Что талон грядущий нам несет?
18 июня 2008
Взятки на дорогах давно уже воспринимаются, как само собой разумеющееся. Недаром в народе придуманы, а может, и нет, тысячи анекдотов на тему – инспектор – водитель – взятка. Введение талонов чиновники позиционируют как борьбу с коррупцией, однако где гарантии, что инспектора попросту не поднимут свои ставки? Ведь в талоне будет видна вся информация о нарушениях водителей. Ни для кого не секрет, что три нарушения ПДД уже могут привести к лишению водительского удостоверения. Так призваны ли талоны бороться с коррупцией? Либо это явление, которое так усиленно в последнее время пытаются искоренить, получит новую форму, точнее более высокую ставку. Кому захочется остаться без колес?
Ничего не знаю, моя хата с краю
Согласно приказу министра внутренних дел, в Казахстане с 1 августа прошлого года начали вводиться талоны к водительскому удостоверению. Это вызвало в обществе массу негодования, которое не утихает и посей день. Но, если поначалу для борьбы с нововведением проводились митинги и забастовки, активисты собирали подписи тех, кто не согласен с приказом министра, то сейчас все поутихло. Люди, продолжают «бурчать про себя», но приобретают талоны. С чем это связано? С безысходностью ситуации либо нашим менталитетом? Наверняка и с тем и с другим. Возьмем хотя бы Европу. Там, если один профсоюз начинает бастовать, недовольный, к примеру, заработной платой, то вскоре все профсоюзы присоединяются к нему. Почему? Действует принцип взаимовыручки. Люди знают, случись завтра что ни будь в их сфере, на забастовку выйдут все профсоюзы страны. А у нас главное выражение: моя хата с краю. И каждый борется только в одиночку.
Нужно ли бороться против введения талонов к водительским удостоверениям – вопрос спорный. И каждый его трактует как душе угодно. Чиновники заверяют, что именно это нововведение позволит снизить коррупцию на дорогах, а также уменьшит количество дорожно-транспортных происшествий. Позаботились власти и о драгоценном времени автолюбителей.
Что? К чему? И почему?
По словам начальника департамента дорожной полиции МВД РК Омурзака Тусумова, функции водительского удостоверения и талона к нему не дублируют друг друга.
- Талон к водительскому удостоверению может использоваться водителем и как платежная карточка. В случае согласия водителя с предъявляемым ему нарушением, он непосредственно с терминала дорожного полицейского, набрав свой PIN код, может произвести оплату штрафа за нарушения ПДД. При этом отметка об исполнении административного взыскания будет занесена в память микропроцессора талона к водительскому удостоверению автоматически. Эта функция талона избавляет водителя предоставлять лично в органы дорожной полиции сведения об оплате штрафа через банк, что значительно экономит время. Другой важной дополнительной функцией талона является использование его как собственной электронной цифровой подписи. Современное законодательство Казахстана предусматривает создание электронных документов и подписание их электронной цифровой подписью, что в соответствии с Законом «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» приравнивает электронный документ к обычному документу. В электронном носителе водительского удостоверения в отличие от талона содержатся сведения о водителе, зарегистрированных транспортных средствах, адресе места жительства. При этом в отличие от водительского удостоверения, талон ни при каких обстоятельствах не подлежит изъятию у водителя, это позволяет вести непрерывный учет наложенных и исполненных административных взысканий за нарушение ПДД.
Так платно или бесплатно?
Для получения талона необходимо лишь заполнить заявление установленного образца, предоставить удостоверение личности, водительское удостоверение, РНН, и в течение 30 дней, автолюбитель получает документ. Речь об этом шла в прошлом году. Тогда же Омурзак Тусумов подчеркивал, что приобретение талона с уже активированными дополнительными услугами просто необходимо и обязательно.
Как только прокатилась молва о вводе талонов, в некоторых торговых точках начали их продажу. Стоимость данного документа везде была разная и доходила до двух тысяч тенге. А оперативные продавцы, советовали покупателям приобрести талон, не откладывая в долгий ящик, дескать, цена должна подскочить вдвое. Многие на тот момент, «купились» на уловку. А спустя несколько месяцев власти заявили, что талоны, оказывается, выдаются бесплатно, после чего в УДП начали выдачу талонов по всем правилам. В то же время чиновники заявили, что уже купившим талоны за деньги, средства будут возвращены. Однако сегодня, по словам начальника УДП Алматы Армана Сарбасова, данная операция не производится. Более того, оказывается никто и не собирался возвращать потраченные средства. «Это личное дело каждого, купить талон за деньги, либо приобрести его в дорожной полиции бесплатно», - отмечает он.
Как известно, производство талонов к водительским удостоверениям было отдано в руки частной компании АО «Kazakhstan processing center». Именно они первые ввели талоны в продажу. И если Омурзак Тусумов заявлял, что водитель получит талон с уже активированными дополнительными услугами, то представители частной компании придерживаются иного мнения. В феврале этого года Павел Устюгов, пресс-секретарь АО «Kazakhstan processing center» говорил, что стоимость активации одного талона не превысит 1,5 МРП - 1752 тенге. Откуда взялась активация? Почему и за это автолюбители должны платить?
