Хляби небесные
8 января 2009
В ежедневной пасторали мотосезона случаются «мокрые» моменты, когда большинство мотоциклистов сидит дома, с тоской взирая на прохудившееся небо, извергающее потоки бесконечной H2O на грязные улицы города.
Многие в таких случаях предпочитают не дёргаться, покорно отдавшись судьбе-погоде, безропотно ожидая наступления солнечных дней. Но вполне может оказаться, что, хочешь того или нет, а двигаться под дождём придётся в любом случае. Скажем, вы чинно и благородно «отвисали» себе на «горе», весь такой красивый в многочисленных «горбах» и ярких наклейках, а тут дождь. До гаража как-то придётся ехать... Или крайний случай – мотопутешествие. Тут уже речь идёт не о кратковременной поездке до гаража, а о длительном многочасовом вояже под хлябями небесными. Правда, общая суть рекомендаций будет верна в любом случае, за исключением мелких деталей.
Мокруха
Для многих мотоциклистов езда в дождь сродни паническому первобытному страху перед хладнокровными рептилиями. А ведь при верном подходе они почти не опасны для человека! Собственно, если исключить то, что вы полностью промокнете независимо от степени «кенгуриности» вашего комбинезона, основным пугающим и сдерживающим фактором остаётся резко уменьшающееся сцепление с дорогой.
Начну с ярких-блестящих и в чём-то даже настоящих спортбайкеров, а также обладателей передвижной выставки хромированных изделий на двух колёсах. Эти ребята редко когда проезжают за раз расстояние, большее, чем от гаража до бара. Соответственно, их задача при первых хлынувших каплях дождя – благополучное возращение на базу. Остановлюсь на одном крайней важном моменте, несоблюдение которого легко может привести к печальным последствиям. Дело в том, что когда небесные «Хаггис» перестают соответствовать рекламным штампам своих земных «коллег», то это автоматически ведёт к повышенной влажности. И если стекло вашего шлема не имеет специальной противозапотевающей плёнки, то конденсат вам гарантированно обеспечен, будь у вас хоть Shoei последней модели. А конденсат на визоре означает только одно – видимость будет просто отвратительная.
В такой ситуации не остаётся ничего другого, как приоткрыть забрало, вплоть до полного открытия. Грязное и мокрое лицо куда приятнее, чем борт грузовика прямо перед носом, когда спидометр бодренько так рапортует о… ну хотя бы 90 км/ч. Один мой знакомый при схожих обстоятельствах протаранил… «скорую помощь» – древний латвийский «Рафик» с напрочь сгнившим кузовом, у которого от удара вырвало задний мост! Ну чем не ирония судьбы – водитель получил сотрясение мозга, так как не был пристёгнут, а мотоциклист практически не пострадал. Но, смею вас заверить, что это скорее исключение, нежели правило…
Зри подставу!
Одним лишь дискомфортом езда в дождь, увы, не ограничивается. Главной проблемой будет резко уменьшившийся коэффициент сцепления с дорогой, усугубленный российским реалиями. Ведь при определённом стечении обстоятельств даже чахоточный скутер Стингера вполне может показаться ему мощным литровым болидом, легко срывающим заднее колесо в пробуксовку на скользкой до омерзения линии разметки, на которой даже автомобили держатся неустойчиво. Отсюда вполне логичный вывод – от таких вот «подарочков» дорожников находиться как можно дальше. Но бывает, дорожная ситуация складывается таким образом, что наезд на разметку становится неизбежным. Тут главное не начать паниковать и не дёргаться – никаких резких движений или метаний, и мотоцикл продолжит движение в заданном направлении, пускай даже заднее колесо и позволит себе небольшую пробуксовку – ничего страшного.
Другое любимое развлечение наших дорожников – это свежевылитый гудрон, на котором даже полноприводные автомобили превращаются в неуправляемые игрушки судьбы. Отличный получается каток! На мотоцикле на таком «фантастическом» покрытии почти нет шансов остаться в вертикальном положении, особенно если до непосредственно въезда на «приглашающий» участок дороги вы совершали какие-либо манёвры. Коэффициент сцепления щедро разбросанного гудрона дорожниками в дождь не сильно отличается от такового на голом льду – тут остаётся только вздохнуть как можно глубже, прикинуться воблой и не отсвечивать… То есть не то чтобы «замёрзнуть» на руле – но стать настолько плавным и пластичным, насколько вообще позволяет ваш организм!
Существует и такой неприятный момент, как аквапланирование. Проще говоря, когда уровень воды на дороге оказывается достаточно большим, и резина не успевает с этим справиться – то есть выдавить воду из-под себя. Тогда колесо всплывает над поверхностью, напрочь лишая возможности хоть как-то вмешаться в процесс управления. Советую быть максимально внимательным, и как только какой-то участок дороги покажется сомнительным, немедленно сбрасывать скорость, дабы не уподобиться катеру на подводных крыльях, только неуправляемому. Ещё одна немаловажная особенность начавшегося дождя в том, что в свои первые минуты он не успевает смыть всю дорожную грязь и продукты износа автомобильный резины, перемешанные с частичками автомобильного масла, сажи и чёрт знает чего ещё! В результате образуется тончайшая и, главное, очень скользкая пленка. Именно в первые минуты дождя дорожная поверхность наиболее скользкая. Поэтому если есть такая возможность, как только небо прохудилось, лучше немного подождать и только потом продолжить движение.
