Мотоэкипировка: как собрать комплект для начинающих
28 февраля 2022
Задача этого текста — рассказать про минимальный комплект мотоэкипировки для начинающих. С одной стороны, «минимальный набор» однозначно описан в п. 2.1.2 ПДД (Общие обязанности водителей), который гласит, что при управлении мотоциклом водитель должен быть в шлеме. И это всё, что требуют Правила. Но даже один из бывших начальников российской ГИБДД любил повторять, что ездить нам с вами приходится по дорогам, а не по правилам. И на дороге одного шлема, пожалуй, будет маловато! Предлагаем собрать базовый комплект, который удобен в быту, обеспечивает приемлемый уровень защиты и стоит максимально недорого.
Stage 1: Необходимый минимум
То, без чего вообще нельзя выезжать на дорогу — ни по ПДД, ни по минимальным соображениям безопасности.
Шлем
О том, как и какой мотошлем следует покупать, мы уже рассказывали — берите закрытый шлем-интеграл по той цене, которая вам кажется приемлемой. Например, бюджетную модель, изготовленную из поликарбоната: что-то типа корейского HJC CS-15 или китайского LS2 модели FF320. Первый чуть дешевле, зато второй оснащён внутренним солнцезащитным визором. Оба, правда, тяжеловаты — около 1,6 килограмма (и даже чуть больше, в зависимости от размера), но жить можно. Если свериться с британским рейтингом безопасности на сайте, то видишь, что обе эти модели получили по четыре звезды из пяти возможных. Хороший результат!
Такая покупка обойдётся в 6000–7000 рублей. Ну, может быть, в 8000, если выбрать красивую расцветку. За неё, кстати, имеет смысл немного переплатить: шлем должен радовать владельца и быть заметным для других участников движения. Заметность на дороге — вообще один из важных факторов безопасности. Поэтому подумайте о покупке экипировки ярких цветов.
Перчатки
Следом надо выбрать перчатки. Кисти — первое, что страдает при падении с мотоцикла.
Текстильные или кожаные?
Хорошо, когда у вас две пары перчаток: одна на тёплую погоду, вторая на холодную. Да, и на случай дождя иметь запасные сухие перчатки тоже полезно. Но сейчас мы собираем базовый комплект, поэтому ограничимся одной парой.
В жару удобнее ездить в лёгких матерчатых перчатках, но наиболее универсальными будут всё же кожаные. В них теплее, они не сразу промокают под дождём и в целом обеспечивают лучший уровень защиты. Поэтому берём кожаные.
Защитные накладки: какие, где и сколько
Изучите, есть ли у понравившихся вам перчаток жёсткие защитные накладки. Они могут быть резиновыми, пластиковыми или карбоновыми. По большому счёту, материал особой роли не играет. Главное, чтобы накладки были. И были на нужных местах!
Накладки на костяшках пальцев выглядят очень эффектно, поэтому большинство производителей старается ими не пренебрегать. На самом деле хороши они только в драке, но при аварии толку от них немного. Падая на землю, человек инстинктивно выставляет руки перед собой, стараясь смягчить падение, и первое, что входит в контакт с поверхностью, вовсе не костяшки, а тыльная сторона ладони. То самое место, которым десантники и каратисты эффектно ломают кирпичи на показательных выступлениях. Выходит, что самая важная защита должна быть именно там.
Желательно, чтобы и на самой ладони был дополнительный (усиленный) слой кожи или, ещё лучше, замши. «Правильные» производители снабжают им даже самые лёгкие перчатки-сеточки. Такое покрытие помогает руке не скользить по рукоятке руля, а также защищает ладонь при падении. На самых серьёзных моделях имеется ещё и усиление мизинца — вплоть до того, что иногда его даже скрепляют с безымянным пальцем. Но это чаще всего встречается на профессиональных спортивных перчатках.
Какая застёжка надёжнее
Обязательно обратите внимание на то, чем и как именно перчатка фиксируется на руке. Обычно это застёжки-липучки. Все остальные варианты — кнопки, молнии, какие-либо крючки и т.д. — будут хуже. Застёжки должны быть надёжными и в идеале находиться на верхней части запястья. Иначе велика вероятность, что при скольжении по асфальту «липучка» расстегнётся или оторвётся. Какой смысл во всей защите, если при ударе перчатка просто слетит с вашей руки?
Что делать, когда жарко или холодно
Очень часто перчатки делают из перфорированной кожи. Хорошо это или плохо? Дело вкуса. Без дырочек руки будут потеть, а с дырочками — моментально намокать даже при небольшом дожде. Поэтому решайте сами, с какими неудобствами вам проще смириться.
