Другие ПДД
2 февраля 2009
в основном про Россию, но и для нас много чего интересного Skiplo
Знание законов освобождает от ответственности – не аксиома, но зачастую факт. Особенно, если ответственность эта мнимая, высосанная из одного непечатного органа побочного заработка «оборотнями в погонах». Не претендуя на всеобъемлемость и даже на лавры юридической консультации, мы, тем не менее, сочли нужным предупредить вас о полюбившихся в последнее время гаишниками методах «машинного доения».
ЭХ, ШТРАФАНУ!
«Водитель, выехав на дорогу, уже нарушил закон, ибо этим он создал предпосылку для ДТП». Таков специфический милицейский «хумор». Что поделать, работа у них такая: выполнение плана по выявленным правонарушениям. А еще нужно и себя, любимых, не обидеть: зарплата аховая, а жить на что-то надо. Не одним ведь нарушителям презренным хочется R1! В общем, «Дали свисток, бляху, автомат, вот и крутись, как можешь!». Они и крутятся. Но вот беда: возможностей почти легальной подработки (это когда ловят реального нарушителя и договариваются с ним о штрафе «мимо кассы») все меньше. В том числе и потому, что водители все чаще предпочитают заплатить, хоть и больший, штраф, зато без риска попасть под уголовное дело за дачу взятки.
Другое дело, если статья «автомобильной», 12-й главы Кодекса по административным правонарушениям в качестве наказания предусматривает лишение «прав» или, как выражаются юристы, «фитнес». Тут, чтобы не остаться пешеходом, многие готовы исподнее с себя стащить. Особенно в свете последних нововведений в КоАП. Напомню: ранее «лишенческие» статьи допускали штраф в качестве альтернативы. С августа-2007 таких, хм, двусмысленностей стало меньше – и не всегда в сторону ужесточения. «Зато» суды – особенно первой инстанции, именуемые мировыми – окончательно превратились в неофициальный филиал МВД по штамповке «лишенческих» приговоров.
С другой стороны, и сами водители стали острее чувствовать ту грань, после которой кара в виде отстранения от управления будет если не неминуема, то весьма вероятна (не забудем про многократно завышенную концентрацию милиционеров на 100 тыс. населения). А потому если скорость и превышают, то не на 60 км/ч, а на 55. А это – пусть и все та же статья 12.9 КоАП, но не четвертая часть, за которую штраф либо лишение на 4–6 месяцев, а третья, за которую «всего лишь» штраф.
Штраф, в принципе, тоже некислый – от 1000 до 1500 «деревянных» – но аппетиты сотрудников (а часто и их руководства, требующего «палки» по «лишенческим» статьям) не всегда удовлетворяющий, ибо, по сложившимся обычаям, принято брать «на лапу» не более половины возможного штрафа, иначе стимул «разойтись по-хорошему» у водителя пропадет. А потому возникает соблазн у отдельных сотрудников перевести часть третью в часть четвертую. Как? А заставить радар показать скорость чуть большую, чем есть на самом деле. По некоторым (не особо, впрочем, проверенным, хоть и из разных источников, в том числе инсайдеров) сведениям, с год назад родился один прием. Повиснуть «на хвосте» идущего 110 км/ч, после чего… начать оттормаживаться, почему-то ручником. И в этот момент врубить радар. Все! 123 км/ч высвечены. Осенью такими «фокусами» забавлялся один экипаж BMW 530 на московском ТТК, любимой гаишной «поляне» для охоты на любителей быстрой езды (то есть на всех нас). Еще один способ – бежать с радаром навстречу.
СВИНЯЧЬЕ ДЕРЬМО
Скажете, не езжай так быстро, и будет тебе Щастье? А тут не надо ехать даже медленно: «Сокол» или там «Искра» фиксирует только скорость, но не идентифицирует транспортное средство. И «пришить» вам скорость, скажем, кортежа Патриарха всея Руси или заходившего на посадку Ил-76 МД – плевое дело. А значит, либо стойте на своем, либо готовьтесь морально к долгому хождению по судам и написанию жалоб во все инстанции. Тем более что в некоторых приборах указывается еще и время фиксации, так что теоретически (но, подчеркну, теоретически – ибо вряд ли гаишник так лопухнется) дает шанс оспорить показания.
Но самая разлюли-малина у наших романтиков – это, безусловно, «встречка». Дело в том, что с августа-2007 за выезд на полосу встречного движения карается лишением ВУ (от четырех до шести месяцев) безальтернативно. Зато выезд на встречную полосу для поворота или разворота, а также выезд на трамвайные рельсы встречного движения выделен в отдельный пункт – а именно ст. 12.15 ч. 3 КоАП и наказывается штрафом 1000–1500 руб. Не все водители об этом знают, чем и пользуются люди в сером, притягивая эти нарушения под «лишенческую» четвертую часть статьи.
