КПП, сцепление и накладные ногти
23 июня 2008
В этом и последующих номерах мы окажемся в шкуре профессионалов, делающих нашу с вами мотоциклетную жизнь легкой, приятной и безопасной. И познакомимся с работой мотобизнеса изнутри.
Выбор профессии, открывающей серию публикаций, не случаен. В роли инструктора по вождению я сам, да и почти любой из вас наверняка выступали неоднократно. Согласитесь, нет более надежного способа соблазнить новую знакомую, чем предложить обучить ее водить мотоцикл. Делалось это так: у кого-нибудь из знакомых одалживался мотик средней потрепанности….
Нет, не стану я открывать вам свои интимные тайны, ни к чему это, гораздо интереснее самому, вместе с вами, разобраться в тонкостях работы профессионального инструктора.
Итак, я направляюсь на однодневную стажировку на курсы вождения мотоциклов, обучать потенциальных «асов», заезживая «эндурики» на специальной трассе. Учебная парта» – Hyosung 125, обладающий достаточно современной ходовой частью и надежными тормозами, но из-за малой мощности двигателя не способный показать крутой норов. По мнению специалистов, водитель, научившийся ездить на эндуро, в будущем справится с управлением мотоциклом на любой дороге – будь то спортбайк, или, скажем, чоппер.
Мое воображение нарисовало безрадостную картину: скрючившись «вторым номером» за спиной человека, впервые управляющего мощным мотоциклом, я пытаюсь перехватить открученную до упора ручку газа из окостеневших лап впавшего в ступор от рева двигателя «чайника». В действительности все оказалось не так страшно: после недолгих инструкций, новичка запускают в «автономное плавание», корректируя ошибки «по ходу пьесы»
Переодевшись, мы с тренером пошли на учебную трассу, где нас ожидал готовый к вводному занятию первый ученик. Бросаться сходу грудью на амбразуру в мои планы не входило, и я решил для начала понаблюдать за работой профессионала. Признаться честно, первого ученика я привел сам, для чистоты эксперимента прихватив с собой «ночной кошмар» любого инструктора – миловидную длинноногую барышню, видевшую до этого мотоцикл один раз, да и то на фотографии.
По первым же действиям мастера я понял, что раньше все делал не так. Добившись от девушки правильной посадки на мотоцикле (спина прямая, бедра фиксируют корпус мотоцикла, локти подняты), тренер предложил подопытной завести мотор, и показал, как его глушить. Следующие 10 минут были потрачены на объяснение алгоритмов работы газом и сцеплением, а также тормозами. За это время от правильной посадки не осталось и следа (оно и понятно, ведь до первого поворота совершенно не ясно, почему надо так неудобно задирать вверх локти, держать в одной плоскости руку и кисть, и нельзя позволить попе съехать в такую комфортную среднюю часть сидения).
Восстановив правильную посадку девушки, инструктор посоветовал ей опереться правой ногой о землю, левую поставить на подножку и включить первую передачу. Итого: 15 минут, и ученик, по всем параметрам казавшийся безнадежным, нарезает первые круги по площадке! Признаться, я был посрамлен, ведь у меня на достижение аналогичного результата уходило часа три и пяток падений, вполне способных отбить тягу к дальнейшему освоению премудростей двухколесной езды. Немного успокоили меня лишь откровения тренера о том, что в отличие от нашей весьма понятливой ученицы, ему попадались экземпляры, в принципе не способные на передвижение на двух колесах, с которыми попытка нормально тронуться с места затягивалась на весь процесс обучения. Как ни странно, это были мужчины.
Подождав, пока наездница освоится за рулем и осмелеет, «сенсей» остановил ученицу и дал ей новое задание: во время движения по прямой слегка разогнаться, на середине притормозить, а потом снова прибавить газу. Выслушав инструкцию и собравшись тронуться с места, красавица переусердствовала и заглохла. Ничуть не смутившись, она, выжав сцепление, сразу завела мотор и поехала, приняв скрюченно-мешковатую позу. Минут пять ушло на восстановление правильного положения в пространстве, после чего на достаточно шустрые разгоны и торможения нашей ученицы стало приятно смотреть. Больше на первый раз, по заверениям инструктора, нагружать ее не стоило, мол, она и это ко второму занятию забудет. Не успели мы проводить восвояси гордую своими успехами подопытную, как я убедился в правдивости слов тренера: на свое второе занятие пришел мужик лет 35. Скрепя сердце, под своим контролем, инструктор доверил процесс обучения мне.