Куда важнее то, какую модель вы выберете — короткую или длинную. Короткие перчатки проще надевать, в них не так жарко летом. Но длинные, на мой взгляд, практичнее. Если заправить их раструбы в рукава, то встречный ветер будет задувать под куртку и охлаждать вас в жару. А если выпустить наружу, то вы избавитесь от сквозняков и лучше сбережёте тепло тела в прохладную погоду.
Сколько стоят хорошие перчатки
Итак, решили — покупаем длинные кожаные перчатки. Будьте готовы к тому, что стоят они недёшево! Лучшие спортивные модели обойдутся в несколько сотен долларов. Но мы сейчас экономим: лично я уже много лет езжу в перчатках французской марки Five, поэтому не стал бы изменять любимому бренду. Длинные кожаные перчатки этой фирмы (например, модель RFX4) обойдутся в 5000–6000 руб. За 3000–4000 рублей можно купить нечто похожее, под маркой MCP (это новый бренд бюджетной мотоэкипировки, который принадлежит российской компании «Байк Лэнд»). Очень хорошие перчатки делают Dainese, Alpinestars или, например, Revit. Но все они будут стоить заметно дороже.
Кстати, перчатки — это, пожалуй, единственный предмет мотоэкипировки, который вполне можно поискать на Aliexpress. Смотрите копии популярных моделей от известных брендов, почитайте отзывы. Степень похожести оценивайте с помощью картинок с оригинальных сайтов. Практика показывает, что если вам повезёт, то по качеству такая покупка будет мало отличаться от оригинала, а цена вас определённо порадует!
Ложный финал
Так называется художественный приём, когда музыкальное произведение, казалось бы, близится к своему концу, приостанавливается на мгновение… и затем продолжается дальше. Вот и у нас финал ложный. Имея шлем и перчатки, в принципе, можно сесть на мотоцикл и поехать. Правилам это не противоречит, и ни один инспектор ДПС не сможет упрекнуть вас в отсутствии экипировки. И некоторые опытные мотоциклисты в сильную жару позволяют себе такие вольности. Но новичкам делать этого не советуем — уж больно дорого стали теперь стоить медицинские услуги.
Но если вы всё же надумаете рискнуть, то хотя бы дополните свой гардероб плотными и прочными брюками и курткой — хотя бы обычной джинсовкой. А менее легкомысленных и более осторожных мотоциклистов приглашаем на следующий уровень.
Stage 2: Защищаем туловище
Защитив руки и голову, следует подумать о защите тела. Майка, рубашка и даже обычная джинсовка вряд ли спасут вас при падении. Нужна специализированная мотоциклетная куртка. Лучше, конечно, чтобы их тоже было несколько — на разную погоду, под разный стиль и под разное настроение. Но мы собираем базовый набор, поэтому постараемся купить одну — недорогую и максимально универсальную.
Как выбрать хорошую куртку
Как бы эффектно ни выглядел мотоциклист в кожаной куртке, это самый бестолковый предмет его экипировки. В жару в коже нестерпимо жарко, под дождём она пропитывается водой и очень долго сохнет, а в холод не особо-то и греет. Главное достоинство кожи в том, что она хорошо защищает при падении на большой скорости и длительном скольжении по асфальту. Именно поэтому все спортсмены ездят по треку в кожаных комбинезонах. В них вполне можно доскользить до так называемой зоны вылета, а потом как ни в чем не бывало подняться, отряхнуться и пойти искать свой мотоцикл. Но при аварии в городе или на дороге общего пользования, как правило, скользить просто некуда. Машины, бордюры, отбойники, разделители, столбы, дорожные знаки и т.д. быстро вас остановят. А от сильного удара о жёсткое препятствие не спасёт никакая куртка.
Поэтому оставьте кожу профессиональным гонщикам и купите себе хорошую текстильную куртку! Лучше всего — удлиненную туристическую модель. Она не будет задираться и оголять поясницу, когда вы садитесь на мотоцикл. Это наиболее универсальное, «всепогодное» решение. Хорошие производители с уверенностью заявляют, что их модели достаточно комфортабельны в диапазоне температур примерно от 5 и до 30 градусов. А что вам ещё надо? В средней полосе России весь наш короткий мотоциклетный сезон гарантированно укладывается в этот интервал.