Но этот метод – достаточно простой, и, чтобы отбрыкнуться от назойливого вымогателя, обычно достаточно продемонстрировать знание КоАП. А вот в более сложных случаях уже так просто не отмахаться. Тем более эти методы отработаны до звона. Упомяну два наиболее частых. Самый «свежий» используется за городом: прерывистая линия налицо, но на обочине воткнут знак «Обгон запрещен». Причем, как правило, его не видно либо из-за кустов, либо, что чаще, из-за потока попутных грузовиков, плетущихся ввиду перегруза 40–50 км/ч. А там, где потока нет, гаишники прибегают к прямой провокации, усаживаясь с видеокамерой в грузовик, а для пущего эффекта (чтоб ты быстрее озверел и пошел на нарушение ПДД, невзирая на двойную сплошную) кидают в кузов побольше свежего дерьма с близлежащей фермы. А что – вонь к протоколу не подошьешь! Тут посоветовать можно только одно: быть внимательнее к знакам на обочине и обгонять с минимальным интервалом, чтобы как можно меньше пути ваши колеса прошли за осевой. Еще один метод «машинного доения» – приписывание ст. 12.15 ч. 4 за въезд на АЗС под «кирпич». И хотя территория АЗС не является дорогой общего пользования, тем не менее, гайцы за компанию с судейскими наловчились штамповать приговоры. Так что будьте внимательны как при заезде на заправку, так и при объезде через ее территорию перекрестка.
Отдельный разговор – пьянка. Да-да, этот шепоток инспектора: «Да ладно, ну ты выпил пивка, ничего тебе за это не будет, ну признайся» или провокации на отказ от медосвидетельствования. К тому же порядок сейчас изменился, и кто его знает, а вдруг гаец не врет? Врет, товарищи, такова его работа! Да и порядок изменится только с первого июля, и на самом деле в сторону ужесточения, ибо 0,3 промилле – это не «признаков алкогольного опьянения не обнаружено», которое вы можете получить чуть ли не с промильным амбре, но твердо стоя в позе Ромберга. Потому выход один – действовать строго по букве закона. Показал алкотестер превышение – устно и в протоколе требуйте везти вас на медосвидетельствование. Показания тестера юридической силы не имеют, а вот ваш отказ от освидетельствования – еще как.
Что делать, если последнее произошло в близлежащей поликлинике с дружественными гайцу лепилами? Да то же, что и в случае, если его делали в ржавой «Газели» – бегом на независимую экспертизу (списком мест, где ее проводят, желательно запастись заранее). В таких случаях только ее результаты (вместе с копией жалобы в прокуратуру на действия сотрудников ДПС) могут спасти ваши «права», срок лишения которых согласно ст. 12. 8 ч. 1 – 1,5–2 года. Хотя нет, не только. Вместе с актом «милицейской» экспертизы следует требовать сразу после него – сразу, ибо ее проводят месяц, ждать который не каждый судья согласится – экспертизы данного акта в областном наркодиспансере (в соответствии с Приказом Минздрава РСФСР от 19 декабря 1988 г. №330). А перед судом подать ходатайства: о признании акта полученным с нарушением закона и закрытии дела; об истребовании лицензии на проведение медосвидетельствования; доказательств проведения медосвидетельствования уполномоченным лицом. Это помимо «обычных» ходатайств, о которых вам расскажет любой юрист.
Вместе с отсутствием альтернативы наказанию по ст. 12.8 ч. 1 в виде штрафа (а значит, и многократно возросшей «таксе») гаишники придумали еще один способ по наказанию трезвых (вот гады!) и при этом не желающих платить (подонки, расстрелять!) водителей. А именно – тянуть на посту три часа, после которых данные независимой экспертизы не признаются, всеми способами и под любым поводом. «Противоядия» от этого выступления по беспределу пока еще не найдено. А потому могу лишь робко посоветовать звонить в прокуратуру, УСБ, куда угодно. Да хоть по «02» и орать, что вас тут, на посту, избивают и заставляют подписать «чистуху» по обвинению в убийстве какого-то Вовы Противогаза. Лучше штраф или даже исправработы за заведомо ложный донос, чем два года «фитнеса».
