Внимание – спуск!
11 августа 2008
Устройства, позволяющие контролировать давление в шинах – не новость в мире колесной техники. Однако на мотоциклах опыта применения эти системы до недавнего времени не имели. Теперь пришла и их пора, причем за дело взялся не кто-нибудь, а грозный шинный магнат Pirelli, предложивший недавно свой взгляд на контроль давления в колесах. Насколько серьезным оказался этот шаг?
Pirelli выпустила свое новое устройство на рынок под звучным названием X-Pressure, которое, надо сказать, выбрано весьма неплохо. В транскрипции удачно переплетаются слова express (намек на то, что работает устройство быстро) и pressure (в переводе с английского – «давление» – говорит нам о предназначении устройства). Можно долго подбирать литературный перевод этой комбинации слов, но, так или иначе, получается что-то вроде «быстрого давления». Это и есть основное предназначение устройства – оперативно информировать водителя относительно давления воздуха в шинах.
Устройство новинки легко разбивается на три составляющие части: датчики давления, управляющий модуль и панель индикаторов. Датчики закрепляются на поверхности колесных дисков во внутренней полости шины посредством хомутов, длина которых рассчитана на диски диаметром 13-21 дюйм. Разумеется, после такой процедуры требуется балансировка колес. Масса датчика – 40 граммов. Немало: датчики аналогичных устройств для автомобилей, появившиеся несколько лет назад, имеют массу около 20 граммов. Конечно, датчик находится на относительно небольшом расстоянии от оси вращения колеса, что делает его влияние на баланс незначительным. Но все же для минимизации усилий при балансировке Pirelli рекомендует заранее определить самую легкую зону шины и совместить ее с положением датчика при установке.
Датчики передают сигнал на частоте 433,92 МГц на управляющий модуль (он имеет в своей конструкции специальный ресивер, отвечающий за считывание сигнала с датчиков). Каждый датчик имеет свой уникальный код, что позволяет предотвратить перекрестное считывание сигналов при нахождении двух мотоциклов, оборудованных системой, вблизи друг от друга. Управляющий модуль обрабатывает полученную с датчиков информацию в соответствии с заложенной в него программой и в случае необходимости информирует владельца посредством панели индикаторов.
Панель до невозможного проста. В компактном корпусе размещаются два светодиодных индикатора. Один из них сигнализирует об изменении давления в «допустимом» интервале, другой – в «аварийном». Оба интервала задаются владельцем (или, как вариант, специалистом сервисной станции) с помощью специального устройства, которое предлагается приобрести отдельно. Ведь иметь такое под рукой постоянно потребуется далеко не всем владельцам, а значит, ни к чему тратить лишние деньги – вполне убедительно. Помимо визуального оповещения панель индикаторов имеет также и звуковое. При отклонении давления от заданного «коридора» панель издает характерный звуковой сигнал и загорается индикатор. Какой – зависит от того, насколько сильно изменилось давление в одной из шин.
Всем ли придется по вкусу простой и легко читаемый «интерфейс» панели X-Pressure? Вопрос спорный. Если принять во внимание целевую аудиторию, на которую рассчитывает Pirelli c этим устройством (возраст около 40, большие пробеги за год, туристический стиль пилотирования), то ответ скорее «да». Помнится, эксперты одного уважаемого автоиздания, тестировавшие несколько лет назад подобные устройства на автомобилях, пожелали как раз простой системы индикации подстать X-Pressure (им довелось тестировать систему, которая выводила на жидкокристаллический дисплей фактические значения давления в каждом из колес). Мол, не горит ни один из индикаторов – все в порядке, а вот загорелся – стоит обратить внимание. Однако есть группа мотоциклистов (к которой относится и автор), которая предпочла бы как раз иметь перед глазами фактические значения давления в переднем и заднем колесе. Увереннее себя чувствуешь! Для меня это сродни выбору между указателем уровня топлива и лампочкой-индикатором.
Устройство, с помощью которого программируется управляющий модуль, имеет жидкокристаллический дисплей. С помощью него устанавливаются все вышеупомянутые интервалы изменений давления, при которых срабатывает тот или иной индикатор. Устройство подключается к порту управляющего модуля, а по завершении всех настроек отключается от него. Управляющий модуль имеет весьма компактные размеры (примерно с пачку «Беломора») и без особых проблем размещается в каком-нибудь месте под облицовкой.
Таким образом, X-Pressure позволяет без особого труда постоянно контролировать давление в шинах. А вопрос относительно необходимости этого устройства сводится фактически к вопросу о важности поддержания в шинах оптимального давления. Конечно, хватает оригиналов, коим плевать на давление в шинах, равно как на стуки в моторе и прочее – речь не о них. Для остальных же нужное давление в шинах – это и управляемость, и безопасность, причем на двух колесах это еще важнее, чем на четырех. В конструкции любого мотоцикла заложены определенные пятна контакта шин с дорожным полотном, способность шины к деформации и прочие параметры, на которые прямо влияет давление. В свою очередь, все эти параметры определяют, насколько устойчив и предсказуем мотоцикл в поворотах, насколько стабилен на прямой… А теперь спросим себя: как часто мы проверяем давление в шинах? Хорошо, пусть не перед каждой поездкой, но хотя бы раз в неделю? Далеко не все. Оно и понятно: надежда на «русский авось» в сочетании с неохотой лишний раз прямо перед поездкой откручивать колпачки и склоняться у колес с манометром – все это заставляет откладывать проверку давления «на следующий раз», которых может быть очень много. И многие ли из нас почувствуют пятой точкой падение давления на 0,2 атмосферы (а именно эта, весьма критичная, величина, заложена в «мозги» устройства как основание подать водителю сигнал тревоги). Вот поэтому Pirelli и предлагает конструкцию, которая будет выполнять эту рутину за вас, причем не раз в неделю, и не раз в час, намного чаще!
Семь секунд – именно такой интервал между считываниями показаний с датчиков заявляет Pirelli. А это значит, что неожиданный прокол Вы отследите с помощью этого устройства быстрее, чем успеете почувствовать. Это дорогого стоит. Однако здесь возникает вопрос относительно срока службы батарей датчиков при таких частых коммуникациях между ними и управляющим модулем. Pirelli обещает не менее пяти лет при годовом пробеге не более 50000 км. Верится с трудом, если честно. С другой стороны, может, именно таким большим сроком автономной работы обязаны датчики X-Pressure своей большой массе? Как бы там ни было, на этот вопрос, равно как и на вопрос относительно балансировки колес с датчиками, поставленный в начале статьи, смогут ответить только реальные длительные испытания, которые будут в скором времени проведены силами редакции «Моторевю».
Прибавьте к вышеуказанным достоинствам еще и меньший износ шин, которого удается добиться при регулярном контроле давления, и на вопрос относительно необходимости таких устройств на современной мототехнике можно будет однозначно ответить утвердительно. Будет ли развиваться индустрия таких устройств далее, или же X-Pressure так и останется хайтековой цацкой для оригиналов – увидим в ближайшие годы.
текст: Владимир Завьялов МотоРевю 2004