Как добиваются такой универсальности? Очень просто! Точнее, очень сложно. Ведь хорошая мотоциклетная куртка представляет собой хитрое инженерное сооружение — этакий многослойный пирог. Верхний слой защищает вас от ветра и возможных механических повреждений. Для этого он делается из плотной синтетической ткани типа Cordura или Oxford. По большому счёту, и то, и другое — это очень плотный нейлон, дополнительно простёганный в наиболее уязвимых местах и усиленный вставками из натуральной кожи, искусственной замши, резины, пластика или карбона. На самых дорогих моделях могут быть даже накладки из алюминия или титана. Но это пока не наш вариант. Поэтому просто убедитесь в том, что плечи и локти вашей куртки чем-то усилены. Это необходимый минимум.
Вторым слоем в куртке идёт непродуваемая и непромокаемая вставка. Лучше всего, когда она выполнена из мембранной ткани, пропускающей воздух и влагу наружу, но не внутрь. Эта вставка часто делается съёмной. В случае необходимости её можно носить отдельно — как лёгкую ветровку. Если вы не на мотоцикле, конечно. И третьим слоем, тоже съёмным, идёт тёплая подкладка. Чаще всего тонкий простёганный синтепон. Он отвечает за то, чтобы вы не переохладились. Все эти слои можно снимать, надевать и комбинировать таким образом, чтобы вам было комфортно при любой погоде.
Что будет, если пойдёт дождь
А рано или поздно он непременно пойдёт. Можете даже не сомневаться. Многие удивляются: почему непромокаемый слой находится внутри куртки, а не снаружи? Так задумано специально, чтобы его можно было отстегнуть в сухую и тёплую погоду — без него вам будет не так жарко. А с ним намокнет только верхний слой куртки, который потом так же моментально просохнет на ветру, как только дождь кончится. Сам же водитель останется практически сухим. Если, конечно, у куртки не будут протекать молнии и застёжки.
Производители знают об этом, поэтому стараются оснащать свои изделия герметичными молниями и дополнительно защищать их от влаги специальными клапанами-накладками на застёжках-липучках. Всё то же самое относится и к карманам. Обычно на лейбачках курток пишут, что такой-то и такой-то карманы у них непромокаемые, но не стоит этому безоговорочно доверять: в сильный дождь деньги, документы и телефон лучше спрятать под куртку.
Важные мелочи
Рассматривая приглянувшуюся вам куртку, обязательно обратите внимание на то, чтобы помимо карманов на ней были вентиляционные клапаны — в жару их можно открыть и пустить освежающий ветерок внутрь. Чем таких клапанов больше, тем лучше. Но в закрытом состоянии они тоже должны быть водонепроницаемыми.
Также на хорошей куртке непременно должны присутствовать ремешки, позволяющие подогнать её по размеру и утянуть лишнее. Это важно! Если куртка будет на вас болтаться, хлопать и парусить на ветру, радости вам это не доставит. Да ещё и ткань быстро придёт в негодность.
Полезными будут и вставки из светоотражающего материала. В тёмное время суток они сделают вас заметнее в свете фар. Чем их больше, тем тоже лучше. И ещё раз — если есть возможность, выбирайте яркие цвета. Хотя если вы мужчина в самом расцвете сил и весом за центнер, то вам, скорее всего, придётся смириться с разнообразием оттенков черного. Увы, это гримасы маркетинга: почему-то считается, что пёструю одежду любят только девушки и подростки. А ведь мотоциклисты — они же как дети...
Нужна ли защита в куртке
Да, от лобового удара с КАМАЗом не спасёт даже глубоководный водолазный скафандр, но в менее серьёзных авариях вас смогут защитить специальные энергопоглощающие вставки. В хорошей куртке их пять: на плечах, на локтях и на спине. Первые четыре, как правило, идут в комплекте. Убедитесь, что они есть, а потом, надев куртку, проверьте, чтобы они были на своих местах. Чаще всего проблема бывает с локтями. Вставка в рукаве должна быть строго напротив сустава, а не болтаться где-то посередине предплечья. Часто защитные вставки регулируются по высоте, но в довольно небольшом диапазоне. Поэтому если рукава вам изначально великоваты, то регулировки может не хватить. Это значит, что придётся искать другую модель куртки.
Обычно вставки делаются из относительно мягкого материала, чем-то напоминающего упругий пластик или резину. Такая защита стоит недорого, но способна эффективно поглощать энергию удара при столкновении. Более дорогой вариант — вставки из инновационного материала D3O. При сжатии, изгибе или растяжении он остаётся мягким, а при резких ударах моментально твердеет по всей своей поверхности, перераспределяя и, таким образом, поглощая энергию. И даже если на бирке куртки не написано, что она снабжена модными D3O-вставками (что, конечно, вряд ли), их легко узнать по характерному оранжевому цвету. Обычная защита чаще всего чёрная или серая!
