«Полтинник» и закон
12 июня 2008
Безопасный «полтинник» - тюненый «полтинник»! В обратном меня не убедит никто, зато согласятся многие из тех, кто активно ездят на скутерах по улицам Первопрестольной.
«Пусть лучше меня судят трое, чем несут четверо!» Эта расхожая фраза как нельзя лучше характеризует порядок на московских трассах, сложившийся за последние 15 лет. То, что педантично соблюдать ПДД (а не ездить по иным, неписаным, но выработанным самой жизнью Правилам) опасно, понятно, думаю, почти всем. Но…
Обсуждали мы как-то с одним видным (без иронии) мотобизнесменом планы сотрудничества. Прежде всего, по части тест-драйвов. Среди возможных объектов рассматривались и 50-кубовые скутера. Но я был согласен лишь на мини-тесты «раздушенных» версий и только в качестве потенциальных «доноров» для серьезного «заряжалова». Реакция визави была более чем резкой. Обвинен я был ни много, ни мало в подстрекательстве читателей к нарушениям закона и смертоубийству. Главный аргумент следующий: одно дело разрешенные 50 км/ч, и совсем другое - 90-100, которые развивает грамотно заряженный «полтос». Тем более для человека, не подтвердившего перед властями свое умение ездить.
От столь эмоциональных обвинений я должен был испепелиться. Но даже не покраснел. Более того, не поколебался в своей уверенности в том, что тюнинг «полтосов» - дело правое. И вот почему.
По долгу службы я постоянно контактирую с теми, кто ездит на скутерах самых разных калибров (да и сам такой). И не проходит недели без известия о том, что кто-то разложился. Причем те, кто водит стандартные «полтинники», попадают в ДТП чаще, чем владельцы более крупнокалиберных аппаратов. Чаще - не в пересчете на общую массу (понятно, что 50-кубовые аппараты распространены сильнее), а в плане вероятности аварии для отдельно взятого скутериста. Причина - именно в небольшой конструктивной скорости, вынуждающей водителя красться в правом ряду.
А там творится ад кромешный. Перед перекрестком, не глядя, сворачивают направо ротозеи (все знают «любовь» многих поворачивать через несколько рядов), а на прямиках «заходят на посадку» таксисты, водители «маршруток» и просто «бомбилы». И большинство из них в упор не видят скутериста. Не только и не столько по причине наплевательства на все и всех (хотя и этого хватает: чего стоят одни только цацы на дареных RAV4!). Часто водительское око просто не «пристреляно» к столь малоразмерной «цели».
Результат невеселый. Да, 50 км/ч - это не 250. Но уже достаточно, чтобы угодить на месяц в травматологию, а если без шлема - то и в морг.
А что происходит, если этот же скутерист пересаживается с 50 кубов, скажем, на 70-90? А происходит полноценное «вливание» в уличный поток. 8-11 сил всерьез тюнингованного «полтинника» подразумевают максималку в 90-100 км/ч и сносную динамику, чего достаточно для успешного маневрирования в средних рядах, в том числе в самом безопасном месте - между крайними левыми рядами, чуть в стороне от разделяющей их прерывистой линии.
И не просто маневрирования, а езды по прямой с небольшим (5-15 км/ч) превышением скорости потока, обычно идущего 70-85 км/ч. Опережение попутных машин, включенный свет (дальний днем, ближний в сумерках и ночью), яркая раскраска - этого уже достаточно для того, чтобы окружающие тебя видели. А тормоза и ходовая часть всех тюнингуемых «европейцев» и некоторых «японцев» вполне достаточны и для больших скоростей (недаром на них навьючивают 100-180-кубовые моторы). Да, риск все равно остается, но вероятность ДТП здесь на пару порядков меньше, чем в предыдущем случае.
Готов поспорить и насчет последствий таких ДТП: скорость соударения о внезапно сманеврировавший в потоке автомобиль даже ниже, чем о резко затормозивший после «пикирования». Учтите также, что чем выше скорость машины, тем более плавно она маневрирует (иначе просто закрутит на дороге), а значит, времени на уход от удара у скутериста больше - еще один аргумент в пользу «ускорения». Наконец, в таком режиме водитель скутера постоянно «в тонусе»: он все время сканирует дорожную обстановку. Фланируя же в правом ряду, большинство расслабляются и начинают «думать о своем» или просто глазеть на ножки тинейджерок, идущих по тротуару. Незаметно «созерцательство» отнимает все больше внимания - тут-то и подстерегает тебя пикирующий «бомбила»!
Теперь о «правах». Товарищи, с чего вы взяли, что только имеющий «корочку» знает ПДД и умеет водить? Мой многолетний опыт (а я сел за руль «Верховины», еще когда был октябренком) езды и общения с себе подобными свидетельствует: знания и умения совершенно не зависят от наличия категории «А». Не говоря уже о номерных знаках. А уж касаемо тихоходных аппаратов (а 90-100 км/ч «максималки» - не так уж и много, согласитесь) и подавно. К тому же соблюдать правила (не путать с ПДД) приходится всем вне зависимости от «калибра»: перед Богом все равны.
Что еще? «Бесправный» может выпить за рулем? Чепуха! Инспектор имеет такое же право отстранить водителя мокика от управления и увесисто штрафануть его, что и «полновесного» мотоциклиста. А уж перед «строгим выговором с занесением в челюсть» от соседей по движению (едва ли не самой действенной меры наказания на сей день) все равны и подавно. Это к вопросу о езде поперек потока, чем грешит молодняк на «полтосах» (наравне со своими ровесниками на убитых «зубилах» - при «правах» и «номерах», к слову сказать).
И вообще, езда на мокике - это не возможность езды без «прав» и номеров, а свобода от их ношения и дополнительного общения с Большим Братом. Прописка, ИНН, дактилоскопия, регистрация (зачастую «разрешительная», т.е. «через ларек») всего и вся - не многовато ли?
«Если государство преступно, судьей становится каждый гражданин». Когда следование букве закона означает смертельный риск, закон приносится в жертву здравому смыслу. Так что рассматривать 50-кубовые аппараты я и в дальнейшем намерен исключительно как потенциальных доноров для тюнинга. Не считая, конечно, машины, не предназначенные для езды вне дорог общего пользования. Все же человеческая жизнь важнее любой бумажки. Тем более - устаревшей лет на десять.
текст: .Stinger МотоРевю 2003