For race. Only!
3 декабря 2008
Все мы (или почти все) любим свои мотоциклы, и все мы стремимся в силу возможностей использовать самые лучшие расходники и всяк-проч-приблудень при обслуживании своих аппаратов. Некоторые владельцы доходят до того, что на технику для повседневного использования устанавливают откровенно рейсинговые компоненты и расходники. А стоит ли?
Вонючка вместо масла
Совсем недавно мы вели подробный разговор о тормозах и жидкостях, поэтому просто коротко напомним, что жидкости класса DOT5 чрезвычайно активно впитывают влагу и воздух, и потому срок их жизни очень и очень недолог. Реально в гоночных мотоциклах тормозуху меняют каждый гоночный уик-энд. Да и нет ни малейшего смысла их использовать в дорожных мотоциклах, поскольку практически невозможно при обычной повседневной езде тормоза прогреть до такой температуры, чтобы начал закипать DOT4.0 (тем более что большинство этих составов укладываются в нормативы с большим запасом). Но если уж так хочется, то можно использовать жидкости класса DOT5.1.
Тормозные колодки рейсинговых серий? Ох, не тратьте деньги зря! Да, они очень цепко работают. Но в слишком узком температурном диапазоне, до которого их ещё нужно прогреть. И не просто прогреть, но и поддерживать впоследствии в этом диапазоне. А поскольку в реальной жизни вы можете за маршрут в 500 км попасть в условия, начиная от холодрыги в дождливые 5–10 градусов, ползя за фурой по раздолбанной двухрядке и заканчивая раскалённым городским асфальтом при 25–30° С, то работать эти колодки в какие-то моменты будут просто безобразно. И не стоит забывать, что ресурс у них весьма небольшой, на самом деле, в отличие от цены, а диски они жрут, как заведённые. Лучше потратьтесь на хорошие обычные дорожные колодки одного из серьёзных брендов типа Nissin, Tokico, Brembo. Поверьте, они стоят своих денег. Да, конечно, если вы используете мотоцикл исключительно для поездок на трек и по треку, то есть смысл использовать рейсинговые колодки. Но мы-то говорим о повседневности!
А вот замена шлангов тормозных контуров на армированные – это очень разумный и оправданный тюнинг для большинства мотоциклов, позволяющий добиться более точной работы тормозных систем. Обратите внимание! Именно повышения точности, но не повышения энергетических возможностей тормозных систем! К тому же армированный стальной оплёткой тонкостенный шланг лучше отводит тепло, охлаждая тормозную жидкость в контуре. Стоит только отметить, что неплохо бы оплётку шланга всё же прятать под какую-то «рубашку». Для этого подходит термоусадочная трубка, которая бывает самых разных цветов. Только помните – эта трубка НЕ маслобензостойкая, и если у вас текут сальники вилки, то выглядеть эта трубка будет безобразно. Хотя всё же менее безобразно, чем тормозной диск и суппорт, залитые вилочной гидравликой. Да, кстати, простота установки армированных шлангов с использованием современных комплектов – только кажущаяся. Мало тщательно собрать шланг, надо его ещё и проложить правильно, рассчитав запас свободного провиса, углы сгиба шлангов и углы отгиба выводных штуцеров фитингов. Известны случаи разрушения армированных шлангов в процессе эксплуатации из-за неправильной установки фитингов и/или укладки шланга.
Не будем далеко уходить от тормозов и жидкостей и сразу коснёмся того, что льётся в подвески, а именно, в вилку. Сейчас на рынке довольно хороший выбор различных «вилочных» масел от разных производителей. Однако, по сути, весь выбор сводится к синтетическим и минеральным маслам. Преимущество синтетических масел в высокой температурной стабильности их качеств. Преимущество минеральных в более низкой цене. А помимо этого, вспомним один небольшой нюансик – противоизносные качества минеральных масел выше, чем синтетических! Вот в связи с этим и задумайтесь, что вам важнее – ресурс направляющих втулок перьев или стабильные температурные качества, которые начинают проявляться только при откровенно злобных трековых продубасах. Опять же, срок службы синтетических вилочных масел оказывается несколько ниже, чем минеральных – присадочки-то имеют свойство разлагаться, отравляясь продуктами износа тефлонового покрытия направляющих втулок. Порой из вскрытого пера разит такой тухлятиной, что (я вполне серьёзно!) глаза слезятся, и приходится помещение проветривать!!! А заливалось туда синтетическое масло весьма известного и почитаемого бренда!
