Зазеркалье
12 июня 2008
Муж уехал в командировку в Японию. Через некоторое время ему звонит жена и говорит: «Дорогой, будь осторожен! В последних новостях передали, что у вас по дорогам по встречной полосе носится один сумасшедший!» Муж, увернувшись от очередного столкновения, восклицает: «Какой один! Их здесь тысячи!!!»
Анекдот из жизни в JP.
Стоит мне чуть задержать короткий взгляд на изображении в зеркале заднего вида, в котором все едут «в другую сторону», как вспоминается недавняя поездка по Стране Восходящего Солнца.
Япония сравнима с Зазеркальем не только из-за левостороннего движения. Воспринимать действительность по-другому начинаешь уже с момента посадки самолета. Первое, что видишь из иллюминатора: к прибывающему лайнеру спешат уборщицы в розовой униформе. Пройдя в здание аэровокзала, удивляешься чистоте и порядку. Указатели везде, даже на полу.
Интерес к Японии, судя по количеству посещающих ее иностранцев, возрастает год от года. Растет и число гостей, которые садятся за руль. У этого момента есть своя негативная сторона: непривычные к выезду «налево» часто становятся участниками аварий. Особенно результативны российские водители. Причина тут не столько в «левизне», сколько в безнаказанности. Дело в том, что привлечь к ответственности по нашим международным водительским удостоверениям не представляется возможным. Результат такой халявы не заставил себя ждать. Из-за этого во многих портовых городах японская полиция наши права признала недействительными. Насчет законности такой дискриминации постоянно ведутся споры, но есть кардинальный способ уйти от этой проблемы - получить японские права. И хотя на эту тему можно написать отдельную статью, в действительности это не суперсложно. Это дает и некоторые дополнительные преимущества.
Был удивлен тем, что не удалось найти сдающихся в аренду байков. Возможно, это один из результатов специфичного отношения со стороны правительства к теме. Однако и проблему с мотоциклом удалось решить - я его просто купил.
Зная о строгости японской полиции, в особенности касающейся скоростного режима, решил остановить свой выбор на чем-то спокойном. Также хотелось обеспечиться ветрозащитой для езды по хайвэям и высокой удобной посадкой для городского движения. Важен был и небольшой расход топлива, которое стоит в Японии немногим меньше одного доллара за литр. Ну и, самое главное, что должно быть у японского мотоцикла в Японии - небольшая бирочка на номерном знаке. И еще она должна быть нужного цвета.
Это шакен, аналог нашего техосмотра, который проходится раз в два года. Но способ его получения у «зазеркальцев» только один: предоставить абсолютно (!) исправный мотоцикл. Не пролазит даже так любимый японцами тюнинговый выхлоп. Зато никто не помешает, получив заветную бирочку, вернуть снятую перед ТО Yoshimura или Moriwaki на свое место.
Итак, подобрав подходящий «шакенистый» байк (у меня это был Transalp 400V за $2200), можно отправляться в путь. Кстати, адаптация к левостороннему движению на мото происходит гораздо быстрее, чем на авто. На встречку я так ни разу и не выехал, в то время как у автомобилистов такое изредка случается после поворота на перекрестке.
Перед началом поездки решил заправиться. Заехав на бензоколонку и залив полный бак бензина, обнаружил, что забыл поменять деньги. Kак оказалось, выход из такой ситуации довольно простой: достаточно оставить ксерокопию японских «прав».
В первые дни, несмотря на плотное движение, не встретил ни одной аварии. Объясняется это грамотной и логичной организацией движения. Нерегулируемых перекрестков не встречал вовсе, а все светофоры работают таким образом, что красный несколько секунд горит в оба направления. Скоростные ограничения указаны не только на знаках, но и нанесены прямо на дорожных полосах. Среди водителей много женщин и пожилых людей, но они не раздражают своей непредсказуемостью. Вообще, дисциплинированность и взаимоуважение являются непременными чертами японцев, и на дороге они проявляются в полной мере.
Неоднократно за время путешествия доводилось попадать под дождь, но это не вызвало у меня негатива.
Грязи на дорогах практически нет, это заметно по светлым машинам, которые почему-то не превращаются в серые. Так же удивило дорожное покрытие. Во-первых, это совсем не скользкая, даже под дождем, разметка, пересекая которую можно уверенно тормозить. Во-вторых, почти нет луж - так хорошо функционируют сливы. И, в-третьих, само покрытие в дождь практически не снижает своих сцепных свойств. Асфальт шершавый и потому не покрывается сплошной водяной пленкой.
