Трофи дачного масштаба (Yamaha ТТ250R Raid)
6 мая 2008
В обширной гамме компактных японских внедорожников Yamaha TT250R Raid всегда занимала особое место. Забавная внешность и достойные характеристики, подкрепленные колоссальной надежностью, на дают модели «уйти на пенсию». Аппарат выпускается без изменений с 1994 года и очень популярен у себя на родине. Длинноходные подвески, солидный клиренс, объемный бензобак и мощный «кенгурин» вокруг фары не оставляют сомнений, что на маленьком эндуро можно хоть завтра отправиться в дальний поход. Или прокатиться по дачным дебрям. Компоновка ходовой части и силового агрегата традиционны для внедорожников Yamaha: разомкнутая снизу рама охватывает двигатель воздушно-масляного охлаждения, используя его в качестве силового элемента. Приятно, что большинство TT250R Raid приходят из Японии с дополнительным масляным радиатором.
Мотоцикл радует своим богатым оснащением -- в его арсенале электростартер, жидкокристаллическая приборная панель, мощная фара и дуги в районе заднего крыла, которые можно использовать для закрепления багажа или в качестве основы для багажника. Состояние подержанных ТТ, прибывших из Японии, всегда превосходное – бездорожья на родине аппарат не видит, для этого там есть другие модели.
Специфичный российский покупательский менталитет долго не принимал компактные внедорожники: считали их слабыми и неприспособленными для наших условий. И зря – за $2500-3500, именно столько обычно просят за «четвертушку» категории секонд- хэнд, можно купить весьма неплохой аппарат, который подарит вам не один сезон беспроблемной эксплуатации. Сейчас же, в свете роста интереса ко всему универсальному и вседорожному, мы познакомим вас с различными мнениями о Yamaha ТТ250R Raid. А вы решите для себя: суждено ли машине стать российским бестселлером?
Владимир Авсеенко,
независимый эксперт
Рост -- 183 см, водительский стаж — 26 лет, ездит на Yamaha YZ426, Honda XR650R
TT250R – превосходный аппарат для начинающих, причем его потенциальный владелец должен обладать не хилыми физическими данными. При своих скромных размерах эта Yamaha тяжела. Конечно, она поддается облегчению: можно снять много бесполезной для внедорожной эксплуатации навески, но вряд ли кто-нибудь будет этим заниматься. Избыточный вес – палка о двух концах. С одной стороны, благодаря ему машина уверенно «стоит» на дороге, а с другой – расплачивается мизерной максималкой. 110 км/ч -- все, что я смог выжать из ТТ. Повторюсь, для начинающего мотоциклиста машина покажется верхом практичности и универсальности. Для имеющего минимальный опыт Yamaha видится тоскливой – характер езды на ней чем-то напомнит мопед.
Тем не менее, у мотоцикла куча достоинств: информативная жидкокристаллическая «приборка», удобная посадка за рулем, четкая КПП и тяговитый мотор. Рулится, разгоняется, тормозит ТТ просто великолепно. Легко «козлит»… Мотоцикл способен подарить своему хозяину весь спектр ощущений, которые можно получить от маленького эндуро. Машинка легка в управлении, и новичок-владелец довольно быстро «вырастет» из нее. Аппарат помогает в обучении и очень быстро дает уверенность, что хозяин стал неплохим драйвером. Поэтому очень многие, занятые поиском «своего» мотоцикла, стремятся уже через сезон расстаться с ТТ. Исключения составляют те, кто осознанно выбирал эту модель для размеренной эксплуатации в деревне или на даче. Те, кто озабочен проблемой приобретения неприхотливого и надежного двухколесного средства, лучше Yamaha не найдут. На рыбалку, в лес или магазин съездить… ТТ, как правило, приходят из Японии в отличном состоянии, да и машины, поездившие у нас, еще крепки. И все по той же причине – даже в руках начинающего спортсмена этот мотоцикл не задержится.
