Вопрос особого внимания
3 декабря 2008
Мотоциклисты – народ свободолюбивый. Мы всегда боролись и отстаивали свои права. Но наряду с этим всегда существовали силы и институты власти, которым это не нравилось. Первым звоночком возможных репрессий стало известие о закрытии столичной Смотровой.
Смотровая… Сколько трепетных од было посвящено этому центровому месту тусовки мотоциклистов. Сколько открытий сезона она видела, сколько мотобот топтали её асфальт. Её история насчитывает десятки лет, и сейчас смотровая площадка на Воробьёвых горах больше ассоциируется исключительно с двухколёсными, чем со свадебными кортежами и экскурсиями иностранцев. И вдруг известие, как гром среди ясного неба (цитируем комментарий сотрудницы Управления общественных связей ГУВД Москвы Ларисы Филатовой): «Начальник столичного ГУВД Владимир Пронин предложил мэру предоставить в распоряжение байкеров территорию спорткомплекса «Лужники». Г-н Пронин предположил, что протяжённые аллеи и несколько километров набережной спорткомплекса смогут удовлетворить потребности мотоциклистов. Юрий Лужков поддержал эту инициативу, и, скорее всего, скоро будут проведены переговоры с руководством спорткомплекса».
Нетрудно представить, что началось после этого заявления. Повозмущались, покричали, поугрожали… Что же в итоге? Реализует ли столичное ГУВД свою затею? Можно ли в правовом плане так ограничивать свободу передвижения и общения? Готовы ли на это «Лужники»? На эти и многие другие насущные вопросы мы старались найти ответы, опрашивая знакомых, встречаясь с официальными лицами. Забегая вперёд, скажу, что многие из высказывающихся захотели остаться инкогнито. Ведь официального решения до сих пор нет (да и будет ли?), а раз так, то зачем опрометчиво класть свою голову на плаху. Тем не менее, этот опрос помог понять общие настроения в народе и кулуарах власти. Начать же диспут стоит с наиболее взвешенного высказывания Александра Крутоярова (Папарацци) – личности весьма заметной в столичной мототусовке.
«В 2003 году, готовясь ко дню города, согласовывая площадку по авто- и мотоспорту, на центральной арене «Лужников» предложенный Кубок двух столиц по стантрайдингу был зарезан генералами-милиционерами практически в самом начале доклада. Нет, и всё тут! Кубок, уже согласованный и поддержанный РОСТО, пришлось за один день переносить в Зеленоград, где Сергей Воробьёв тогда проводил Чемпионат Москвы по дрегрейсингу и этап Чемпионата России по мотокроссу. Ну а посетители «Лужников» ограничились созерцанием заездов на скутерах и минибайках. Тогда, и много лет раньше, милиционерам-генералам неоднократно указывалось на то, что мотоциклистов в Москве будет много, и не замечать или игнорировать их присутствие не удастся. Час пробил. Счётчик ДТП, в особенности с летальным исходом с участием мотоциклистов, закрутился с угрожающей скоростью. Рост популярности мотоциклов как спортивного снаряда, как транспортного средства и как средства самовыражения, а как следствие – большое количество неопытных молодых наездников, создание аварийных обстановок, нарушение правил и много других неприятностей, вот что мы видим сейчас. «Всех в «Лужники»!» – воскликнули генералы-милиционеры.
