Сити GT
16 января 2009
Как вы думаете, что будет, если среднестатистическому владельцу автомобиля предоставить в распоряжение четырёхколёсный болид c возможностями «Формулы-1» и выпустить его на улицы города?
Скорее всего, фантастические возможности такого автомобиля рано или поздно приведут неподготовленного водителя (которого правильнее будет называть пилотом) к естественному финишу у вдруг «ожившего» фонарного столба. Только вот автомобилистам, даже не стеснённым в средствах, о таких автомобилях остаётся только мечтать, в то время как практически любой современный спортбайк лишь немногим уступает по своим возможностям многомиллионным монстрам королевских гонок. А купить и совершенно законно эксплуатировать его может даже 16-летний подросток, количество прыщей которого явно преобладает над ещё не сформировавшимися извилинами головного мозга.
Совершенно очевидно, что призывать владельцев спортбайков, как монах заблудшую паству к смирению – сиречь «неотжиганию» на городских улицах, это как проповедовать в доме терпимости о греховной сути многочисленных половых актов. Надеюсь, приведённый ниже материал поможет свести, по крайней мере, к возможному минимуму последствия неуёмности беснующихся на городских улицах «пластиковых».
Из всей широчайшей гаммы моделей современных мотоциклов именно владельцам спортбайков приходится наиболее тяжко в городских условиях. Ведь по своей сути гоночная реплика мотоцикла довольно плохо приспособлена для каждодневной эксплуатации. Особенности компоновки обуславливают почти лежачую посадку. Это хорошо для трека, но вряд ли можно охарактеризовать как преимущество для движения по городским улицам. Большая часть веса пилота приходится на его руки, а зеркала, как и световые приборы, видимо, установлены только для того, чтобы производитель имел возможность получить сертификат, допускающий использование своей продукции для «гражданской» езды.
Змей-искуситель
Но всё это, пускай и важные, но не самые главные детали. Ведь спортбайки покупают не столько из-за «мазохистской» посадки и яркой раскраски а-ля «чисто гончик» (хотя попадаются и такие индивидуумы, но это уже особо тяжёлый, клинический случай), сколько из-за колоссальной мощности, уже давно перешагнувшей все разумные пределы. Тут и таится тот самый змей-искуситель, постоянно провоцирующий «открыться» по полной программе. И вот ведь что ещё характерно: к такому развитию событий порой не готовы не только остальные участники движения, но и сам мотоциклист. Впрочем, обо всём по порядку.
Начну с «продвинутых» пользователей, легко исполняющих стоппи на каждом светофоре. Под таких гуру очень любят заезжать явно не готовые к такому раскладу автомобилисты. А для любителей wheelie есть другой тип погонщиков четырёхколёсных колымаг – специально натренированных перестраиваться прямо под идущего в свече мотоциклиста и делающих контрольное аварийное торможение для «закрепления» полученного результата.
Положа руку на сердце, винить в таких случаях нужно исключительно себя. Но рассмотренный мною выше пример далеко не типичен. Куда как привычнее ситуации уходящего со светофора в плохо различимую точку на горизонте спортбайкера с последующим звуковым сопровождением – ударом в качестве клетчатого флага для победителя. Это какой-нибудь невозмутимый колхозник-дачник на своей груженной на зависть многотонному «КамАЗу» «четвёрке» разворачивался через две сплошные линии в полной уверенности, что решительным образом никому не мешает.
В его голове, забитой информацией о стоимости рассады, заботах тещи и способах удаления сорняков с приусадебного участка, просто нет места для таких пустяков, как оценка дорожной ситуации и понимания того, что кроме его полумёртвого «тазика» есть более скоростные и динамичные транспортные средства.
Вообще, для российских автомобилистов (уж не знаю, связано ли это с особенностями нашего менталитета или существуют ещё какие-то причины) характерно хаотичное метание из ряда в ряд со скоростью перестроения, которую можно сравнивать с почти неуловимым для глаза броском кобры во время атаки. Угадать, какой именно автомобиль из потока выкинет в следующую секунду такой фортель, довольно проблематично…
Но существует целый ряд автомобилистов, для которых подобного рода «телодвижения» являются скорее постоянным стилем вождения, нежели единичным случаем. Вычислить такого – значит уменьшить риск возможного контакта. Различные антикрылья, спойлеры, прямоточные глушители и прочие якобы улучшающие характеристики и внешний вид машины «приблуды» кричат о том, что её владелец, вместо того, чтобы решать свои проблемы у психиатра или сексопатолога, пытается что-то доказать окружающим на дороге общего пользования. Соответственно, чем дальше держаться от такого несостоявшегося клиента медицинских учреждений, тем спокойнее.
