Нордические экстремалы
13 мая 2008
Зима. Сезон давно закончен. И опять за окном стемнело слишком рано... Отрываю глаза от экрана монитора, стряхиваю пепел... Холод собачий на улице. Самое время немного поворчать. Слегка так, на правах «старика» – побубнить, пошуметь на «молодежь». Позволю себе такую роскошь...
Вот вам для начала: «Понакупали тут!». Сильно загнул. Впрочем, глянем, в самом деле, – а кто и как сейчас ездят? На чём ездят, мы хорошо знаем – в основном это японский секонд-хэнд, лавиной хлынувший в последние годы в Россию. Ну и хорошо, это не может не радовать, ведь, по сравнению с отечественными «бронтозаврами», японские мотоциклы стоят на передовом крае технологий, даже если зачастую их годы выпуска – начало 90-х. Волна увлечения мотоциклами захватывает всё больше и больше: ездить на двух колесах стало модным и престижным, не то, что 10 лет назад. И это тоже очень хорошо! Но вот что огорчает. Умение владеть техникой часто не соответствует тем возможностям, которые заложены в эту технику японскими инженерами. И наш дурацкий менталитет. Выезжая на дорогу, надо непременно продемонстрировать окружающим всё, на что способен, показать, что ты – лучший из всех (самый быстрый, самый точный, самый беспечный, в общем – самый-самый). Прочь разум, прочь советчики, прочь чужой (часто печальный) опыт! Как выглядят подобные наездники, и что из этого получается?..
Конец августа. Стою в одном из московских мотосалонов, торгующих секонд-хэндом. В экипировке, шлем в руках. Разглядываю, что и за какие деньги продается под конец сезона. Подходит паренёк, вежливо обращается ко мне: «Должно быть, вы – мотоциклист?». «Да, – говорю, – вы правы, сударь». Завязывается диалог. Парень мучается выбором – что купить: Yamaha Diversion 400 или Honda CBR900 Fireblade? Спрашивает, что бы я мог посоветовать. Ну что я могу в таком случае сказать? Говорю: «Сначала определитесь с тем, ЧТО именно вы хотите получить от мотоцикла, и какой стиль езды вам больше по душе. Эти два аппарата – разная техника. Ну, и дальше («Остапа понесло»!) – ездите вы сколько лет?». Мне парень отвечает, что он новичок, и что покупает свой первый мотоцикл... Я поперхнулся. Советую выбрать что-нибудь попроще для начала, например, четырехсотку («Ну, а через год освоитесь – поменяете»). Парень неумолим, говорит, что он знает и умеет всё, потому что прошлой зимой на снегоходах (!) изрядно погонял. Да и друзья утверждают: что меньше литра – то «полный отстой»! Прекращаю беседу и молча отхожу в сторону... Хочу надеяться, что разум взял верх над жгучим желанием «быть первым».
Допустим, что нам всем повезло, и город не увеличился на одного потенциального самоубийцу. Что же остальные? А вот что. Новичков видно сразу. По едва уловимым признакам – по тому, как трогаются с места, по тому, как перестраиваются, разгоняются, тормозят... Не беда, все когда-то начинали. Просто надо ездить осторожно. Любой человек достаточно быстро осваивается с основными принципами управления. И тут происходит самое главное. Теперь отдельные герои, уже чувствуя свой могучий опыт (целая тысяча километров, а то и две за плечами!), начинают соревнования. Нет, конечно, не на треке, ведь для этого нужно подлинное мастерство. Просто так, прямо на дороге.
Типичный пример. Еду с другом, аккуратно и без «стрёмов» мы лавируем в плотном потоке между машинами. И тут справа выезжает чудо. Одет байкер в футболку с коротким рукавом. Кстати, без шлема, что тоже не редкость. Естественно, увидев двух мотоциклистов, он начинает нещадно газовать, пытаясь, во что бы то ни стало, нас «сделать». По-прежнему, аккуратно и не меняя темпа, обходим машины, и я с интересом наблюдаю. Отдаю должное, наш задира левой ногой щёлкать научился. Но голову, похоже, еще не использует, по крайней мере, по ее прямому назначению, и поэтому, не раздумывая, делает резкие и бестолковые рывки вправо и влево, за которыми следуют серии таких же резких, и таких же бестолковых, торможений... А результата нет – он всё равно отстает от нас, хотя и рискует сильно. Мы же, в свою очередь, едем спокойно, и даже не пытаемся соревноваться. Что, герой, обидно? Головой, головой думать надо, а уж потом рычаги дёргать!
Или вот так. Иду 140 по МКАДу. Пятница, вечер. Поток машин типично «дачный» – достаточно разреженный, ужасно медленный по всем рядам. Ползут-то всего полторы машины, но раскидываются по всем полосам так, что быстро ехать можно только шарахаясь «по косой» от самого правого, до самого левого ряда. Впрочем, это не очень опасно, если не расслабляться и просчитывать черепашьи движения этих «коробочек»... Краем глаза сзади улавливаю что-то выбивающееся из общей статичной картины. Какое-то мимолетное движение, как дуновение ветерка. Слегка замираю в очередном наклоне... Прав... «Нордический экстремал» (а по-простому – полный отморозок), просвистывает мимо в пяти сантиметрах. Скорость около 200 км/ч. Уходит вперёд, и точно так же подрезает идущего впереди товарища (а он, кстати, был не один, с пассажиркой). «Спортбайкер», между прочим, был, как и предыдущий, в футболке, раздувшейся немыслимым горбом сзади, правда, в шлеме! Объясняю свой гнев: Наверное, не стоит на высокой скорости проходить достаточно близко от машин, но мы все это регулярно делаем, и с учетом их неповоротливости это не так уж и опасно. Особенно, если машина едет 90, а байк, скажем, 150. Но вот повторять такой же трюк рядом с едущим мотоциклистом, да еще кладущим аппарат в вираж, – это, простите, намеренная попытка убийства (для справки – статья 105 УК РФ, часть 2, от 8 до 20 лет).
С другой стороны, опытных мотоциклистов видно сразу и за версту. Видно по экипировке, по умению оценивать дорожные раскладки, по уверенным разгонам и прохождению поворотов, по точным торможениям. И по уважению, которое сразу чувствуется при встрече с таким попутчиком. Жалко, что на упомянутой выше волне популярности мотоциклов, их, кажется, уже не так и много.
Я нашел решение. Когда встречается мотоцикл, едущий по дороге медленнее меня, то просто пристраиваюсь сзади, и некоторое время, скинув скорость, еду так. Показываю всем видом: я не соревнуюсь, не «задираю», я не предлагаю померяться движками и ходовой. Это на всякий случай – вдруг тот, кто едет впереди, как раз «экстремал», а они же, как правило, – без опыта. И начнётся ничем не оправданное безумие...
Или по-другому: Если кто-то догоняет меня, я скромно отхожу в сторону и пропускаю вперед, иногда подняв для приветствия левую руку. Удачи, тебе, коллега! И только так.
Я не хочу, чтобы вы думали, будто бы я возомнил себя самым опытным и самым лучшим гонщиком. Знаю множество людей, которые ездят лучше, и помню множество ситуаций, когда я на дороге тоже... как бы это сказать, был далек от идеала. Но всё же, всё же...
Вот, поругался от души, да так увлёкся, что даже чай успел остыть в кружке. И сигареты кончились. Скорее бы весна! Ездить-то как хочется!
текст: Михаил Сизёнов МотоРевю 2003