По поводу работы газом, сцеплением и тормозами. Самое главное – забыть о резких движениях. Чем мощнее мотоцикл, тем с большим пиететом стоит накручивать правую ручку, ведь даже на последней передаче избытка тяги на заднем колесе может оказаться гораздо больше, чем коэффициента сцепления у резины с дорогой. То же касается и работы сцеплением – то, что «прокатывает» на сухом, легко может привести к полной блокировке колеса на мокром покрытии…
Главные беды России
Кстати, немного более подробно о покрытии, вернее будет сказать, о том, что у нас принято называть дорогами. Бывалый мотоциклист отличает тип асфальта чуть ли не ментально и с закрытыми глазами. Ведь от качества дороги напрямую зависит поведение мотоцикла, причём даже когда покрытие сухое. Что уж говорить о том, когда его обильно орошает дождём. То, что дороги у нас либо плохие, либо очень плохие, нужно принять, как данность. Однако обратимся к конкретике. Лучший в плане сцепления асфальт – проложенный лет пять назад. Такой асфальт уже успел «сесть», приобретя «серый» вид и некоторую «пупырчатость». Этот тип покрытия очень легко определить при движении – оно наиболее шумное и, пожалуй, самое абразивное. Лучшее сцепление резины именно с таким асфальтом. Иногда, при некотором фанатизме, именно этот «серый» асфальт позволяет исполнить wheelie даже в дождь. К сожалению, о том, что дороги нужно строить с небольшим уклоном в каждую сторону, чтобы во время осадков вода не скапливалась прямо посередине, знают абсолютно все, кроме дорожников. Поэтому расслабляться всё равно не стоит, ведь никто не гарантирован от того, что где-нибудь на 150 км/ч можно найти хорошую лужу, глубиной больше подходящую для судоходного транспорта.
Однако такой тип асфальта встречается довольно редко. Гораздо чаще попадается идеально ровный (по российским меркам, конечно) гладкий асфальт чёрного цвета. Во время движения по такому асфальту шума покрышек практически не слышно. Но сцепные свойства такого покрытия даже в сухом виде сильно уступают таковым у «серо-пупырчатого». А в дождь «чёрный» становится абсолютно скользким, я бы даже сказал, коварным, на котором не то что wheelie делать, но и банально чихать надо с особой осторожностью. Соответственно, во время движения в дождь по такому «чудесному» покрытию надо вносить определённые коррективы. Хочу отметить, что и это далеко не самый худший вариант! Например, во время путешествий на юг мне попадался мрачновато-чёрный асфальт, внешне очень похожий на аналогичный московский, но во время осадков превращающийся чуть ли не в ледяную поверхность… Существуют и промежуточные варианты покрытия, «удачно» сочетающие в себе недостатки обоих типов. Есть, правда, такая поверхность, на которой даже в дождь можно совершенно спокойно рассекать на «колене», без каких бы то ни было последствий. Речь идёт об асфальте треков, европейских, разумеется. Уровень сцепления «буржуинского» покрытия в разы отличается от привычного для нас на дорогах общего пользования. Причём настолько, что порой даже приходится переучиваться и ломать некоторые стереотипы управления в предельных режимах – настолько качество сцепления отодвигает привычные границы дозволенного.
Впрочем, для городских мотоциклистов езда в дождь всё-таки скорее исключение, чем каждодневная реальность. Ведь они чётко отслеживают прогноз погоды. А многие, даже если вероятность осадков невысока (отличная формулировочка у синоптиков, может, податься работать туда?) просто не будут выезжать на улицы.
Трусы с начёсом
Друге дело – мотопутешественники, для которых дождь всегда будет неотъемлемой частью дороги. Но, поскольку к такому варианту они готовятся заранее, то, безусловно, предпринимают меры для того, чтобы остаться сухими. Вот мои рекомендации, как это сделать лучшим образом. Для начала придётся поставить под сомнение рекламные слоганы мотоэкипировки с мембраной Gore-Тeх или с чем-либо схожим, где производители на полном серьёзе уверяют о стопроцентной непромокаемости. Причём речь может идти как о мотоботах, так и о перчатках, куртке или штанах. Конечно, всё это добро, действительно, не промокает, но только в тепличных условиях испытаний или, скажем, в первые полчаса езды в дождь. Как показывает практика, два часа хорошего прохвата в водяной стихии – и любые, даже «абсолютно непромокаемые» комплекты становятся мокрее мирового океана.