Не хочется вдаваться в дискуссию о том, что «Лужники» – это спортивный объект, о том, что каждый волен сам выбирать, где проводить время и по каким дорогам ездить, но отмечу вот что. Что город сделал для того, чтобы десятки тысяч новых мотолюбителей, оседлавших своих железных «коней», выезжали на улицы города подготовленными? Ничего! Что город сделал для того, чтобы передвижение на мотоцикле по городу стало безопасным? Ничего. Что город сделал для того, чтобы спортсмены, желающие реализовать себя в авто- и мотоспорте, имеющие все шансы представлять Москву и Россию на международных соревнованиях, имели возможность оттачивать своё мастерство и добиваться успехов в любимом виде спорта? Ничего. Ах, нет, простите, город всё-таки провёл какую-то показательную автомобильную гонку на Воробьёвых горах и уже много лет кормит горожан обещаниями про трассу для «Формулы-1». Меж тем, спортсмены и любители должны реализовывать свои амбиции и потенциал, а если у города нет ни одного стадиона технических видов спорта вообще и адаптированных к новым техническим дисциплинам в частности, то это происходит и будет происходить на улицах города. Это неизбежно. Решит ли проблему новый загончик на центральном стадионе страны? Вероятно, нет! Москва нуждается в десятках учебно-спортивных центров, приспособленных как к спортивному обучению и обучению водителей, так и проведению соревнований различного уровня, в том числе и тех, пародию на которые мы каждый день можем наблюдать на улице Косыгина. Одной из таких площадок действительно могут стать «Лужники».
Но каковы условия? Провести что-то в «Лужниках» вообще дело не простое. Были попытки и прижиться там с дрегрейсингом, доставляющим городу не меньше проблем, чем мотоциклисты, и с другими соревнованиями попроще, те же скутерные гонки и минибайки, но арендные ставки кусались не на шутку. Предполагать, что кто-то откроет ворота и впустит мотоциклистов в «Лужу» навсегда, даже не стоит. Будут красные дни календаря, когда, не успев прижиться на новом месте, мотоциклисты развернутся у закрытых ворот и отправятся восвояси на Смотровую, будут конфликты с жильцами близлежащих домов, разногласия с администрацией «Лужи».
Так чего же хотят генералы-милиционеры, заявляя о том, что загонят мотоциклистов в «Лужники»? Условно перенести источник повышенной опасности на дорогах из одного места города в другое? Что это решит? Ничего…»
Прервём здесь эмоциональное высказывание и послушаем другие стороны. Так, по мнению генерала Пронина, «переселение» мотоциклистов должно снизить количество аварий на дорогах. Столичная милиция давно считает, что гонщики на спортивных мотоциклах создают аварийные ситуации и доставляют неудобства автолюбителям и пешеходам. Особенно напряжённое время для работников ГИБДД – летние вечера, когда «двухколёсные» собираются большими группами и устраивают соревнования. Приструнить их не помогают обычные меры, а раз так, то нужно разворошить гнездо. Кроме того, по его мнению, сотрудники ГАИ не должны тратить силы на разгон «байкерских сборищ и отлов злостных нарушителей». Вместе с тем, Пронин считает, что несправедливо лишать мотоциклистов возможности собираться по вечерам и устраивать состязания. Заметим, запрета нет! Есть альтернатива – «Лужники»!
Рядовые работники ГИБДД, в частности из отдела №3 ДПС ГИБДД на спецтрассах, отвечающие за порядок на дорогах в районе Воробьёвых гор, довольно скептически высказались по поводу этой идеи. По их мнению, запрещение движения мототранспорта не решит проблему – «мотоциклисты всё равно будут просачиваться и нарушать – без этого у них нет жизни». А вот трансформация всей территории Смотровая – МГУ в пешеходную зону может заметно снизить количество мотоциклистов в этом районе, но такой вариант тоже маловероятен, так как он потянет перегрузку дорожного движения на близлежащих магистралях.
Естественно, мы спросили мнения и у мотоциклистов. Если убрать из печати сочные выражения и обычную ругань, смысл остаётся такой: «Это очень интересно, как власти собираются нас «переселить»? Повесят знак «Стоянка запрещена»? Долго ли он здесь провисит? Выгнать всех силой? Как бы наоборот не случилось! Тут люди не простые…» Другие, более спокойно настроенные по этому поводу, вообще шутили: «Мы же неотъемлемая достопримечательность Смотровой и для москвичей, и для гостей столицы, как и в других городах. «П-а-асматрите направо – вы видите трамплины. Прямо по курсу – великолепный вид на Москву». Так почему все смотрят налево? А-а-ах, это самое интересное – мотоциклы и их владельцы. Руками лучше не трогать…»
В общем и целом, здесь уже чувствуется спокойствие за свою силу и возможности. И, наверное, многих волнует не сам факт запрета или возможность передислокации, а ущемление обычных человеческих прав.
