Мотобол
14 ноября 2008
Мотобол — это, если по-простому, футбол на мотоциклах. Впрочем, этот вид спорта обладает чертами, присущими только ему, которых не найти ни в одном из "родительских".
Те, кто имеет хоть какое-то отношение к мотоболу, наотрез отказываются сравнивать этот спорт с футболом. И в самом деле, факторы, которые роднят мотобол с игрой миллионов, можно сосчитать на пальцах одной руки. И все же, для первого знакомства остановимся на этом, пусть и не очень корректном сравнении.
Увидев однажды мотобольный матч, нельзя не влюбиться в этот вид спорта. Мотобол по праву считается самым скоростным командным видом спорта. В какой еще игре спортсмены перемещаются по полю со скоростью, достигающей сотни километров в час, умудряясь при этом комбинировать и наносить удары по воротам соперников мячом почти полуметрового диаметра?! Удивительная, динамичная, зрелищная игра настоящих мужчин!
Техника
Что представляет собой байк для мотобола? Изначально для игры в мотобол использовали обычные цивильные мотоциклы европейских производителей. Но техника игры росла, соответственно, требовалась модернизация и самих мотоциклов. Первыми проявили смекалку те же французы, которые еще в 30-е годы додумались закрепить на раме байка специальные дуги (бугели), помогающие удерживать мяч прижатым к мотоциклу во время движения. Это изобретение стало первым шагом в эволюции "стандартного" мотоцикла в современную мотобольную машину. С ростом популярности и численности команд мотопроизводители начали готовить специальные мотоциклы для мотобола. В Европе первой стала немецкая фирма "Mallon", пустившая в серию машины на базе ходовой кроссового мотоцикла "Mayko" с двигателем австрийской фирмы "Rotax". В СССР в конце 60-х на конвейер “мотоболки” "Завод им. Дегтярева" поставил "Ковровец". В то время уже существовали стандарты с ограничением рабочего объема двигателя в 250 см3. Ковровчане комплектовали свои машины двигателями в 175 и 250 кубиков.
Немцы производили мотоциклы только с двигателями в 250 “кубов”. На данный момент производством мотобольной техники занимается известная по своим триальным машинам испанская фирма "Gas Gas", выпускающая байки с объемом двигателя 250 см3. На постсоветском пространстве пытались наладить выпуск "мотоболок" на Минском "Мотовелозаводе", но дальше испытаний дело так и не пошло. Если еще лет пять назад на треке можно было увидеть кроссовые Honda, Kawasaki, переоборудованные под игру в "мотомяч", то сейчас мотобольный мир заполонили испанцы.
Чем же отличается мотобольный аппарат от кроссового? Первое, что приходит на ум — ходовой частью. Байк, подготовленный для мотобола, обладает более короткой базой и меньшим углом наклона рулевой колонки. Меньше радиус переднего колеса (18 дюймов против 21) и короче ход подвесок (100 миллиметров против 300 на кроссовых). Все эти параметры влияют непосредственно на маневренность байка. Второе отличие в КПП. Две передачи против пяти позволяют использовать мощность двигателя во всем диапазоне оборотов. Есть различия и в органах управления. Если на добротных стареньких "Ковровцах" и уже более современных "Маллонах" рычаг переключения передач и рычаг заднего тормоза дублировались с обеих сторон мотоцикла, то конструкторы "Газ Газ" пошли дальше, разместив их на руле. Ниже рычагов ручного тормоза и рычага сцепления закреплены такие же — ими спортсмен может переключать передачи. Это решение дало возможность освободить ноги мотоболиста еще от одной задачи, дав им, таким образом, возможность сосредоточится на главном: работе с мячом. Что касается расходных материалов, то проводить черту между мотоболом и, скажем, кроссом необходимости нет. Единственное, что следует учесть — это покрышки мотоцикла. Поскольку покрытие мотобольного трека зачастую гаревое (реже асфальт), а не грунт, то и покрышки для мотобола используют с менее "агрессивным" протектором и большей площадью контакта. Зачастую в ход идут спидвейные покрышки.
