. Итак, откуда у «япончиков» ноги ростут?
Дмитрий Смирнов, консультант одного из столичных мотосалонов:
-- Скутера у нас самые разные, но все категории «сел и поехал». Цена может варьироваться от $300 до $1200. Конечно, когда меня спрашивают, какой лучше, дешевку брать не советую – с ними случаются проблемы. В каком состоянии они приходят? Гм-м… Важно в каком виде они продаются. Нет ничего страшного в предпродажной подготовке. Благодаря ей машинка реально оживает. Нет, это не означает, что они приходят из Японии «убитыми». Провести ревизию одних узлов и замену других – необходимо. Случались ли возвраты? Обратно не берем. Клиенту дается право провести пробный тест-драйв, естественно, под залог стоимости. Ну а если сломался за воротами магазина, то пожалуйте в сервис. К тому же у нас есть в изобилии запчасти.
Александр Ракончук, владелец Honda Lead:
-- Когда очень хочется скут, то желание затмевает разум. Со мной так и случилось. Наскреб 350 “зеленых” и, как шальной, стал выискивать что-то достойное. Нашел Yamaha Jog, купил и только в гараже понял, какой это хлам. Подвесок просто нет, тормоза – дрянь, мотор тянет плохо… В общем, через пару дней эксплуатации «загнулся» аппарат. Салон отказывался его брать, а что говорить, если покупаешь подержанное. Кстати, мой друг по даче брал за $400 Suzuki Address, и закончилось все примерно также, пускай и чуть позже. Знаю случаи, когда народ находил «япошек» с рук вообще за какие-то символические деньги. Может быть, краденые… Тем не менее, считаю, что повезти может. Хотя надо быть спецом и разобрать-собрать скут после покупки.
Семен Матренин, частный продавец со стажем:
-- Откуда ноги растут? Из Японии, вестимо. Во Владивостоке живет мой кореш-моряк. Довольно часто «ходит» на японские острова, оттуда и таскает «дырчики» -- так там называют мотороллеры. Моряки знают все входы-выходы, поэтому и товар привозят за какие-то копейки. Все дело в том, что купить скутер в Японии можно двумя способами. Первый – через магазин, но там дорого. Второй – с рук у японского частника и посредника. У частника вообще можно взять за копейки – $30-50. Посредник кладет в карман еще «полтинник» – выходит $80-100. Если учесть, что моряцкий бизнес основан на бесплатной доставке и халявной таможне, то этот скутер во Владике стоит чуть дороже. «Челнок» скидывает аппарат российскому посреднику, заработав его же стоимость. Отсюда и получается конечная цена $250-400. Моряки, конечно, не особо разбираются в технике – берут по внешним признакам, но, мое мнение, покупка такого скутера -- самое выгодное приобретение для потенциального клиента. Частный сектор – это минимум сторонних расходов – слагаемых высокой цены. Гарантии, правда, тоже никакой.
Тагиз Фенчензинов, капитан 3-го ранга, моряк:
-- Приходилось не раз заниматься такого рода бизнесом. Многие везут автомобили, ну а я, что попроще – скутера и мотоциклы. С годами обрастаешь знакомствами и клиентами, поэтому за одну «ходку» в Японию привозил в среднем три скутера и один мотоцикл. Япония – страна удивительная. При желании можно очень удачно подсуетиться. Если было время, посещал ихние развалы – там можно купить «дырчик» за копейки, а иногда и получить даром, в «нагрузку» к чему-нибудь. Некоторые аппараты по каким-то только японцам известным причинам не подходят к категории «for sale». А если нельзя продать, то японец сделает все, чтобы избавится от ненужного (замечу, для него!) хлама. Поэтому случалось, что продавец был счастлив просто подарить тот или иной скутер – лишь бы не сдавать на утилизацию. А это же не бесплатно. Мы – частники, никогда не берем товар в магазинах или на аукционах – это просто невыгодно. Салонная цена, как правило, в два раза выше обычной. Самая выгодная сделка – прямая с непосредственным владельцем, как говорится, из рук в руки. Обычно рады отдать за $50 ходовую машинку, пусть и с небольшими коцками на облицовке.
Сергей Заболотов, менеджер компании «Трансфуд», мотоциклист со стажем:
-- Мне приходилось не раз бывать в Стране восходящего солнца и достаточно долго жить там. Не знаю, кто пустил миф, что в Японии на скутерах ездят многие домохозяйки. Бывал и в портовых и центральных городах -- везде эти помпезные тетки рассекают на велосипедах. Где-то я читал, что скутер с корзинкой – верный признак, что на нем не «отжигали». С точностью до наоборот – на таких машинках как раз носятся безумные работники различных фирмочек по доставке грузов населению. Помните кадры из фильма «Такси»? Вот японцы «летают» примерно также. В 99 из 100 случаев на скутерах передвигаются мужчины, причем часто солидного возраста и не малой комплекции. Гонщиков на скутерах не видел. Обычно они пользуются мотоциклами.
Что касается цен, то разброс колоссальный: «сотки» -- $1300-1700, «полтинники» – $400-900. Кроме того, к цене в салоне надо еще плюсовать около 200 «зеленых» НДС. В центре города дороже, на окраине – дешевле. Причем машины сразу делятся на две категории: с «шакеном» (то бишь готовые к эксплуатации внутри страны) и без него (на вывоз). Скутер-«шакен» стоит в два раза больше – их берут только сами японцы. Нашим торгашам этот «шакен» не нужен.