Впрочем, неоднократно слышались и противоположные мнения. Что, дескать, пока до дела не дошло, все мы руками в грудь бьём. Но кто пойдёт на танки? Другие вообще не связывали нынешнюю шумиху с ситуацией на Смотровой. Просто брюзжать и возбухать по каждому поводу ущемления своих прав у мотоциклистов в крови. Был бы повод.
«Набережная у «Лужников» никогда не станет таким же тусовочным местом, как Воробьёвы горы, – сказал президент «Вулкан-клуба» Илья Сеначин. – Ведь там никогда не будет столько людей, сколько приходит на смотровую площадку, чтобы посмотреть на Москву или на байкеров. Я уверен, что тусовка на Смотровой никогда не исчезнет, туда приезжали и будут приезжать. Но, с другой стороны, такое перемещение действительно снизит количество аварийных ситуаций на дорогах, которые сейчас создают мотогонщики».
А вот пешеходы и гуляющие там люди видят проблему совершенно в ином аспекте. «Мы довольно часто приезжаем сюда с детьми подышать воздухом и погулять. Каждый раз с ужасом пробегаем саму площадку: одну сторону вечером оккупируют гонщики на автомобилях, а другую – байкеры. Последние часто находятся в подпитии и в весьма возбуждённом состоянии. Думаем, что идея сделать из этого шумного места более спокойное – благо».
«Я уже привык, работаю здесь второй год, – говорит продавец из палатки быстрого питания. – Многих даже знаю по имени, хорошие и добрые ребята. Быть может, им всем стоило встречаться в другом, более удалённом от городских магистралей месте, но так уж исторически сложилось, и теперь просто глупо ломать устои. Ни к чему хорошему это не приведёт. В «Лужники» их никто свободно пропускать не будет. А значит, опять приедут все сюда…»
Несмотря на то, что СМИ уже вовсю писали о готовности «Лужников» принять к себе «двухколёсных», нам руководство самого комплекса категорически отказалось комментировать это. Мало того, они признались, что сами с удивлением узнали о такой перспективе. Даже мэр не может их обязать реализовать данную идею, так как территория комплекса достаточно плотно занята другими мероприятиями, и устраивать постоянные «дни открытых дверей» просто невозможно. Единственное, что возможно, так это просто отделение какой-то территории, но в таком случае вся эта акция уже попахивает настоящей резервацией, на что власти, конечно, не пойдут.
Анонимный источник в городской администрации ещё проще помог нам взглянуть на эту проблему: «Подобные громкие заявления просто необходимы современным чиновникам, чтобы поддерживать свой статус-кво. Никто же не упрекнёт Пронина в непрофессионализме, ведь он довольно часто демонстрирует, что всем сердцем болеет за безопасность на дорогах своего города. Причём зачастую судьба таких заявлений известна заранее. Наверняка Пронин знал, что всё затухнет, как и в прошлый раз, когда он попросил депутатов Мосгордумы разработать меры наказания за участие в несанкционированных уличных гонках. Насколько мне известно, сейчас Пронин решил действовать напрямую, через мэра. Лужков заинтересовался инициативой начальника ГУВД и распорядился провести консультации с дирекцией стадиона «Лужники». Но консультации не решат этой проблемы».
