От кочки до «коронки»
14 января 2009
Рано или поздно человеку, передвигающемуся на мотоцикле по бездорожью, придётся оторваться от земли. Для этого не обязательно заниматься мотокроссом – чуть заметная кочка может отправить эндуриста, едущего даже на невысокой скорости, в дальний полёт. Как оторваться от земли и не ударить в грязь лицом, рассказывает известный мотокроссмен и эндурист, пионер российского мотофристайла Алексей Колесников.
Царь кочки
Лучше всего подходят для прыжков кроссовые мотоциклы и современные спортивные эндуро. Их стандартная подвеска приспособлена для более чем дальних полётов. Правда, она должна нормально работать. Если кто-то накрутил регулировочные винты так, что на каждой кочке мотоцикл подбрасывает в воздух, и спереди или сзади раздаётся неприятный стук, установите заводские регулировки – они рассчитаны на среднюю езду среднего мотоциклиста. В менее спортивных эндуро подвеску нужно настроить пожёстче, при необходимости заменить пружины в вилке и амортизаторе.
Для первых учебных прыжков нужно использовать самые простые препятствия. Всем хочется летать через 30-метровые «столы» или «разрывные». Но для новичка такая учёба может закончиться очень быстро и не самым приятным образом. Поэтому в качестве первой взлётной полосы лучше использовать грунтовку с небольшой кочкой. Места разгона, отрыва и приземления должны быть максимально ровными: никаких колей, выбоин и прочих препятствий, способных изменить траекторию мотоцикла при взлёте или посадке.
Первое и главное правило – во время прыжка нужно стоять на подножках. При этом туловище находится в середине мотоцикла, в мотокроссе такая стойка называется средней. Если ложиться на руль или садиться на заднее крыло, в воздухе вы будете либо «нырять», либо «козлить». Не нужно судорожно цепляться за руль или всем телом давить на подножки: вес равномерно распределяется, как при обычной езде. Особенно следует обратить внимание на положение стоп. Подножка находится посреди подошвы, при этом нужно исключить любой контакт с рычагами тормоза и КПП.
Теперь остаётся только разогнаться и, удерживая ровный газ, прыгнуть. Даже если перед отрывом стало страшно, перед глазами пробежала вся жизнь, вы вспомнили про оставшихся дома малолетних детей, про то, что забыли оформить страховку от несчастных случаев с летальным исходом, не бейте по тормозам и не закрывайте газ. Иначе дети действительно могут остаться без кормильца, в лучшем случае на пару недель. Переднее колесо встретится с землёй, после чего наездник отправится в полёт через руль. Откручивать, сжав зубы, ручку газа на взлёте тоже не нужно: мотоцикл «закозлит» со всеми вытекающими последствиями. Первое приземление должно пройти мягко, одновременно на оба колеса.
После десятка таких прыжков начинайте при заезде на кочку понемногу прибавлять газ. Тогда мотоцикл приземлится так, как ему положено: заднее колесо коснётся земли немного раньше переднего. Чтобы прочувствовать влияние работы газом на полёт, нужно прыгнуть несколько десятков раз. Главное, не переусердствовать и не приземлиться «в свече». Газовать нужно и на приземлении. Тогда удар о землю будет мягче, кроме того, мотоцикл будет лучше преодолевать препятствия типа колей. А вот сброшенный газ приведёт к нехорошим побочным эффектам. Управляется мотоцикл в воздухе и перемещением тела: оттягиваешься – мотоцикл поднимает переднее колесо, ложишься на руль – опускает. Впрочем, спортсмены стараются управлять с помощью газа и тормоза, так меньше теряется сил.
Наконец, когда почувствуете себя царём кочки, можете отправляться на поиски другого, более высокого препятствия схожей конфигурации. Основная задача на этом этапе обучения – перестать бояться отрыва от земли, почувствовать поведение мотоцикла в воздухе в зависимости от положения тела, поворота ручки газа и конфигурации трамплина.
Настольный кросс
Обпрыгав все кочки в округе и почувствовав себя сыном Гагарина и Терешковой, можно приступать к штурму рукотворных трамплинов. Так называемые «столы», земляные конструкции с наклонным вылетом, приземлением и площадкой между ними, можно найти на любой кроссовой трассе. Однако далеко не каждый «стол» подойдёт для учебы. В идеале вылет не должен быть слишком крутым и выстреливать мотоцикл в поднебесье. Приземление также нужно выбирать достаточно пологое и длинное, без выбоин и колей. Идеальное расстояние между ними – пять-шесть метров.
Главная задача при прыжке через «стол» – обоими колёсами попасть в приземление. Форсировать события и добиваться этого с первой попытки не стоит. Поначалу вы будете плюхаться где-то посреди площадки, постепенно улетая всё дальше и дальше. Наконец, заднее, а потом и переднее колесо коснётся склона-приёмника. Но то, что хорошо для кочки, плохо для «стола». С пологим приземлением такие фокусы проходят, в более крутое же нужно входить так, чтобы оба колеса касались земли одновременно. Для этого нужно научиться опускать переднее колесо.