Из недостатков отмечу комплектацию мотоцикла узкой цепью – такая не проходит и сезона по бездорожью. Подвески просто «нет» – она подходит только для более-менее ровных дорог. Зато передняя вилка, при всей своей внешней хлипкости, порадовала жесткостью – перья сложно провернуть в траверсах. Yamaha TT250R – модель на редкость самодостаточная: хороша в таком виде как есть и не требует никаких усовершенствований. А перестанет устраивать, значит, пора менять.
Алексей Карклинский,
эксперт «Моторевю»
Рост -- 179 см, водительский стаж — 22 года, ездит на Honda VFR800
С ТТ все очень просто. Стихийно сложилось, что этот мотоцикл -- один из самых ввозимых в Россию легких эндуро. И все также стихийно сложилось в Японии, что TT250R Raid -- один из немногих внедорожников, не пользующихся там успехом у эндуристов. Практически 90% этих “Ямах” попадает к нам после асфальтовой эксплуатации. Есть в этом и минус: большинство «тэтэх» приходят к нам с немалым пробегом. Впрочем, 50000 км на одометре – не критическая отметка.
Экстремальные качества в характере мотора или подвесок найти сложно. При этом двигатель отличается надежностью и неприхотливостью. Тем, кто собирается выбирать между «четвертушками», интересно будет знать, что характеристики двигателя практически идентичны моторам Honda XR250, Honda AX1 и Suzuki Djebel 250. Оставляют желать лучшего подвески, которые имеют минимум регулировок. Машина вряд ли сгодится для жесткого бездорожья. «Тэтэха» – для жителей поселков, дач, небольших городов, где в фаворе тяговитые и надежные мотоциклы. Сгодится Yamaha и в мегаполисе, но для многих ее «максималка» покажется недостаточной.
Сюрпризов ожидать не стоит: все, что аппарат обещает своей внешностью, то и дает. И не более. Попытки «зарядить» двигатель ни к чему не приведут. В лучшем случае получите сочный звук в глушителе. Куда интересней «игра» с количеством зубьев на звездочках. По личному опыту знаю, что уменьшение передней на один зуб и увеличение задней на три приводит к ощутимому росту тяги. Увы, дальнейшее «выбивание зубов» невозможно – цепь уже начинает скользить по подложке. Попадаются машины, укомплектованные цепью с малым шагом, – срок службы таких во внедорожных условиях катастрофически мал. Проблема «лечится» покупкой полноценных звезд и цепи.
Подвески надежные, но у «взрослых» «тэтэх» отмечались некоторые проблемы с задним амортизатором. Впрочем, узел разборный, а значит, и ремонтопригодный. К тому же, туда можно засунуть любые картриджи, направляющие втулки, сальники от WP или Ohlins. Передняя вилка весьма легко перебирается. Кстати, при разборке возможна регулировка жесткости, вилка очень чувствительна к вязкости жидкости. Из собственного опыта эксплуатации отмечу, что TT250R Raid терпим к падениям – царапается только задний пластик облицовки, в худшем случае гнутся ручки сцепления и тормоза.
Леонид Юшкин,
эксперт «Моторевю»
Рост -- 189 см, водительский стаж — 20 лет, ездит на Suzuki DR-Z400
Хороший середнячок -- так бы я назвал эту Yamaha. И все потому, что мне пришлось ездить не только на нем, но и на его ближайших «родственниках» – Suzuki Djеbel 250, Kawasaki KLX250 и Honda XR250. Каждый из них отличается, скажем, отклонением в ту или иную офроудную специфику, а вот TT250R Raid как бы усреднен – всего понемногу и от всех. Настоящий универсальный мотоцикл.
Большой бензобак – явный козырь перед конкурентами и хорошая опция для российской эксплуатации. Сразу впечатляет мощный двигатель и короткие первые передачи. Как и у большинства «Ямах», у TT замечено нечеткое включение нейтрали. В остальном, к КПП никаких претензий. Мотоцикл отлично себя ведет на асфальте и в скоростном «продубасе» по грунту. Он реально способен двигаться в жестком спортивном режиме, но при этом возникают опасения за ходовую часть: все-таки энергоемкость подвесок не столь велика. Если на обычной проселочной дороге амортизаторы справляются со своими обязанностями, то на пересеченной местности передний «телескоп» иногда пробивает. Но не надо требовать от ТТ возможностей хард-эндуро. Этот аппарат скорее для активного туриста, которому иногда хочется съехать с тропы в лесной бурелом. Небольшой вес, отличная тяга на «низах» делают машину практически всепролазной. Закапывание в броде на ТТ не столь трагично, как если бы там же засадить тяжелый Honda XR650R. Непреодолимые препятствия Raid «форсирует» на руках хозяина.