Один друг попросил купить скутер его сынишке. Дескать, если в России они стоят $300, то в Японии вообще задаром. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что в магазине и тем более на аукционе «полтинники» в нормальном состоянии стоят минимум 200 «зеленых». На развалах чуть меньше – $100-150. Получалось, что со всеми делами (покупкой, транспортировкой, таможней) скутер выходил в России $500 минимум! Друг обиделся, подумал, наверное, что мне лень искать, но факт остается фактом! То, что у нас стоит в районе $300, – это откровенный хлам или завезенные нечестным путем. Исключения составляют аппараты, ввезенные под моряцкие льготы и халявы. Но это единицы, а тысячи скутеров, которые поступают ежегодно в Россию, – старье, восстановленное у нас механиками салонов.
Роман Садовин, зам. генерального директора салона секонд-хенда:
-- Фирма один раз в своей жизни «играет» в подержанный скутер. Обычно новоявленная компания с энтузиазмом берется за торговлю бэушными мотороллерами, но когда многочисленные клиенты один за другим начинают предъявлять претензии, то становится не до них. 90% возврата могут подорвать любой бизнес. Если раньше салоны не давали гарантию на свою продукцию, то сейчас по новым цивилизованным законам торговли они просто обязаны это делать. Но это накладно, поэтому от подержанных дешевых скутеров и отказываются. Дело в том, что реально «живые» машины стоят в России хорошо за $500. То, что ниже этой отметки, обычно завозится контейнерами (50-60 штук) и берeтся в Японии с развалов, чуть ли не на вес. Японцы их сдают торгашам как пивные бутылки – оптом. В среднем за единицу этого «опта» требуют $30-50. Конечная цена в салоне – уже от $300. Понимаете? Скутера “не из кучи” там стоят 150 “зеленых” и выше. Соответственно в России такие машины выходят минимум 500 баксов, а за такие деньги скутер не особо продашь. Поэтому сейчас процветает частный бизнес, основанный на халявной доставке и таможне. В салонах секонд-хэнда купить нормальный мотороллер за $300-400 нельзя. Если вас уверяют в обратном, это типичные жулики – продавцы воздуха.
Михаил Степунков, вхожий во владивостокскую таможню:
-- Через таможню проходит в среднем ежегодно до 15000 скутеров! Это по самым скромным подсчетам. Половина из них в течение года «умирает», но другая часть «живет». До недавнего времени на этих малявок вообще смотрели сквозь пальцы. Многие моряки ввозили их совершенно бесплатно. Сейчас берут с каждого скутера $20-30 пошлины. Ходят слухи, что хотят ввести дифференцированную таможенную оценку. То бишь в зависимости от года выпуска и состояния такса будет расти. Как только это произойдет, то приток подержанных дешевых скутеров в страну прекратится.
Будем надеяться, что столь русского решения вопроса не произойдет. Ведь в любой стране мира таможенная оценка секонд-хэнда идет по единой таксе. Такое усреднение не случайно. Таможенная стоимость не может быть объективно определена. Ведь у каждой машины, будь она внешне идеальной по состоянию или разбитой в хлам, своя история.
Станислав Замятин, механик одного из столичных мотосалонов:
-- Свою карьеру начинал как раз в одном известном салоне секонд-хэнда. Помню, каково было мое удивление, когда я впервые увидел, что значит «подержанный мотороллер из Японии». Контейнер был буквально набит рамами, моторами, колесами и облицовкой. Как оказалось, все это досталось даром – заплатили лишь за транспортировку и символическую таможню, как за запчасти. Нашей бригаде механеров предстояло, как говорится, из трех собрать одного. И собирали! Многие «полтинники» даже заводились с первого раза. Сколько стоили? Какие-то копейки по тем временам – около 300 «зеленых». Народ отрывал с руками, а потом ходил и просил помощи в ремонте. Если честно, ездить на таких помойках в принципе можно, если знать что и как обслуживать и проверять. Но клиент уверовал, что японские скутера, как автомобили, – только лей масло и бензин. А то, что воздушных фильтров почти нет, в баке всякая гадость, а вилка кривая, так это ерунда. В общем, вспоминаю тот период с ужасом. Происходил круговорот скутеров: продавали и тут же получали в ремонт. Сейчас всем говорю, что мало-мальски ездящее средство может стоить $700 минимум.
Тягаться с торговой индустрией -- дело небезопасное и неблагодарное. Всегда найдутся противники, приводящие неопровержимые мнения и авторитетные факты. Пару лет назад один мой знакомый поимел немало проблем (ему даже пришлось свернуть бизнес и уехать в другие края) лишь только потому, что на страницах газеты рассказал всю подноготную торговли японскими мотоциклами. То были дикие времена. Сейчас мототорговля вписалась в более цивилизованное русло. Тот факт, что крупные мотосалоны, радеющие за свой авторитет, уже не продают дешевые скутера, лишнее подтверждение нашей правоты. Сколько раз можно повторять, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке? Или каждый раз, чтобы это понять, надо прищемлять палец?
текст: Андрей Трифонов МотоРевю 2002