Экипировка игроков
Следует отметить, что мотобол является не только самым скоростным командным видом спорта, а еще и контактным, поэтому требования к безопасности игроков здесь повышенные. В комплект стандартной экипировки мотоболиста входят майка, штаны, перчатки, наколенники, шлем, обувь и краги. Если первые четыре составляющие заимствованы из мотокросса, а пятый — детище мототриалистов, то боты и краги — это изобретение самих мотоболистов. Обувь игрока представляет собой шнурованный ботинок из толстой 3-4 миллиметровой кожи и прочным носком на высокой (8-10 миллиметров) подошве. Краги (не путать с рукавицами!) мотоболиста - это толстый цельный кусок кожи, который обвивается вокруг голени ноги и защищает кость от ударов. Таким образом, ноги спортсмена надежно защищены, а ступня может свободно двигаться, чего нельзя было бы достигнуть, используя кроссовые мотоботы даже самых последних моделей известных производителей. Мне не раз приходилось видеть, когда в схватке нога игрока попадала между задним крылом мотоцикла и колесом, игру останавливали, наездник поднимался и, как ни в чем не бывало, продолжал игру.
Немного истории
Считается, что первыми "гонять" мяч на мотоциклах додумались французы в двадцатые годы. Новая забава пришлась по душе общественности. Настолько, что мотобольные команды появились в Англии, Германии, Бельгии, Италии. А еще спустя некоторое время начали разыгрываться чемпионаты этих стран. Уже в 1933 году во Франции состоялась первая международная игра.
История возникновения мотобола в СССР уходит в довоенные годы, когда в 1937 году студенты Московского института физкультуры и спорта, узнав из прессы о мотоболе, решили попробовать новинку у себя. Развитие советского мотобола шло своим путем, независимым от развития его в странах Западной Европы. В эти годы проводились эпизодические встречи, носившие обучающий и показательный характер, а вот в 1959 году в Москве уже были организованы настоящие соревнования, они проходили в рамках праздника "Русская зима". Играли две команды общества "Спартак" — из Москвы и Серпухова. Уже в начале 60-х мотобольный бум охватил Европу и Советский Союз. В мотобол начали играть сотни команд. Матчи проходили на центральных стадионах — в Лужниках и на "Динамо", транслировались по телевидению, их комментировал легендарный Вадим Синявский, а некоторые судил даже сам Юрий Гагарин.
В конце 1962 года вышло постановление президиума Федерации мотоциклетного спорта СССР "О развитии мотобола в Советском Союзе". ЦК ДОСААФ организовал заказы на изготовление специальных мячей и экипировки игроков. По инициативе журнала "За Рулем" в 1963 году были организованы первые официальные соревнования, в которых приняло участие 12 команд. Игры шли по системе с выбыванием после проигрыша, и в финале в Москве встретились команды городов Кропоткин и Алма-Аты. Казахские спортсмены стали первыми обладателями Кубка журнала.
Чемпионат СССР дебютировал в 1965 году. В борьбу вступили 15 команд из республик РСФСР, Украины, Казахстана, Москвы, Ленинграда, Латвии, Литвы, Эстонии, Азербайджана, Киргизии, Туркмении, Узбекистана. В финале встретились команды из Калмыкии и Карачаево-Черкессии. Первыми чемпионами СССР стали спортсмены команды "Комета" из города Элиста. Ну а с 1966 года регулярно разыгрывался кубок СССР по мотоболу, обладателем которого в 1973 году стал полтавский клуб "Вымпел".