Однажды я попал под сильный снегопад, но смог продолжать движение в прежнем темпе. Дорогу от снега очищали необычным способом. По разделительной полосе вмонтированы форсунки, разбрызгивающие обычную воду, которая и смывает с дороги снег. Конечно, при минусовой температуре такой фокус не пройдет. Однако, за исключением северных районов, «минус» бывает редко, а снег, особенно в горах, - явление вполне обычное. У всех японцев на этот случай лежат в машинах цепи противоскольжения. Мне запомнился один оригинал, поставивший эти самые цепи на задние колеса своего переднеприводного микроавтобуса.
Езда по японским дорогам ночью не менее безопасна, чем днем. Полно всяких светоотражателей и абсолютно нет ям, которыми так изобилуют наши направления.
Обычные, или, как их называют, нижние дороги в Японии совершенно непригодны для езды на далекие расстояния. Они изобилуют светофорами, которые никогда не кончаются, так как один населенный пункт плавно переходит в другой. Но есть у них и свой плюс - за проезд по ним не нужно платить. Если же хочется ехать быстро, то придется искать указатель на зеленом фоне, показывающий въезд на хайвэй. Это не просто дороги - настоящие шедевры инженерной мысли, охватывающие сетью всю страну. Дорожное полотно приподнято над землей на стойках, и хайвэи тянутся на сотни километров, как гигантские мосты. В больших городах, для пущей экономии места, их размещают вдоль рек и каналов. В Токио я попал на многоярусную развязку, которая со стороны казалась просто фантастической. Безошибочно разобраться, куда и когда поворачивать с первого раза достаточно непросто. Стоит ошибиться - развернуться не получится, движение только прямо. Приходится съезжать вниз и, теряя время в пробках и на светофорах, искать заезд в нужную сторону. Но, надо отметить, указатели логичны, и через некоторое время я смог более-менее уверенно ориентироваться.
Интересна система оплаты за проезд. На въезде автомат выдает карточку с указанием места выдачи. При съезде с хайвэя оплата производится оператором. По предъявленной карточке он определяет сумму (примерно $35 за 100 км). Веселый момент наступает, если эту карточку потерять. Японца-оператора «заклинивает». Он просто не знает, как в таком случае поступить. Поначалу кажущаяся забавной ситуация может обернуться потерей трех-четырех часов времени.
Многие японцы используют электронные карты оплаты, срабатывающие дистанционно. Шлагбаум в таком случае поднимается автоматически. Чтобы наблюдать этот процесс даже со стороны, надо иметь крепкие нервы. На скорости около 100 км/ч машина несется на турникет, который поднимается буквально за несколько метров до возможного столкновения с лобовым стеклом. Похоже, что наивные японцы и не предполагают, что автоматика может не сработать. Выезжать на хайвэй на мотоцикле с пассажиром запрещено, хотя непонятно: как это может повлиять на безопасность, когда скорость ограничена до 90 км/ч?
Отдельного упоминания заслуживает то, как ведется ремонт дорог. Для этого всегда выбирают время, когда движение наименее интенсивное. Часто ремонтируют по ночам. Не раз видел, как ремонтники носятся галопом, чтобы поскорее восстановить движение. При этом место ремонта, даже если это сливная решетка на обочине, огорожено знаками и всевозможной иллюминацией и, кроме того, неутомимыми махателями. Эти работники дорожной службы, указывая водителям о возможной опасности, машут своими флажками летом и зимой, в жару и снег. Глядя на них, иногда приходят воспоминания о социалистическом планировании. Форма одежда «неутомимых», похоже, имеет стандартизацию по времени года, а погода не всегда советуется с календарем. Проезжая мимо вспотевшего, упакованного в сапоги и каску махателя, от души ему посочувствовал. Кстати, школьники в Японии тоже носят регламентную форму. Девушкам полагается ходить в коротких юбках, и даже когда на улице лежит снег, они сверкают посиневшими конечностями.
К чему приводит такое повсеместное насаждение правильности и безопасности, нам уже известно. Довелось наблюдать это и в Японии, когда через образцовую законопослушность прорывается желание быть не таким как все. Особенно это касается мотоциклистов, среди которых процент инакомыслящих всегда был особенно велик.