Не забудьте про защиту спины!
На всех «ездовых» куртках всегда есть специальный карман, в который вставляется защита спины и позвоночника. Но когда вы покупаете куртку, в нём, скорее всего, будет лежать лишь тонкая пластина из пористого материала. Сама по себе она вас ни от чего не спасёт, а предназначена только для того, чтобы её вынули... и взяли с собой в магазин, где по её форме вам подберут подходящую защиту. Да-да, практически всегда защиту приходится докупать отдельно! Но без защиты спины куртка почти полностью теряет свой смысл.
Защита спины может быть сделана из такого же материала, как и вставки на плечах или на локтях. В более дорогих моделях применяется D3O. Ну а высшим классом (в том числе и по уровню защиты) считаются составные вставки, представляющие собой сэндвич из различных материалов. Какую выбрать — решать вам. В любом случае, покупая куртку, будьте готовы отдать ещё от 2000 до 5000 рублей за эту полезную опцию.
Спортсмены наверняка скажут вам, что вставка на спине — это «не то» и что максимальную степень защиты обеспечивают только специализированные защиты, которые надеваются под куртку или комбинезон отдельно. И в принципе они правы. Но тут на первое место выходит уже цена. Хорошая спортивная «спина» обойдётся вам примерно в 8000–10000 рублей. Готовы платить? Покупайте. Но мы рассматриваем бюджетный вариант, поэтому удовольствуемся недорогой вставкой. Только сперва убедитесь, что она достаточно гибкая и не стесняет движений (тут модели из D3O просто вне конкуренции). И ещё: хорошо, когда защита доходит до самого низа спины. Буквально до крестцового отдела позвоночника. Чем длиннее — тем лучше.
Сколько стоит приличная куртка?
Раз уж мы заговорили про цены, то неплохо было бы определиться, сколько будет стоить базовая куртка? И тут вас ждут не самые приятные новости. Действительно хорошая туристическая куртка может стоит 50, 60 и даже 100 тысяч рублей. Именно поэтому некоторые мотоциклисты страхуют по КАСКО не только свои мотоциклы, но ещё и экипировку! Сделать это сложно, но, в принципе, возможно.
Но если нужен вариант побюджетнее, то более-менее приличную модель, в общих чертах удовлетворяющую описанным выше требованиям, можно купить за 10–15 тысяч рублей. Здесь я бы предложил обратить внимание на продукцию бренда MCP, представленную в салонах «Байк Ленд», или на изделия от отечественных производителей. Например, HyperLook, InFlame или Krai шьют неплохие куртки. Добавляем сюда защиту спины тысячи за три рублей — и получаем итоговую цифру в размере 15000–20000 рублей.
Итак, мы уже потратили почти 30 000 рублей, но пока никак не защитили ноги мотоциклиста. Поэтому — переходим на следующий уровень.
Stage 3: Ноги
Попробуем обойтись совсем уж малой кровью и пока воздержимся от покупки фирменных мотоциклетных брюк за 15 000 руб. и спортивных сапог ещё за 20 000. Кстати, мода на сапоги «как у гонщиков MotoGP» давным-давно прошла, и сегодня ездить в них по городу — почти что признак дурного тона. Куда удобнее и приличнее ограничиться специализированными мотокроссовками или кедами. В крайнем случае какой-нибудь укороченной моделью мотоциклетных туристических сапог. Но это тоже будет недёшево!
Как сэкономить на обуви
Если говорить про совсем бюджетный вариант, то можно сходить в любой магазин, торгующий армейским снаряжением и экипировкой, и купить самые простые отечественные берцы. Обязательно кожаные! И чем выше, тем лучше. Понятно, что по уровню защиты их не стоит сравнивать со специализированной мотоциклетной обувью, особенно с гоночными моделями. Но они обойдутся всего в 3000 рублей и будут лучше «гражданских» кед или кроссовок. К тому же берцы практически всепогодные, а если их дополнительно пропитать специальной жидкостью (вы найдёте её в любом обувном магазине), то они ещё и долго будут не промокать даже в сильный дождь.
Только не ленитесь каждый раз их плотно зашнуровывать. Голеностоп должен быть плотно зафиксирован! Это долго и муторно, поэтому на рынке существуют специальные мотоциклетные берцы, снабжённые, помимо шнурков, ещё и молнией сбоку. Например — модель Legacy от итальянской компании Forma. Надевать их куда быстрее и удобнее, но за комфорт придётся отдать как минимум 12 000 рублей.