Сейчас многое изменилось. Общесоюзные соревнования распались на розыгрыши чемпионатов и кубков Украины, России, Белоруссии и Литвы. В остальных же странах бывшего СССР о мотоболе и вовсе позабыли. То же можно сказать и о Болгарии, Бельгии, Англии и Испании. Зато в Германии и Франции, как и в прежние годы, десятки команд борются за чемпионское звание, разыгрываются юношеские чемпионаты. В силу того, что мотобол никогда не выходил за пределы Европы, чемпионаты мира никогда не проводились. А главным мотобольным турниром является чемпионат Европы, проводимый ежегодно среди 7 сборных: России, Франции, Германии, Беларуси, Украины, Голландии и Литвы. Принять гостей двадцать второго чемпионата Европы в августе этого года выпала честь селу Вишняки, что в Полтавской области. Почти “Нью-Вишняки”!
Правила соревнований по мотоболу
Если раньше не существовало единых стандартов для данного вида спорта то сейчас Европейским союзом мотоспорта (UEM) регламентированы правила проведения чемпионатов Европы, а национальные матчи разыгрывают по правилам, базирующимся на правилах (UEM).
Мотобольные матчи делятся на три вида:
1. Международные матчи сборных.
2. Международные матчи клубов.
3. Национальные матчи.
Вот основные положения мотобольных правил:
Продолжительность игры: 4 периода по 20 минут с 10-ти минутными перерывами (допускается другой формат), между 2 и 3 периодами команды меняются сторонами поля. В кубковых матчах при ничейном результате в основное время - проводят еще 2 периода по 10 минут с 5-ти минутным перерывом. В случае ничьей - пробиваются серии по 4 пенальти, затем, при необходимости, по одному - до победы одной из команд.
Система начисления очков: победа - 2 очка, ничья - 1, поражение - 0.
Техническое поражение: счет 0-3.
Покрытие поля: гаревое, допускаются также травяное или тартановое покрытие.
Размеры поля: длина - 85-110 м, ширина - 45-85 м.
Размеры ворот: ширина - 732 см, высота - 244 см.
Мяч: длина окружности - 119-126 см, вес - 900-1200 г.
Состав команды: в заявке - 10 игроков, 2 механика, 1 тренер, в поле - 4 игрока на мотоциклах и 1 пеший вратарь (любопытно, что раньше вратарь защищал ворота с мотоциклом). За матч можно использовать не более 10-ти мотоциклов.
Возраст игроков: старше 16 лет.
Судьи: в поле - 2, лайнсмены - 2.
Возраст судей: в поле - старше 18 лет, лайнсмены - старше 16 лет.
Вес мотоцикла: 70-120 кг (без топлива).
Длина мотоцикла: <= 2.2 м.
Наказания игроков: свободный удар (с места нарушения или с 16,5 м), пенальти (11 м), удаление на 2 минуты (зеленая карта <= 3 за матч), удаление на 5 минут (желтая карта <= 2 за матч), удаление до конца игры (красная карта - с пропуском следующего матча).
Игроки, за исключением вратаря, имеют право перемещаться по всей площади поля, однако им не разрешается проникать в "зону вратаря" (полукруг возле ворот радиусом 5,75 м), в том числе и касаться ее линии. Центральную линию поля, как в одну, так и в другую стороны, игроки должны переходить только с пасом. Вратарь может удерживать мяч в "зоне вратаря" не более 10 секунд. Атаковать движущегося с мячом игрока можно только параллельно с направлением его движения, причём только с той стороны, с которой находится мяч. Запрещены все виды блокировки спортсменов противоположной команды в игре без мяча. Запрещён отбор мяча колесом мотоцикла. Спортсмен и его мотоцикл представляют собой единое целое - любой удар по мячу или ведение мяча возможно ногой игрока или его мотоциклом. Мяч, забитый головой, засчитывается. Мяч считается забитым в ворота, если он полностью прошел линию ворот между стойками и перекладиной. Мяч не считается забитым, если удар выполнен в пределах "зоны вратаря" или ее линии, а также, если в момент удара или непосредственно после него один из спортсменов нападающей команды пересек линию этой зоны до фиксации судьей взятия ворот.
Текст: Василий Савченко (СТК "Феникс" г. Лубны)
Источник: motodrive.com.ua