Как поклонник эндуро хочу посоветовать этот аппарат тем, кому необходима «рабочая лошадка». ТТ – отличный аппарат для дачной эксплуатации, ну а сельским райдерам он вообще покажется верхом совершенства. Сгодится Yamaha и для поездок по городу. Длинноходные подвески позволяют не замечать колдобин и бордюров. Правда, на загородной трассе, где можно бы и разогнаться, чувствуешь себя не комфортно. Несомненное достоинство модели – удобство эксплуатации. Расходные материалы всегда имеются в наличии в салонах. К тому же, эта «четвертушка» «обута» в стандартные эндуровские шины, ассортимент которых сейчас колоссальный.
Какие ньюансы? Модель комплектуется нестандартным маленьким аккумулятором. Батарею не купишь в магазине, приходится заказывать из Японии, да и стоит она недешево – около $100.
Андрей Трифонов,
Обозреватель «Моторевю»
Рост -- 191 см, водительский стаж — 8 лет, ездит на Suzuki GSF1200S Bandit
Что такое паркетный джип, знают многие. Так вот: Yamaha TT250R Raid -- паркетный эндуро. Он оснащен всеми возможными внедорожными «примочками», начиная с длинноходных подвесок и заканчивая «кенгурятником». При этом его возможности по преодолению бездорожья довольно скромные. Первое знакомство вызвало удивление. При всей задиристости внешности ТТ за рулем чувствуешь себя весьма комфортно, совсем не так, как на других машинах этого класса. Высокий, почти дорожный руль, широкое седло, широкий бак… Есть в этом что-то от Yamaha TW125. Да и на «газ» мотор откликается плавно, не так резко, как на большинстве эндуро. Разгон степенный, но уверенный. Характеристика двигателя весьма ровная, без ярко выраженных подхватов и провалов. Тяга сочная во всем диапазоне оборотов двигателя. Заметно это вот почему: «ямаховская» КПП работает не слишком четко, и, чтобы лишний раз ее не беспокоить, поневоле будешь использовать все возможности мотора. На большой скорости на бездорожье чувствуешь себя весьма неуютно. Все-таки мягкая настройка подвесок в лучшем случае годится для сельского большака, но никак не для полевого рельефа. В большей мере это замечание относится к передней вилке, которая хоть и регулируется по поджатию, но в любом из положений пробивает, хотя и без ярко выраженного удара. С задним моноамортизатором дела обстоят лучше – только при езде с пассажиром мне удалось его пару раз «пробить».
Жесткость рамы и заднего маятника порадовали. И на асфальте, и на грунте мотоцикл весьма стабилен, достойно, без подламывания проходит повороты. Даже на максимальной скорости, «обутый» в зацепистую «резину», аппарат устойчив на дороге, а не «плавает», как многие представители этого племени. Максималка не столь велика? Но быстрее ехать на нем и не хочется – начинается такой ветродуй, что поневоле сбросишь скорость. Дисковые тормоза обоих колес также на высоте, как, впрочем, и светотехника.
Наверное, изначально не надо строго судить эту Yamaha. Не надо требовать от нее возможностей спортивных машин и тем более кроссовых. Универсальность – вот какую цель реализовали японские конструкторы. Ведь далеко не все желают лазить по самый бак в грязи или форсировать отвесные кручи. Многим (я не имею в виду спортсменов, которые составляют основную массу наших эндуристов) в кайф вечерком прокатиться по сельским угодьям, махнуть к речке на шашлыки или в лес по грибы, невзирая на состояние дороги или ее отсутствие. Вот для таких романтиков TT250R Raid подходит безоговорочно.