Важно обратить внимание на то, что любой владелец спортбайка, более-менее сносно научившийся управлять мотоциклом, почти всегда трогается с перекрёстка первым, пробившись между рядами ждущих зелёного сигнала автомашин. А теперь немного цифр. Скажем, Yamaha YZF-R1 или Suzuki GSX-R1000 легко набирают на первой передаче 160–170 км/ч! Переходящий в этот момент дорогу в 200 метрах от светофора ветеран битвы при Ватерлоо вряд ли будет готов к подобного рода арифметике. А вот то, что он, обнаружив невесть откуда взявшегося «ирода со взором горящим», совершенно непредсказуемо начнет «щемиться» в разные стороны – практически гарантировано…
Другая подстерегающая любого мотоциклиста опасность кроется в движении по пробкам в междурядье автомашин. Мне, например, не раз попадались напрочь отмороженные «кексы», прошивающие абсолютно статичную массу автомобилей на скорости далеко за 100 км/ч! Надо ли пояснять, что ездят эти ребята только по воле Божьей…
Смертельные экскурсии на «ту сторону»
Один из самых желанных и в то же время наиболее опасных запретных плодов для мотоциклиста – встречная полоса, по которой можно буквально в считанные секунды объехать копошащееся автомобильное месиво. Но раздражающе привлекательный кусок асфальтового пространства, отдающий желанной влагой свободы в глазах уморённого городской жарой автомобилиста, запросто лишает последнего остатков разума, заставляя в безумной агонии судорожно совершать такие поступки, о которых потом можно сожалеть годами. В колонии-поселении.
Самый распространённый манёвр большинства отчаявшихся стоять в пробке автомобилистов – это разворот через две сплошные линии. А здесь в этот момент вы, весь такой красивый и умный, шоколадно так объезжающий стадообразное скопище автомобилей по встречной полосе. Вернее будет сказать, объезжавший…
Можно заняться интересными подсчетами: сложив ваши, ну, скажем, 150 км/ч по встречной полосе, пускай даже со вполне легитимными 60 км/ч двигающейся вам навстречу, предположим, Toyota Camry. На выходе получим просто умиротворяющую душу цифирь – 210 км/ч… Причём умиротворяющую в прямом смысле.
Несмотря на всю абсурдность новых правил дорожного движения Российский Федерации, есть в них несколько здравомыслящих моментов. И один из них, безусловно, пункт, карающий за езду по встречной лишением водительского удостоверения на четыре месяца. Не гуманно, конечно, но такая мера помогает остановить от «экскурсий» на «ту сторону» хотя бы некоторых. Ведь по степени своей тяжести и проценту аварий со смертельным исходом, ДТП на встречной полосе однозначно занимают печальное лидерство в своеобразном чарте смерти.
Несмотря на всё увеличивающееся количество мотоциклистов, почти ни один владелец автомобиля никогда не посмотрит в зеркала, если, например, решит очистить содержимое пепельницы, решительным движением широко распахнув водительскую дверь. Действительно, ну как может оказаться в междурядье стоящих в пробках машин ещё какое-нибудь транспортное средство?..
Самым верным способом при движении не только в пробках, но и просто при каждом выезде будет взять за правило рассматривать каждого автомобилиста, как потенциального убийцу и при обгонах или перестроениях вносить соответствующие коррективы. Вряд ли стоит двигаться быстрее, чем 40–50 км/ч между отбойником-разделителем на МКАДе и левым рядом «кучкующихся» там в перманентной пробке автомобилей. Честно говоря, даже такая скорость великовата, но в случае перекрытия вашей траектории движения у вас будет порядком больше шансов, чем при 100 км/ч…
Пассивная безопасность
В арсенале средств борьбы за собственную безопасность существуют очень важные аспекты, пренебрегать которыми – значит вредить самому себе. Начну с экипировки. Мне лично знаком целый ряд отнюдь не нуждающихся владельцев мотоциклов, игнорирующих часть своей защитной амуниции в жаркую погоду – видите ли, они потеют. По мне куда логичнее потеть в комбинезоне, чем наслаждаться кондиционированной прохладой больничной палаты. И это в лучшем случае…
Если позволяют возможности, то не лишним будет установить на мотоцикл прямоточные глушители и ксенон. Всё это делает вас гораздо заметнее на дороге, а значит, работает на вашу же безопасность. Любите яркие цвета гоночных команд? Замечательно! Купите себе шлем-реплику любимого гонщика и комбинезон, при виде которого любой хамелеон сойдёт с ума в считанные секунды. Не берусь судить, как всё это выглядит с эстетической точки зрения, но то, что на дороге вы будете куда заметнее, чем маниакальный любитель всего чёрного, совершенно очевидно.