Примерно столько же надо потратить на хорошие мотоциклетные кеды. Да, в продаже есть модели и подешевле, но и компромиссов в их конструкции и используемых материалах больше.
Как выбрать штаны для мотоцикла
В качестве мотоциклетных брюк в условиях жёсткого дефицита бюджета вполне сойдут простые джинсы. Но только максимально плотные и прочные. И их надо обязательно дополнить защитными наколенниками — пластиковыми щитками, которые надеваются на ногу в районе колена и фиксируются ремнями на застёжках или «липучках». Внутри, на стороне, обращённой к ноге, у них обычно какой-нибудь вспененный материал, который эффективно поглощает энергию удара.
Здесь тоже работает правило, что чем длиннее наколенники, тем лучше. Если нижняя часть наколенника будет доходить до верха ботинок — это идеальный вариант. Так лодыжка будет надёжно защищена. Однако носить наколенники поверх брюк в мотоциклетной среде считается немодным и некрасивым. Лучше надеть их на голую ногу, а уже поверх натянуть брюки. Это, кстати, ещё и безопаснее: штанины не дадут наколенникам провернуться на ноге при аварии. Но брюки для этого должны быть достаточно широкими.
Не можете найти такие джинсы? Тогда надевайте наколенники поверх. В конце концов, здоровье собственных коленных суставов дороже, чем чьё-то мнение о том, что модно, а что нет.
Какими бывают наколенники
Оставим за кадром профессиональные брейсы, которые используют кроссмены: они слишком сложные (обычно их приходится подгонять индивидуально по ноге) и дорогие. Обычные «дорожные» наколенники бывают с шарнирами и без них. С точки зрения безопасности, первые лучше. При сильном ударе они не дают колену выгнуться в противоположную сторону. Но за всё приходится платить — и не только деньгами. Шарнирные наколенники не только дороже, но и массивнее. Сложно найти достаточно широкие брюки, чтобы они натянулись поверх. А ещё при ходьбе по улице шарниры скорее всего будут скрипеть и щёлкать, что быстро выведет из себя даже самого спокойного человека.
Более доступный вариант — это простые наколенники, части которых крепятся друг к другу каким-нибудь мягким текстильным материалом. Их проще носить и куда легче купить. И подойдут буквально любые — даже те, что продаются в спортивных магазинах с горнолыжным снаряжением. Никакой принципиальной разницы между мотоциклетными и «не мотоциклетными» моделями нет. Обойдётся вам такая покупка всего в 2000–3000 рублей.
За приличную шарнирную модель придётся отдать уже 4000–5000 рублей. Здесь имеет смысл обратить внимание на продукцию компаний Alpinestars, EVS, Acerbis и Thor. Кстати, некоторые наколенники тоже делают из высокотехнологичного материала D3O. Такие модели есть, например, в модельном ряду американской компании Icon. Но тут уже пятью тысячами рублей не обойтись — за космические технологии приходится платить по полной.
Сводим бюджет
Вы одеты, обуты, довольно приличны защищены и ваш внешний вид не диссонирует со сложившимся образом отечественного мотоциклиста. Обошлось вам всё это примерно в 35 000 рублей. И это, поверьте, недорого — мы сэкономили на всём, на чём только возможно.
Но не обольщайтесь. На этом ваши траты только начинаются. Если вы реально начнёте ездить каждый день, невзирая на погоду, то в самое ближайшее время вам ещё понадобятся запасная пара перчаток и дождевик — непромокаемый комбинезон, который надевается поверх всей остальной экипировки. Потому что если долго ехать в сильный дождь, то никакая, даже самая лучшая водонепроницаемая куртка вас не спасёт.
Потом, вопреки всем нашим советам и доводам, вы непременно захотите купить красивую кожаную куртку. Захотите, захотите — все хотят. Потом — модные мотоциклетные джинсы какой-нибудь престижной марки… Словом, всё только начинается. Потому что вы стали мотоциклистом и ваша жизнь наконец-то наполнилась новым смыслом!
Лайфхак вместо постскриптума
Осень — время распродаж во всех мотоциклетных магазинах. В том числе в тех, которые торгуют мотоэкипировкой. Поэтому, если отправиться в мотосалон в октябре-ноябре, то можно сэкономить ещё до 30% от обозначенной суммы. Или купить со скидкой более дорогой бренд, и всё равно уложиться в скромный бюджет. Но поторопитесь! К декабрю в магазинах не остаётся большинства интересных цветов и ходовых размеров, а после новогодних праздников цены вновь пойдут вверх!
Источник: mag.auto.ru
Иллюстрации: Анастасия Зотова