Иван Борисенко,
эксперт «Моторевю»
Рост -- 179 см, водительский стаж — 8 лет, ездит на Yamaha WR426
Любители активного гряземешания довольно снисходительно относятся к этой модели. Почему? Только на скоростях до 60 км/ч в седле этого байка можно вкусить все прелести внедорожных покатушек. Захотите быстрее -- подвески «распишутся» в собственной несостоятельности. Причем, попытки поднастроить или тюнинговать амортизаторы ни к чему не приведут. Хотя прекрасно могу понять восторги новичка, который после какой-нибудь псевдоэндурной Jawa прокатится на TT250R Raid. При всей своей внедорожной внешности и почти кроссовой посадке машина подкупает комфортом за рулем. Лично мне нравится неспешно «пыхтеть» на ТТ по лесным тропинкам, гонять по лужам или оттачивать езду на заднем колесе. В меру тяговитый мотор, хорошие передаточные отношения… Что еще надо от «четвертушки»? Если не переходить ту грань, на что рассчитан этот байк, можно получать от него самые хорошие впечатления. Неплох мотоцикл и в городе, особенно в «пробках» – до его всепролазных возможностей скутерам ох как далеко. Но стоит машинам на дороге рассосаться, как испытываешь дискомфорт от ущербных скоростных возможностей. «Максималка» всего ничего – 125 км/ч при попутном ветре.
Я бы не отважился купить себе такой аппарат -- привык к жесткой спортивной технике. Мне ни к чему комфортное седло и мягкие подвески, да и моторчик хочется позлее. А если выбирать из класса «250», предпочел бы Honda XR250. А ТТ подойдет тем, кто в свои немолодые годы решил узнать, что за звери эти мотоциклы.
Александр Дмитриев,
главный редактор «Моторевю»
Рост -- 183 см, водительский стаж -- 14 лет, ездит на Suzuki DR-Z400R, Yamaha FZR1000
Наверное, мне было тяжелей других: я выбираю себе аналогичный мотоцикл, и TT250R – один из главных претендентов. Легкий, удобный, как поношенные джинсы, и неприхотливый. С полноценным двухместным седлом и возможностью установки крепкого багажника. Знаете, каков запас хода этого мотоцикла на 16-литровом бензобаке? 400 км по дороге, 300 – по легкому бездорожью. Ни один из конкурентов не может похвастаться этим! Но слишком мягкие подвески откровенно расстраивают.
Я ни разу не катался на ТТ по городу – сплошь по тропинкам да буеракам. И тут решил попробовать. Скажу честно, испытал легкий шок. После мощных и тяжелых мотоциклов ТТ показался пушинкой. Но не той, что несется по воле ветра, а абсолютно управляемой. Как горные лыжи. Или сноуборд – кому что нравится. Колеса были «обуты» в шины с редким внедорожным протектором, но не смотря на это я не испытывал проблем со сцеплением их с асфальтом. Невероятные виражи между машинами, когда кажется вот-вот зацепишь что-нибудь дорогостоящее, торможения с поднятием на переднее колесо... Под горку на Тверской разогнался до 130 км/ч по спидометру. Что с того, что он льстит водителю и на деле было не больше 115 км/ч, главное -- ощущения! А они – просто супер. Кажется, что летишь и врываешься в очередную «пробку». Но самые яркие эмоции испытал, прокатившись в паре с прошлогодней Fireblade. Мощный спортбайк обгонял меня лишь на редких в городе прямиках да и при езде «не по правилам» – с выездом на встречную полосу (сам я так не делаю). К месту назначения прибыли одновременно! И кто получил больше кайфа – вопрос. Обеспокоило только то, что ехал только с полным «газом» – долго ли протянет мотор?
Главное, не желать от ТТ невозможного и использовать по назначению. Очевидно, что для кантри-кроссов, соревнований эндуро и ралли-рейдов есть мотоциклы помощнее и пожестче. Выберу ли ТТ? XR бы вспомнить! А там решу.
МотоРевю 2002