Оформление за 300 тенге. Именно такая расценка была в одной из частных компаний, выдающих талоны. Вокруг нее СМИ изрядно подняли шум, некоторым даже предложили вернуть деньги. Однако каково было мое удивление, когда один из знакомых со счастливой улыбкой заявил, что можно приобрести талон, всего за тысячу тенге. Оказывается, расценки на талоны практически не менялись. Хочешь спокойно и быстро? Заплати и получи свой документ. А желающих посетить Управление дорожной полиции, простоять там в очередях, потратить свои нервы, оказывается немного. Даже во время кризиса люди готовы отдать деньги за то, что могут получить бесплатно. А частная компания, у которой в данном деле «на руках все карты» попросту зарабатывает деньги.
Государство могло бы извлечь прибыль
В Алматы около 800 тысяч водителей. Допустим, что 300 тысяч получат талон в Управлении дорожной полиции бесплатно, а 500 тысяч человек приобретут документ, возьмем среднее, за тысячу тенге. Произведем несложные расчеты и получим довольно внушительную сумму, которая, надо отметить, идет не в бюджет страны, а в карман отдельной частной компании. Почему «лакомый кусок» был отдан в частные руки, до сих пор остается загадкой. В любом случае, создание госцентров по производству и выдаче талонов при УДП и ДВД было бы куда выгоднее для государства, да и для налогоплательщиков. Их деньги не шли бы неизвестно куда, а непосредственно в бюджет страны. Даже если стоимость талонов была символической в 300 тенге, государство получило бы более 200 миллионов тенге. Сумма хоть и не такая большая, но думаю, ей нашлось бы применение. И это только с южной столицы. А в целом по республике более 2,5 миллионов водителей.
Омурзак Тусумов ранее неоднократно заявлял, что договорные отношения с АО «Kazakstan Processing Centre» существуют у региональных ДВД. Но, ни в одном приказе МВД нет указания для областей, работать именно с этой компанией, обеспечить внедрение каких-то определенных дополнительных функций талона. В своих материалах известный юрист Сергей Уткин пишет, что «незаконность внедрения талонов заключается как раз в тех самых дополнительных функциях. Ведь всех водителей Казахстана, по сути, насильно (административной властью) загоняют в клиенты одной частной компании, для которой создается привилегированное монопольное положение. Эти действия прямо противоречат положениям Законов «О борьбе с коррупцией» и «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».
Со своей стороны власти заявляют, что данная мера направлена непосредственно на борьбу с коррупцией. «Когда талон введут в эксплуатацию, - говорит начальник УДП Алматы Арман Сарбасов, - у каждого сотрудника дорожной полиции будет терминал на руках, с помощью которого инспектор сможет увидеть, сколько нарушений у автолюбителя. Согласно административному кодексу за два-три и более нарушения, водительское удостоверение изымается, направляется в административный суд и там уже принимаются такие меры, как штраф, пересдача или лишение водительских прав. А борьба с коррупцией здесь видна невооруженным глазом. Ведь не будет прямого контакта денег с инспекторским составом».
Вот такая простая логика. Однако «развод» не канет в лету. Только представьте, к примеру, у вас на талоне уже есть два нарушения. Вы попадаетесь с третьим. А может, и не попадаетесь, а нарушение вам приписывают прямо на месте. В любом случае чтобы не остаться «без колес» на неопределенный срок, а в наше время без машины никуда, водитель будет стараться развести на месте. Вот только какие будут ставки? Вопрос, конечно, интересный.
Итого
Подведем итог. Итак, положительных момента в ведении талонов три: вводится совокупный учет всех административных правонарушений; водителю предоставляется возможность оплаты штрафа на месте; в талон заносятся сведения о страховке, техосмотре и доверенностях, которые избавляют водителя от необходимости возить с собой дополнительные документы.
Но, проанализировав все эти пункты, приходишь к выводу, что информация, предусмотренная в первом и третьем пунктах, с таким же успехом может быть отражена в чипе водительского удостоверения нового образца. Кроме того, в дорожной полиции уже есть база всех правонарушений по каждому из водителей. Инспектор без проблем получает такую информацию о нарушениях ПДД за несколько лет (конечно, кроме тех, которые «развели»). Так что талоны должны всего лишь обеспечить доступ дорожных инспекторов к этой информации. Хотя, чип в водительском удостоверении тоже справится с этой задачей – для этого его и предусматривали.
В свою очередь известный юрист Сергей Уткин предлагает снять с органов дорожной полиции функцию по обеспечению уплаты в бюджет штрафов за ПДД, передав ее фискальным органам.
А что, идея хорошая. И контакта у инспекторов ни с деньгами, ни с платежными карточками не будет. Вот вам и борьба с коррупцией. Если данное предложение будет взято на контроль государства, возможно и анекдоты про ненасытных гаишников, в скором времени станут для казахстанцев несмешными.
Олеся Щелкова,
Казахстанский информационный портал Zakon.KZ