Ну и, на закусь, самый «безобидный» из методов вымогательства. Относится он к тем, кто ездит на незарегистрированном по тем или иным причинам мотоцикле. Ну, то есть моц купил, ОСАГО справил, ПТС на руках, а вот зарегистрировать – ой! Или совсем, или просроченные транзиты. ДПСовцы обожают «шить» статью 12.2 ч. 2, наказание по которой штраф 5000 руб. или лишение «прав» на 1–3 месяца. В то время как наказание за этот «смертный грех» – вы только не смейтесь! – 100 руб. согласно ст. 12.1 ч. 1. Что ровно столько же, что и за нечитаемые или установленные с нарушением ГОСТа номера (ст. 12.2 ч. 1). Помните об этом и не дайте себя облапошить. В том числе, если «развод» сопряжен угрозами вызова эвакуатора для доставки мотоцикла на штрафстоянку. Ни того, ни другого гайцы делать не имеют права – о соответствующем постановлении Верховного суда они более чем в курсе.
ОГНЕСТРЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
Как противостоять вымогателям в погонах? (Естественно, речь про те случаи, когда вы если и нарушили ПДД, то по куда более мягкой статье КоАП). У каждого свой метод. Но в большинстве случаев спокойное отстаивание своей позиции вкупе с ненавязчивой демонстрацией нежелания «решать вопрос на месте» помогает. Еще лучше, если вы уверенно ориентируетесь в законодательстве, и не только в административном. Но не буду называть статьи: лучше поройтесь сами, да поглубже, ибо, зная только «вершки», можно нарваться на обратную реакцию. Там, где один сам разведет гаишника на взятку (высший пилотаж прошлого сезона среди грамотных мотоциклистов!), другого, поймав на мелочах, «ошкурят» по полной да еще и уголовку повесят. Помогает и аудиозапись разговора, а – если «шьют» ст. 12.15 ч. 4 – фотосъемка объекта. Но – если диктофон аналоговый, а не цифровой, а камера пленочная (иногда прокатывает цифровая, но не всегда). А вот аудиовидеозапись на мобильник не произведет впечатления ни на инспектора, ни – если гаишник упертым окажется или ему нужны «палки» любой ценой – на судью.
Напоследок – пара советов на тот случай, если «разойтись по-хорошему» все же не получилось. Протокол по «лишенческой» статье составлен, ВУ изъято. Первое – обязательно подписывайте протокол, а в графе «объяснения» пишите «Не согласен, требую юр. помощи». Далее, в отдельной графе потребуйте пересылки документов по месту регистрации мотоцикла. Не места вашего жительства, а именно регистрации мотоцикла, пусть они и совпадают – в этом случае срок давности по привлечению (он составляет два месяца) не приостанавливается, и время пересылки документов входит в него. Если же отказали – потребуйте пересылки уже на заседании мирового суда, подкрепив ходатайство распечаткой постановления Пленума Верховного суда – а именно вопросом 13 из обзора практики за третий квартал 2006 года, в котором прямо указывается на необходимость удовлетворения данного требования. Не ждите доброты и участи от мирового судьи – как правило, эти «лиловые грузные женщины» штампуют приговоры почище хорошего ксерокса, сопровождая формулировкой: «Нет оснований не доверять показаниям сотрудника милиции». А вот на рассмотрении по существу в районном суде уже робко, но можно рассчитывать на справедливость.
Особенно, если ваши требования подкреплены должной поддержкой профессионального юриста или активистов правозащитной организации вроде КЗПА, специализирующейся на «автомобильных» делах. В том числе и потому, что сами гаишники, и, вы не поверите, судьи сами не так чтоб и сильно ориентируются в законодательстве, и, грамотно оперируя их ляпами и просто небрежностью в документообороте, иногда получается освободить водителя от ответственности, даже если он валил 200 по разделительной прямо под оком телекамеры. Хотя и не всегда: любовь судейских к каранию почем зря не меньше милицейской. Что поделать, таковы нынче нравы в Гондурашке…
А вот для написания жалобы в прокуратуру (только не в УСБ – зря потеряете время, уж лучше «02», там хотя бы фиксируют обращение) и адвокат не нужен. Как и в квалификационную коллегию судей. Зато такая активность поможет не только отстоять правоту в суде, но и помочь тем, кто также может налететь под горячую руку (или плохое настроение, сами знаете отношение четвероколесных к мотоциклистам) такого ухаря в погонах. Ибо в нашем государстве взаимная вражда силовых структур – последний барьер, удерживающий этих персонажей от открытых разбойных нападений на нас. И – не сочтите за банальность – учите законы. И КоАП, и правоприменительную практику. Занудно, долго, муторно? Безусловно. Увы, «демократия – это договор о правилах приличия между хорошо вооруженными джентльменами». А поскольку лигалайза не то что АКМ и РПГ, но даже «пукалок» вроде ПСМ у нас не предвидится, знание законов – единственное, что мы можем противопоставить отдельным представителям, извиняюсь за выражение, органов внутренних дел.
текст: . Stinger МотоРевю 2008