Если ваш мотоцикл имеет функцию аварийной работы повторителей поворотов, то можно и нужно ей пользоваться, когда пробираетесь в особо гнилой пробке. Так гораздо больше шансов, что вас заметят. И всё-таки главным элементом собственной безопасности будет трезвый расчёт и сопоставление вашей скорости со средней скоростью потока. Если разница в пределах 30–50 км/ч, то это ещё относительно нормальная величина. Однако если показания вашего спидометра превышают скорость основного «косяка» автомобилей на 100 км/ч и более, то говорить о каком-либо контроле над ситуацией уже не приходится, и то, как скоро ваши пути пересекутся с каким-нибудь «стритракером», становится вопросом времени…
Есть ещё одна опасность, подстерегающая при каждом выезде, – особый вид владельцев автомобилей, для которого наиболее точно подходит определение…
Абсолютный баран
К огромному сожалению, достаточно распространённый тип, широко представленный на улицах любого города. Отличается природной тупостью, граничащей с признаками дегенеративности, помноженной на агрессию и немотивированную неприязнь не только к мотоциклистам, но и вообще ко всему миру. Такому ничего не стоит перестроиться в движущегося в соседнем ряду мотоциклиста или преднамеренно закрыть «дыру» в пробке из принципа «я не еду, и ты стой». Понять мотивацию этих людей наверняка можно, досконально изучив их детство, в котором, почти наверняка, всплывут эпизоды, где хилого и несчастного мальчика обижали даже дворовые собаки…
Надолго запомню «коренного» москвича, с носом таких размеров и профиля, что его могли бы практически без переделок использовать лыжники-прыгуны с трамплина. Как и положено, транспортным средством этого джигита была гнилая по самый багажник на крыше «шестёрка», непонятно каким непостижимым образом все ещё способная к самостоятельному передвижению. Несмотря на то, что её стоимость вряд ли превышала $ 200 в очень удачный день, она была обвешана многочисленными спойлерами, несомненно, увеличивающими её цену как минимум вдвое, а внутри обязательным дополняющим штрихом красовались розовые шторки…
Впрочем, это малозначительные детали. Гораздо интереснее было то, что за несколько секунд до того момента, когда зажёгся зелёный сигнал светофора, этот реликт отечественного автопрома борзо сорвался с места, въехав при этом в бок стоящего прямо перед его правым передним крылом мотоцикла!
Как вы понимаете, «удачно» оказаться именно на этом мотоцикле довелось автору данной статьи. Длинные конечности вкупе с природной жадностью, мгновенно «включившей» в моей голове калькулятор, позволили мне где-то на протяжении 20 метров сохранять равновесие в борьбе с явно превосходящим по массе транспортным средством с абсолютно неадекватным водителем за рулём. Я очень надеялся, что последний всё-таки поймёт, что происходит что-то неладное и престанет пытаться меня завалить. Увы, гордый наездник «шестёрки» смотрел куда угодно, но только не на дорогу перед собой! Закончилось это неравное противостояние вполне естественным образом – протащив мотоцикл через весь перекрёсток, «шахид» смог-таки завалить отчаянно сопротивлявшегося автора. Как это ни странно, но единственным пострадавшим в этом инциденте явилась… та самая любовно «затюненная» «шестёрка», наконец-то прекратившая своё поступательное движение с «изжёванным» левым слайдером Suzuki TL1000R крылом. На мой вполне закономерный вопрос-возмущение «А какого, собственно…?!», я получил просто обескураживающий по своей наглости ответ, начисто лишивший меня дара речи: « Э-э-э, слющай, ти аткуда взялся, да?»…
Другими словами, типы в машинах, которые банально не смотрят вперёд (!), вполне реальны! Можете себе представить, насколько они опасны на городских дорогах, изобилующих, помимо вышеописанных субъектов, различными канализационными люками, скользкой (а в дождь сверхскользкой) разметкой, продавленными колеями, пересечениями с трамвайными путями и прочими «радостями» мотоциклиста. Применительно к спортбайкам такие сюрпризы от дорожников особенно опасны. Ведь «тусующиеся» на заднем колесе 150 «гнедых» запросто срывают заднее колесо в пробуксовку в дождь на белой линии разметки даже на шестой (!) передаче на скорости далеко за 100 км/ч! Ещё очень неприятная тема – новомодное резиновое покрытие на пересечении трамвайных путей с асфальтом, где даже в сухую погоду спортбайк запросто может начать «мести хвостом»! В дождь такую «подставу» надо проезжать «шёпотом»!
Стоит трижды подумать, прежде чем начать обгон по крайнему правому ряду. Ведь туда частенько любят ломиться, не взирая на попутные транспортные средства, разномастные «бомбилы»…
Порой даже загоревшийся зелёный сигнал светофора не может являться однозначной гарантией того, что можно смело начинать движение. Совсем не факт, что кто-то не продолжает двигаться с левой или правой стороны на «очень долгий зелёный».
В заключение хотелось бы донести до мнящих себя быстрыми спортбайкеров, пронизывающих ночные проспекты городских улиц на скоростях под 300 км/ч, одно интересное наблюдение. Большинство спортсменов, участвующих в шоссейно-кольцевых мотогонках (которые, смею вас заверить, напрочь разорвут вас в пух и прах на гоночной трассе, «привезя» за 15-минутную сессию как минимум пару кругов отставания) вообще не ездят по городу на мотоциклах! А когда их спрашивают почему, вполне резонно замечают, что дорога гораздо опасней любой гоночной трассы.
Поэтому, в очередной раз выезжая в город, помните, что вы не на треке, где наградой за высокую скорость будут различные кубки и море шампанского, а не завёрнутый в узел мотоцикл, пускай даже и не по вашей вине…
текст: Владимир Здоров МотоРевю 2006