И тут придётся научиться работать в воздухе задним тормозом. Немного выжимаем сцепление и держим газ, чтобы мотоцикл не заглох. Слегка нажимаем на лапку и замечаем, что передок идёт вниз. Если мотоцикл ныряет лишком глубоко, приподнять его можно прибавлением газа. Путём долгих тренировок учимся добиваться нужного угла наклона и входить в приземление двумя колёсами. После этого можно переходить к другим, более длинным и крутым «столам». Опытные спортсмены определяют скорость, необходимую для правильного прыжка, на глаз. Новичку же нужно несколько раз приземлиться на верхушку, пристреляться, после чего целиться в приёмник.
Заезжать на «стол» на первых порах нужно на ровном газу, не делая резких движений ручкой ни в ту, ни в другую сторону. Есть и другой, более продвинутый метод. Если перед вылетом резко крутануть ручку, получится прыжок в высоту: мотоцикл выстрелит вверх за счёт отбива подвески и ускорения заднего колеса. Такие прыжки особенно полезны при недостатке места для разгона.
На «столах» прыгунов подстерегает множество опасностей. Прежде всего, нужно опасаться трамплинов, разбитых после соревнований. На вылете выбоины могут непредсказуемо повлиять на подвеску, так что мотоцикл улетит совсем не туда, куда предполагалось. Даже при прыжке с двух точек одного и того же «стола» траектории могут кардинально отличаться. Если же вы едете на гонке, особенно в дождь, состояние «стола» может измениться за один круг, и с того же самого места вы полетите не так, как в прошлый раз. Поэтому перед каждым прыжком нужно оценивать состояние вылета. Мотоцикл может развернуть боком, и исправить ситуацию в воздухе не всегда сможет даже профессионал. Чтобы этого не произошло, нужно выбирать самую ровную траекторию и заезжать в стабильном положении, не пытаясь балансировать корпусом, снимать одну из ног с подножки или одну из рук с руля. Нужно следить и за приземлением. Контакт переднего колеса с колеёй или выбоиной чреват падением через руль.
Недолёт – одна из серьёзнейших неприятностей, которые могут случиться на «столе». Ничего страшного, если оба колеса приземлятся на верхнюю площадку. Хуже всего, если переднее колесо уйдёт в спуск, а заднее ударится об угол площадки и приёмника. При достаточно крутом наклоне трамплина полёт через руль с большой высоты гарантирован. Именно поэтому тренироваться нужно на коротких «столах» с пологим приземлением, которые прощают такие ошибки.
Другая опасность – перелёт. Спортсмен направляет мотоцикл в спуск и вдруг обнаруживает, что падает на плоскость за пределами трамплина. Последствия могут быть катастрофическими: переломы или вывихи лодыжек, кистей, плеч, сотрясения мозга и выбитые зубы от удара головой об руль. Впрочем, приземление можно смягчить: нужно постараться сесть на заднее колесо, то бишь в воздухе начать сильно газовать. Тогда подвеска немного лучше отработает удар.
Разрывная коронка
Самый опасный трамплин в мотокроссе – «разрывной», или «коронка». Это тот же самый «стол», только вылет и приземление представляют собой два отдельно стоящих бугра. Главная сложность – психологическая. Здесь нужно перебороть страх и представить себе, что перед тобой обычный «стол», который ты уже тысячу раз прыгал. Правда, это не так просто. Даже опытные кроссмены допускают на «разрывных» ошибки.
Чаще всего на «коронках» случаются именно перелёты. Человек осознаёт, что в случае недолёта его ждёт столкновение на высокой скорости с вертикальной стеной, поэтому старается разогнаться с запасом и улетает на плоскость. Рампа, на которой я выполняю трюки, как раз представляет собой типичную «коронку». Один раз человек попробовал её перепрыгнуть, инстинкт самосохранения подсказал ему, что надо газовать, и обманул. Прыгун двумя колёсами приземлился на асфальт, сломал ногу и получил компрессионный перелом позвоночника, поскольку ударился пятой точкой о сиденье. Другой достаточно опытный спортсмен сломал лодыжку. У меня у самого было множество перелётов. К счастью, всё заканчивалось лёгкими травмами, несколько раз об руль разбивал шлем.
Берегись природы
Главная особенность эндуро в том, что ты часто не видишь, куда будешь приземляться. Поэтому очертя голову сигать с кочки в неизвестность не стоит. Имеет смысл сбавить скорость, потому что посадка на бревно или дно 20-метрового оврага ещё никому здоровья не прибавляла. Обычно не приходится, как в мотокроссе, что-то делать с тормозами: практически всегда приземление должно происходить на заднее колесо. Открытый газ смягчит удар и вывезет при контакте с незапланированными препятствиями. Правда, это всё равно не всегда помогает: элементы рельефа или предметы часто маскируются в траве или под листьями, и ты их видишь только в полёте. Но с этим ничего не поделаешь, остаётся только держать газ и пытаться поймать равновесие.