Однажды я услышал жуткий рев: странного вида мотоциклы с прямотоками или вовсе без труб, на минимальной скорости, но с максимальным звуком, подъезжали к полицейскому участку. Обтекатели задраны вверх, дико изогнуты спинки сидений. Многие были без шлемов, а мотоциклы без номерных знаков. Это босодзоку - японский аналог почивших у нас рокеров. Такой образ бунтарей с битами и металлическими прутьями, высекающих искры об асфальт и гоняющих полицейских (бывает и такое) - извечное оправдание для бюрократов, стремящихся убрать мотоциклы с японских дорог. Но и это явление утрачивает свою антисоциальность, постепенно превращаясь в обычную тусовку.
Культовые аппараты - переделанные мотоциклы с двигателями 250-400 см3 70-80 годов. Большинство босодзоку не старше 18-20 лет. После этого возраста времени на развлечения у японцев не остается. Только через несколько лет у местных жителей, занявших свое место в жизни, вновь появляется возможность сесть за руль мотоцикла. Те, у кого в юности срывало башню, остепенившись, все-таки не сядут на обычные мотоциклы. Их удел - тюненые Kawasaki Z-1 или аналогичные мощные аппараты 70-80. Цена на такие ретро-байки доходит до 20 тысяч долларов. Стиль езды 30-40-летних райдеров становится более корректным, но стайный образ жизни сохраняется.
Что касается жестких скоростных ограничений, то мотоциклисты, да и любители заряженных авто, всегда и везде находят места, где контроля за скоростью нет. Обычно в Японии это горные серпантины, где можно оторваться по полной, о чем безмолвно свидетельствуют снесенные на многих виражах ограждения.
Проехав по дорогам Японии более 1000 километров, я так и не пообщался с полицией. Однако почти всегда встречал обгонявших меня японцев через несколько километров на обочине в компании с полицейскими, оформляющими протокол. Думаю, что такая оперативность объясняется «развитой сознательностью» коллег по движению.
Увидев много интересного, я и сам выступил в роли достопримечательности для японцев, потому что иностранец за рулем мотоцикла - редкость. И еще осталось опасение, как бы с таким «заботливым» отношением не стали редкостью японские мотоциклисты.
В дорожный блокнот
Подготовка к поездке
Несмотря на прогрессирующую открытость, эта страна во многом остается «вещью в себе». Например, получение визы не всегда проходит гладко, как правило, появляются сложности. Стандарт сотовой связи совершенно другой, наши трубки работать не будут.
Деньги
Деньги в Японии меняют в банках, ну и в аэропорту, конечно, тоже, причем курс практически не отличается. Можно сделать это и у пакистанцев на автостоянках. Естественно, меняют только американские доллары. В японских магазинах сканеры не воспринимают наши кредитные карточки, кредитки срабатывают только в крупных банках, да и то не всегда. В этом случае можно порекомендовать использовать тревел-чеки. За все покупки в Японии, помимо указанного на ценнике, с вас возьмут еще пятипроцентный налог.
Питание
Традиционная японская кухня способна вызвать совершенно разную реакцию. Но в любом случае ее стоит попробовать, так как там она сильно отличается от того, что предлагают в «японских» ресторанах у нас. Благодаря обилию свежих морепродуктов, очень легко усваивается. Проблема может возникнуть только с использованием палочек. Обед стоит примерно 2000 йен ($17). Много заведений европейского типа. Еда в них дешевле. Бутылка оригинального японского пива - 300 йен ($2,5).
Ночлег
Место в отеле стоит примерно от 8000 йен ($68), но можно остановиться и подешевле. В небольшой гостинице в горах это обойдется примерно в $30 - добавьте к этому природу и свежий воздух.
Езда на мотоцикле
Аренды нет в принципе. Штрафы - космические, особенно за превышение скорости. Они дифференцированы по километражу, например, если превысил более чем на 60 км/ч, то можно попасть на шесть манов (60000 йен - примерно $500). Но отношение к иностранцам лояльное, и можно «отъехать» извинениями.
Развлечения
Для иностранца само пребывание в Японии первую неделю - сплошное развлечение (особенно аутентичная кухня). Но желателен местный проводник, так как развлечения японцы особенно не афишируют (за исключением безобидных караоке). А в поисках чего поинтереснее (гейш, скажем) можно потратить кучу денег, но ничего путного не получить. Рекомендую посетить японский ансен - ванну с горячей водой из естественного горячего источника - такие есть вблизи вулканов. А вот с азартными играми плохо - игра на деньги запрещена и японцы довольствуются странным развлечением типа нашего «однорукого бандита». При этом не знаю ни одного японца, который хоть раз в жизни не оставил бы там свою зарплату.
текст: Александр Возовик МотоРевю 2003