Так что же получается? Нас опять используют, как подопытных кроликов? Играются, а сами решают свои проблемы, реализуют собственные амбиции и за счёт нас удерживаются за рабочее кресло? Выходит, что так, но господин Пронин, наверное, забыл, что на дворе не 80-е годы и даже не 90-е. Сейчас в сёдлах мотоциклов передвигается совсем иное поколение. На реплику «Ни-изя!» будет ответ «Не имеете права!». Закон, права и обязанности теперь знает большинство. Причём не только знают, но и активно ими пользуются. Поэтому хочется закончить материал тем, с чего начинали, – цитатой Папарацци: «В Москве 120000 человек ежегодно получают права категории «Б», и ещё около 3000 человек становятся водителями мотоциклов. Кто их учил ездить? Сейчас количество автомобилей, зарегистрированных лишь в Москве, подбирается к 3 млн., сколько приезжает – можно лишь предполагать, а двухколёсников, не считая неучтённых скутеров, уже почти 50 тыс. Так кто же их всё-таки учит ездить? По большому счёту, никто. Есть, конечно, в Москве спортивно-технический клуб «Восход», который готовится в этом году отпраздновать своё 40-летие. «Восход», действительно, готовит не меньше четверти новых мотоциклистов, и даже набрался сил и купил в этом году первую Yamaha для занятий учеников, но это не благодаря поддержке города, а скорее вопреки бездействию. Есть ещё несколько школ, открывшихся за последние годы, но не потому, что это выгодный бизнес, или на это кто-то выделил бюджетные средства. А потому, что энтузиасты, открывшие эти школы, понимают: если не они, то кто же ещё даст новичкам те знания, которые хоть кому-то помогут остаться в живых и избежать трагедии? Чем им помог город? Ничем!
Такое отношение наше градоначальство проявляет не только к обучению мотоциклистов, но и водителей автомобилей. Чтобы обучать ежегодно 120000 человек знаниям, которые им необходимы в условиях дорожного движения в большом городе, должно быть создано не менее 60 современных учебно-спортивных центров. Что же есть сейчас? В городе есть 250 автошкол, ютящихся в неприспособленных аудиториях, привлекающих частных инструкторов, большую часть из которых категорически нельзя подпускать к обучению. Площадки для вождения в неприспособленных местах, на которые сами школы, зачастую, не имеют никаких прав. Введение любой новой методики обучения в этих авто- и мотошколах попросту невозможно, поскольку каждое такое учебное заведение не имеет возможности даже обновить инвентарь и оборудование. Учебные пособия и плакаты второй половины прошлого столетия, устройство аккумуляторов и амортизаторов, совершенно не нужное большинству слушателей и не имеющее ничего общего с безопасностью, и номинальные знания по первой медицинской помощи. Теоретические знания для мотоциклистов подаются на примере пособий, в основе которых лежит устройство мотоцикла «ИЖ-49», который можно увидеть разве что у коллекционеров. Вот теперь и хочется узнать, имеет ли город в лице градоначальников и генералов-милиционеров право принимать какие-либо решения по поводу того, как и где должны собираться мотоциклисты? Разумеется, речь идёт в первую очередь о моральном праве. Что мотоциклисты должны и не должны делать? Имеют ли право их осуждать? Ответ, думаю, каждый найдёт для себя сам. Но хотелось бы верить, что ответы чиновников хотя бы иногда будут соответствовать реальным потребностям города и его жителей, а не чьим-то амбициям.
Справедливости ради следует отметить, что примеры плодотворного взаимодействия чиновников и мотоциклистов всё же есть: традиционные открытия и закрытия сезона, ранее проводящиеся спонтанно, уже третий год, благодаря усилиям «пАдонков мАсквы» совместно с другими мотоклубами и объединениями, теперь проходят организованно при поддержке Правительства Москвы и ГИБДД города. И заметьте, что организовать движение почти 3000 мотоциклов не так-то просто, а значит, принимать решения есть с кем, и делать это следует не в одностороннем порядке, а в тесном взаимодействии с общественностью. То есть с теми, кто каждый вечер переодевается в мотоциклетную экипировку и направляет своего железного «коня» в сторону смотровой площадки…»
текст: Андрей Трифонов МотоРевю 2005