Недоверчиво осмотрев меня, вопросительно взглянув на стоящего за моей спиной тренера, 100-килограммовый «ученичок» взгромоздился на жалобно скрипнувший под ним мотоцикл, приняв точно такую же расслабленную позу, как наша наездница за несколько минут до этого. Увидев полные скептицизма взгляды, он опомнился, и, наморщив лоб, старательно принял нужную позу. Мне предстояла непростая задача: научить переключать передачи, но до этого, по всей видимости, было далеко – тяжеловес напрочь забыл, как трогаться. За 20 минут, безвозвратно истребив значительную часть нервных клеток, я вернул в его память навыки, полученные на предыдущем занятии. Следующие 10 минут мы слушали дикие «перегазовки» и хруст насилуемой КПП. Когда на запах паленого сцепления стали удивленно сбегаться окрестные собаки, тренер вмешался в учебный процесс, и последующие полтора часа мы, позабыв о регламенте занятия, безуспешно пытались понять, что же заклинило в мозгу у обучаемого? Окончательно замучавшись, мы отпустили «студента» домой, а сами решили попить чаю. Уютно расположившись на бревнышке с термосом, только мы налили себе по кружечке дымящегося крепкого чаю со смородиной, как я почувствовал на своей спине чей-то сверлящий взгляд. Обернувшись, увидел крепкого парня с квадратной челюстью, и уже, было, собрался спросить у моего партнера, не должен ли он часом кому-нибудь денег, как разглядел на руке визитера гипс.
– А на спортбайках ездить учите? – спросил обладатель челюсти.
– Да как вам сказать, – ответил инструктор, и начал объяснять травмированному все преимущества первоначального обучения на «эндуро».
– Нет, меня в грязи барахтаться не прет, – безапелляционно заявил крепыш и, круто развернувшись, удалился, чуть не затоптав на тропинке шарахнувшуюся от него хрупкую девушку.
– И где же это он руку сломал? – задумчиво произнес тренер, глядя ему вслед.
Осторожно ступая по грязи изящными остроносыми сапожками, к нам подошла модная барышня, весьма забавно выглядящая среди старых покрышек, набросанных вдоль распаханной кроссовыми мотоциклами трассы.
– Это вы, что ли, на мотоциклах здесь учите? – спросила она.
– Что ли мы, – чуя недоброе, ответил я.
Смерив меня уничижительным взглядом, брюнетка сняла с руки лайковую перчатку. «Лариса, будете меня учить», – тоном, не терпящим возражений, представилась она. В порыве свойственной мне с нежного младенческого возраста галантности я собрался, было, поцеловать протянутую мне руку, но вместо этого изумленно поднес ее к глазам: пальцы украшали накладные ногти, по длине уступающие разве что когтям Фредди Крюгера, непонятно было, как она носила перчатки.
– Придется остричь! – сказал выглянувший из-за моего плеча, заинтересовавшийся происходящим тренер. В ответ – удивленно вскинутые брови – мол, это еще зачем?
– А вы попробуйте, возьмитесь за ручку, – коварно предложил инструктор. Эксперимент удался, мадемуазель сообразила, что с чем-то придется расстаться: с ногтями, или же с идеей научиться водить мотоцикл. Все было вроде бы ясно, но привычка решать все свои жизненные проблемы хлопаньем ресниц не давала покоя.
– Мальчики, а может, можно как-нибудь? – мило улыбнувшись, спросила она. – А то у меня любимый купил себе мотоцикл, хочу ему сделать сюрприз! Движимый мужской солидарностью, я решил спасти парня. Может, он специально мотоцикл купил, от этой мегеры отдохнуть!
– «Как-нибудь» можно, но ногти все равно придется отпилить!
По выразительной гримаске, скорченной неудавшейся гонщицей, я понял, что на такие жертвы она идти не готова. Презрительно фыркнув, и растеряв все остатки уже не нужной ей доброжелательности, особа удалилась.
Следующий ученик, весьма толковый парень, пришел заниматься в четвертый раз. Ему предстояло катать «змейку» и учиться грамотно проходить повороты. С ним проблем вообще не было, даже правильную посадку он, как припомнил инструктор, усвоил с первого раза.. Только я начал нудно объяснять, почему перед входом в поворот надо включать ту передачу, на которой собираешься из поворота выходить, как ученик печально глянул на меня – «дружище, я же не совсем идиот, я все-таки на BMW М3 езжу, это все и так понятно.
До следующего занятия у нас был почти часовой перерыв, которым я воспользовался, чтобы разузнать у своего собеседника побольше о его работе. Как выяснилось, клиенты мотошкол это состоятельные люди примерно 30 лет от роду, слишком занятые что бы позволить себе провести несколько месяцев на больничной койке, поломав себе все, что только можно в первый же день после покупки мотоцикла. Чаще всего, инструкторам в процессе обучения удается отговорить учеников от немедленной покупки вожделенного «литра», и, послушавшись советов, начинающие на первое время заводят себе легкие эндуро класса 250 см3. Откатав на таких аппаратах пару-тройку месяцев, их можно продать почти без потерь в деньгах, а приобретенная уверенность в себе позволит легко пересесть на любой, даже самый мощный, мотоцикл.
Пока мы общались, начало темнеть, а последний из записанных на сегодня ученик позвонил, чтобы сказать, что не сможет приехать, и перенес занятие. В отличие от тренера, чья зарплата прямо пропорциональна количеству обученных, меня этот факт совершенно не расстроил, по правде говоря, я уже порядком устал – никак не думал, что эта работа так меня умотает. Попрощавшись с тренером, я сел в машину и отправился домой. Застряв в нереальной пробке на МКАДе, пару часов провожал взглядом пробирающихся сквозь хаотично стоящие машины мотоциклистов, по инерции оценивая правильность положения их локтей и посадку.
Благодарим салон «Байк Ленд» за помощь в подготовке материала
МотоРевю 2004