С прицепом
8 января 2009
Идея прикрепить к мотоциклу прицеп не нова в мире, повсеместно в Европе каждый третий «турист», будь то Gold Wing или Harley Davidson, тащит за собой такой. Как же девиз «всё своё вожу с собой» реализовать в России?
У нас нет такой практики, и основным останавливающим фактором является отсутствие качественных мотоприцепов в России как класса. Другая причина – опасения по поводу устойчивости прицепа на высокой скорости на не всегда ровном дорожном покрытии. Единственный отечественный производитель прицепов к мотоциклам-одиночкам («ЗиД»), действительно, выпускает нечто, что можно буксировать за мотоциклом. Но такой прицеп (под кодовым названием «Енот») хорош только для тех целей, для каких и был сконструирован – для неспешной перевозки яблок, картошки и навоза на недалёкие расстояния мотоциклами типа «Восход», «Урал» и другими «тружениками села», не стремящимися разгоняться быстрее 80 км/ч.
Для дальних путешествий такой прицеп не годится, это выяснилось после поездки в Калязин с «Енотом», забитым под завязку всякой всячиной. По дороге, на скорости больше 90 км/ч, он настолько сильно подпрыгивал и раскачивался из стороны в сторону, что создавалось впечатление, что либо он отцепится на очередной кочке, либо завалит мотоцикл, вынуждая тем самым сбрасывать скорость до 70–80 км/ч.
Конечно, это не езда, а «ёрзанье». А ведь хочется приехать на место быстро и с комфортом, достать палатку, стулья, стол, холодильник с прохладным пивком, мангал и наслаждаться… пока остальные стоят в очереди за пивом и шашлыком. Поэтому идея ездить с хорошим прицепом крепко засела в голову. После поисков в интернете обнаружилось, что прицепы к мотоциклам выпускают за границей повсюду. Я выбрал из всего разнообразия изделие финского производства с 13-дюймовыми колёсами и аэродинамическим корпусом. Конечно, отпугивала цена. Она отнюдь не $ 100, как просят за российский «Енот», а раз в 30 больше. Предложение показалось заманчивым. Только представьте: 500 литров полезного объёма! Это же сколько пива можно с собой взять! Долго сомневался, стоит ли он этих денег? Как поведёт себя на российской дороге? Как быть с оформлением? Постановка на учёт – это отдельная невесёлая история. За консультацией по таможенному оформлению обратился в Государственный таможенный комитет, где, пожав плечами, мне сказали, что, мол, езжайте, а когда вернётесь – заплатите налог и пользуйтесь на здоровье. Со спокойной душой, заплатив за консультацию, зимой, на машине отправился за прицепом в Финляндию. Посетил выставку в Хельсинки, встретился с производителем и купил-таки долгожданный прицеп. Вот он, красавец! Крепись, тележка, тебе быть первой в России.
На российской границе – тоже не без приключений. Ошеломлённые таможенники в полной растерянности – как оформлять? Это первый случай, до этого никто подобные прицепы не ввозил. Опять же номера ни на раме, ни на кузове нет. В Европе прицепы не регистрируют, поэтому и не предусмотрен он там. После долгих мытарств, изучения каталогов и консультаций с высшим руководством выносится решение: это просто двухколёсная тележка. Составляется ГТД, плачу налог и довольный еду домой.
До дома добрался без приключений, прицеп выдержал испытание зимней разбитой дорогой, солью и песком, чем я был очень обрадован, но в центральной московской таможне радости моей поубавилось, когда мне сказали примерно следующее: «ПТС мы вам выдать не можем, потому что прицеп растаможен неправильно. Придётся ехать обратно и переделывать документы». Ай спасибо за консультацию, вот и вспомнил «добрым словом» «экспертов» в центральном таможенном комитете! Как же так? Захочешь сделать всё по закону – и всё равно не получится? Жаль убитого зря времени, потерянных впустую денег и нервов, но сдаваться рано. Еду обратно в Выборг переоформлять документы.
Процедура оформления, как оказывается, идентична той, что производится при покупке транспортного средства. Сначала оформляется депозит, затем покупается прицеп, а уж потом платится налог и выдаётся ПТС. Таможня учится на нас с вами. Наконец, утомительное оформление позади, можно заняться доведением покупки до ума. Сама конструкция – рама, кузов, подвеска – сделана безупречно, хотя родные колёса стояли не ахти, отбалансировать их так и не удалось, сразу поменял шины. Осталась покраска, внешний и внутренний декор. Немного света снизу, сбоку, коврик внутрь. Готово! Испытание за машиной пройдено на пять баллов, попробую, как всё это поедет за мотоциклом. Как раз и случай предоставляется удачный – слёт в Бресте. Расстояние невеликое, 1050 км в один конец – для теста в самый раз. Для начала загрузил по максимуму. Палатка, спальники, матрас, подушки, раскладные кресла и столик, стульчики, мангал, шампуры, пакет угля, вязанка дров, ящик пива и ещё в походном холодильнике немного… овощи, прочая мелочь. Кружки, тарелки, кастрюльки, примус, два увесистых рюкзака с личными вещами, 10-литровая канистра воды, канистрочка с бензином… Что бы ещё положить? Вещи кончились, свободное место осталось – вот это я понимаю!
Всего получилось около 150 кг, больше не набралось поклажи. Накачал заднюю подвеску на «Голде» пожёстче и поехал. Непривычные ощущения. Gold Wing как будто немного залипает на мгновенье при старте, но проходит секунда, и «вся эта ерунда» легко катится по дороге. Надо отметить, что результат просто поразил. Загруженный прицеп абсолютно не ощущается уже при скорости 40 км/ч. А при большей скорости просто забываешь о его присутствии, что, впрочем, небезопасно при перестроении. Автомобилисты никак не ожидают увидеть за мотоциклом ещё и прицеп, и так и норовят перестроиться прямо в него. Всеобщее внимание порой просто мешает проехать, всем хочется разглядеть получше чудо чудное. Чем выше скорость, тем лучше прицеп «стоит» на дороге. Максимально удалось разогнаться с ним до 170 км/ч, и я уверен, что это не предел. Никаких дискомфортных ощущений не возникло. Стоит, как вкопанный!
Даже по кочкам, грунту и колеям дорогу держит прекрасно. Не раскачивается, не прыгает и вообще неощутим. Опасался дождя, но при движении с прицепом в непогоду, оказывается, и мотоцикл держит дорогу лучше. При попадании на битумные пятна и мокрую разметку прицеп придерживает «зад» мотоцикла, не давая ему скользить и раскачиваться. А уж европейские автобаны – ну так просто его стихия! В скорости ограничивает только страх перед штрафом за превышение. Надо ли говорить, сколь незаменим прицеп при длительном путешествии? Не возникает проблемы, куда убрать куртки, мотоботы и шлемы, когда уходишь гулять по городу. В поездке по Европе он сослужил отличную службу. Возьмите с собой компьютер, видеокамеру, да хоть любимый телевизор вместе с тумбочкой! Не отказывайте ни в чём. А сколько сувениров можно привезти из поездки друзьям и близким? Ну а уж когда приезжаю на очередной слёт без прицепа, знакомые сразу точно подмечают: «У-у-у-у, да ты сегодня без мебели!..».
Общий пробег по дорогам самого различного качества за 2005 год составил более 12000 километров. Полёт нормальный!
текст: Игорь Кирьяков МотоРевю 2006