В эндуро иногда встречаются дропы, по-русски – спрыги (когда прыгаешь вниз с вертикального склона). Опять-таки, прыгать нужно только после того, когда точно убедишься в том, что сможешь нормально приземлиться. Даже если ещё вчера вы спрыгивали на дно оврага, не исключено, что ночью туда упало дерево, или скатился камень. Мягче всего приземляться на склон. Как и в случае со «столами», вкатываться в приземление нужно двумя колёсами, на вылете и в воздухе нужным образом располагая мотоцикл. Посадка на плоскость намного жёстче, поэтому максимально допустимая высота дропа меньше. Главная задача – приземлиться на заднее колесо. Для этого отрываться надо с открытым газом, как бы поднимая переднее колесо вверх, и с газом же приземлиться.
С естественными трамплинами тоже могут возникнуть сложности: траектория полёта часто оказывается совсем не такой, какая планировалась. Когда шансов на успешную, пусть даже и жёсткую, посадку не остаётся, можно попробовать в воздухе отделиться от мотоцикла. Если мотоцикл летит в свече, отпустите его и, при необходимости, оттолкните от себя всеми конечностями, после чего постарайтесь коснуться земли подошвами и перекатитесь, чтобы смягчить удар. Хуже, если вы клюёте носом, и намечается падение через руль. Тогда нужно действовать по обстоятельствам, главное – разлететься в разные стороны как можно дальше, чтобы не получить падающим сверху мотоциклом по хребту, черепу или другим жизненно важным органам.
Азбука фристайла
В совершенстве овладев прыжками, можно приступать к освоению базовых трюков. Самый простой, поворот головы на 180°, иногда применяется в мотокроссе. Зачастую посмотреть назад, чтобы оценить обстановку, в полёте легче, чем на земле. При кажущейся простоте, выполнить этот элемент не так просто. Опять-таки, всё дело в психологии. Многие, потеряв из виду землю, начинают теряться, двигать телом. Мотоцикл меняет траекторию и приземляется не так, как планировалось. Ни в коем случае не надо пытаться сразу развернуться на 180°. Во время тренировки понадобится помощник. Сначала он должен стоять так, чтобы вы могли видеть его, немного повернув голову. Когда это движение перестаёт вызывать дискомфорт, человек отходит немного назад, и так до тех пор, пока не произойдёт полного разворота. Конечно, не так просто найти статиста, готового несколько часов стоять и смотреть, как вы пытаетесь вывернуться в полёте. Тогда придётся искать себе какие-то ориентиры типа деревьев. Вместе с головой неизбежно поворачивается туловище, следовательно, мотоцикл также разворачивается. Выправлять сбившуюся траекторию нужно движением корпуса в обратную сторону.
Можно научиться и сознательно выставлять мотоцикл в полёте боком. У многих это получалось не по своей воле, когда при вылете одно из колёс соскальзывало. Приземление в таких случаях обычно происходило либо за пределами трамплина, либо в крайне неудобном положении. Наша же задача – не просто «заломить» аппарат, но и произвести мягкую посадку в нужном месте. Мотоцикл закладывается уже при въезде на трамплин. Для этого надо сместить тело в сторону, противоположную залому, и разгрузить соответствующую подножку. В полёте разворот контролируется поворотом руля. Но главная сложность не в заломе, а в приведении мотоцикла в нормальное положение. Для этого надо расположить тело так, как ему следует располагаться при обычном прыжке, и при помощи руля аппарат выпрямится. С первой попытки залом мало кому удавался. Нужно начать с малого: понемногу поворачивать руль, чтобы почувствовать его положение, потом потихоньку свешиваться. И главное, во время тренировок концентрироваться не на заломе, а на выпрямлении и приземлении.
Отпускание руки в полёте также разучивается не только красоты ради. В гонке часто приходится перематывать ленту на очках или вовсе их сбрасывать. Можно дезориентировать соперника, показав ему неприличный жест. Для начала снимать с руля безопаснее левую руку, чтобы правой контролировать ручку газа. Сперва кисть просто разжимается. Когда начинаете понимать, что ничего страшного с мотоциклом не происходит, немного снимаете руку. Потом кладёте на бедро. Трюк можно считать освоенным, когда сможете без проблем поднимать как левую, так и правую руку, заводить назад и вообще делать с ней всё, что заблагорассудится. Также разучивается отпускание двух рук. При этом нужно следить, чтобы ноги не задели лапку тормоза или КПП. В этом случае мотоцикл заглохнет и нырнёт передком вниз. Для приземления без рук очень важно найти «стол» с хорошим ровным приёмником без колей и выбоин, на который можно приземлиться с минимальной нагрузкой на подвеску.
текст: Алексей Колесников МотоРевю 2006