Не будем удаляться от ходовой части, поговорим о резине.
Тут я не стану «растекаться мыслью по древу» и всего лишь напомню, что гоночная резина создана для идеально чистого трека. Это помимо того, что она тоже работает в очень узком температурном диапазоне. Так что остановите свой пыл перфекционизма на дорожно-спортивных моделях покрышек. Поверьте на слово: даже такая древняя модель, как Bridgestone BT-45 позволяет укладывать хорошую «классику» на подножку, и при этом все себя просто прекрасно чувствуют. А уж современные дорожно-спортивные «галошки» и в реальной жизни вас не подведут, и перед треком не спасуют. Да, конечно, ещё существует дождевой псевдослик, но, опять же, он не рассчитан на то, что вам где-то на светофоре попадётся плюха бетонного раствора, вываленного из «колокольчика» грузовика-бетономешалки. «Липкость» гоночной резины – она ведь штука двоякая: с одной стороны, она замечательно «клеится» к асфальту, а с другой стороны, она не менее усердно наклеивает на себя дорожный мусор. Да и всё же дорожная резина хоть чуть, но рассчитана на то, что асфальт иногда бывает грязным, а порой именно это пресловутое «чуть» отделяет нас от беды. Не секрет, что даже самый аккуратный и запасливый драйвер иногда оказывается на грани пропасти – не всё, ой не всё только от нас зависит.
Задир или износ?
Дальше по логике у нас трансмиссия…
Ну, тут всё очень просто. Посмотрите на цену рейсинговых звёзд и цепей и сравните с ценой обычных. А теперь ещё поправку на «никакой» ресурс сделайте – гоночные-то алюминиевые! Что, кусается? Ага! Да ещё как!!! Стоит ли это дикое соотношение цена/качество небольшого облегчения подвески и мизернейшего улучшения отзыва на работу газом? Да и вообще, вы уверены, что ваша квалификация настолько высока, что в городских условиях это изменение ощутите?
Ну а кое-где в трансмиссии у нас масло плещется… Можно, конечно, не жалеть денег и покупать самую крутую синтетику, но опять же… Вспомните, какой у вас мотоцикл! Honda RC-51 или чоппер с мотором разработки года эдак 85–90-го? Вы уверены, что тогда синтетика была обыденным маслом? Честно сказать, не важно, сколько мотору лет. Важно то, на какое масло рассчитывал его конструктор. Помните ещё и такой момент, что как бы там ни было, но основные качества синтетических и минеральных масел остались, какими и были – или антизадирные качества синтетики, или противоизносные качества минералки. Синтетика в своё время создавалась, прежде всего, для гоночной техники. Особенно актуальна тема масел для владельцев двухтактной техники. Большинство гоночных серий масел рассчитаны на то, что их предварительно размешивают в бензине. Смотрите, что написано на упаковке. Если selfmix – смело лейте в маслобак. Если premix – однозначно в бензобак, причём такое масло требуется обязательно тщательно размешать в бензине. Почему – не будем сейчас углубляться в дебри нефтехимии, не о том речь идёт. Да и опять же, целесообразность использования крутой синтетики в обычном моторе очень сомнительна – не те условия работы. Скорее всего, появятся проблемы с образованием нагара, на чистку которого будете систематически вбухивать время и деньги, не получив выигрыша в ресурсе мотора. А нагар чистить надо обязательно, поскольку он нарушает условия продувки камеры сгорания мотора, что влечёт за собой потерю мощности, возникновение локальных перегревов и создание условий для возникновения калильного зажигания. Поверьте, мотор этому всему не обрадуется.
В общем, к чему мы это всё? А к тому, что никакие сверхдорогие расходники не заменят своевременного и грамотного обслуживания. Это во-первых. Во-вторых, никакие гоночные компоненты не улучшат вашего водительского мастерства, более того, они в некоторых случаях способны усугубить ошибки. Иногда лучше потратить деньги на аренду трека и закупку хорошей экипировки, чем комплектовать мотоцикл рейсинговыми компонентами.
текст: Дмитрий Сафонов МотоРевю 2005