Если принятие грязевых ванн во время движения не входит в ваши планы, то грамотно подобранный дождевик легко оставит вас сухим и в 12-часовом променаде под непрекращающимся ливнем. При этом совершенно не нужно гнаться за нераздельным дождевиком. По большому счёту, он не приносит никаких дополнительных дивидендов, кроме крайне неудобного процесса надевания-снятия. Раздельный комплект из штанов и куртки по способности не пропускать влагу вполне сопоставим с нераздельным вариантом. Однако куда удобнее для «реальной» жизни. Но и здесь есть свои тонкости и нюансы. Для путешествующих на спортбайках (впрочем, это в равной степени относится и к владельцам обычных дорожников и круизеров) крайне важно подобрать дождевик точно в размер, пускай это и будет доставлять определённые неудобства при надевании-снятии.
Дело в том, что даже если последний хоть на полразмера больше, чем вам необходимо, то уже после 120 км/ч его начнёт нещадно раздувать, что заметно усложнит процесс набора скорости. Получается своего рода парашют, в отдельных, особо тяжёлых случаях пытающийся придушить своего владельца, – поневоле придётся сбрасывать скорость. Теперь о такой немаловажной составляющей комфорта пилота, как ноги. Надежда даже на самые продвинутые современные технологии, якобы не позволяющие мотоботам промокать, всегда заканчивается одинаково – насквозь мокрыми ногами. Раньше эту проблему решали «изящным» методом – полиэтиленовыми пакетами. Если столь острой ностальгии по прошлому нет, то можно воспользоваться специальными прорезиненными чехлами для мотобот. Конечно, внешний эффект будет совсем не тот, но ноги гарантированно останутся сухими. Ещё одно из их преимуществ – мотоботы останутся не только сухими, но и чистыми, их не придётся долго и нудно отмывать от многослойных грязевых отложений. Теперь о руках. Здесь всё сложнее. Конечно, соответствующие чехлы существуют и для перчаток, но, сколько я ими ни пробовал пользоваться, всегда оставался недоволен – хуже управлять мотоциклом. Обычно в таких случаях я предпочитаю мокрые руки, чем неуверенность в управлении. Есть, правда, и здесь выход. Скажем, почти все мотоциклы BMW уже в стоке имеют подогрев рукояток руля, который, как показала практика, отлично сушит перчатки прямо во время дождя. Но никто не мешает установить эту крайне полезную в условиях нашего умеренного климата «приблуду» самостоятельно, благо, соответствующих наборов сейчас не меньше, чем грибов после дождя.
И ещё один момент. Как только вы закончили своё «плавание», крайне желательно уделить внимание цепи (нет, речь идёт вовсе не о толстенной «голде» на безразмерной шее...), наиболее сильно страдающей именно при таких поездках. Причём, по-хорошему, следовать совету производителя и ограничиваться только её смазкой не совсем верно. Для начала цепь нужно основательно промыть. Ведь какой смысл в смазке, нанесённой прямо поверх грязи? Нет-нет, я вовсе не призываю к дедовским методам с обязательным кипящим ведром солидола, солярки и носками директора автобазы – специальную «злую» смывку выпускают практически все производители мотохимии. Стоит также самое пристальное внимание уделить документам, лучшей защитой для которых от проникающей влаги будет их упаковка в полиэтиленовый пакет – не пожалейте буквально минуту своего времени, чтобы потом избавиться от серьёзного «головняка».
Виктомология
Есть такая относительно новая наука, изучающая предрасположенность людей к попаданию в различные «траблы», причём не обязательно только криминальные. Если совсем коротко, то смысл следующий: существует такой социальный тип поведения человека – тип жертвы – который просто притягивает к себе неприятности. Интересно, что и в мотоциклетной практике такое встречается сплошь и рядом. Здесь уже уместнее будет вести речь именно о психологии. Приведу яркий пример, о котором, кстати говоря, пишет и небезызвестный Ли Паркс в своей книге Total Control. Скажем, райдеру кажется, что к очередному повороту он подошёл слишком быстро и вместо того, чтобы сфокусироваться на оптимальной траектории для его прохождения, он «замерзает» взглядом на обочине, куда он вылетит в случае, если не сможет вписаться в этот поворот. Вот это как раз и есть недопустимая ошибка! Как говорят психологи, он бросает туда «якорь». Всё, теперь не важно, что в принципе этот поворот можно было пройти даже с большей скоростью! Пилот «вмёрз» взглядом и мыслью в обочину, а тело лишь послушно следует приказам мозга, неизбежно направляя несчастного на ту самую злополучную обочину.
Всё вышесказанное в полной мере относится и к езде в дождь, когда многие именно так психологически «замерзают» перед мокрой и скользкой дорогой. А с таким настроем вероятность того, что действительно что-то может произойти, увеличивается многократно!
Важно не впадать и в другую крайность – абстрагированно безразличное состояние к дорожной поверхности и излишняя самоуверенность в собственных силах. (Прекратите тыкать в меня пальцем!) Другими словами, не стоит рассекать на «колене» по мокрому асфальту, если вы не на гоночном треке, а колёса не «обуты» в сверхмягкую дождевую резину – как показывает опыт, такие пассажи всенепременно заканчиваются падением… И пускай в наступающем сезоне этот материал пригодится вам исключительно с теоретической стороны!
текст: Владимир Здоров МотоРевю 2006