КТМ690
14 ноября 2008
Похоже, что с мотоциклом КТМ690 Enduro будет много мороки, однако он на миллион световых лет впереди своих предшественников: старой 620-ой модели и мотоцикла поновее - 640 Adventure. Обозреватель из журнала “Motorcycle Trader “ выяснил больше…
Примерно 10 лет назад я ехал из города Кэрнс (Австралия) до Кейп-Йорка и обратно на мотоцикле КТМ620. Моя «детка» (как я назвал свой мотоцикл) вся вибрировала подо мной, скорость набирала так, словно это был замедленный паровоз, везущий уголь, да и вес мотоцикла оставлял желать лучшего. Короче, не мотоцикл, а драндулет! После получасовой езды по песку, когда мы добрались-таки до места назначения, я себя чувствовал абсолютно разбитым, сил не было даже на то, чтобы выпить пива – пришлось «вводить внутривенно»!
Да, тот мотоцикл был и мощным, и надежным несмотря ни на что, но, слава Богу, модель 690 Enduro, которую я лишь недавно оценил, гораздо лучше во всех отношениях. После езды на этом мотоцикле мое «мужское достоинство» не превратится в «яичницу», а какие гладкие детали у этой модели – не то, что у «старушки», 620-ой модели, которая была шероховатая и неровная. Конечно, мотоцикл 690-ой модели большой, но не громоздкий. Могу сравнить его с сексуальной, но не вульгарной женщиной.
Что за мотоцикл КТМ690?
Дилер сказал нам, что этот мотоцикл предназначен для длительной езды по дорогам и бездорожью. Это объяснение вполне соответствует мотоциклу, т.к. он, на самом деле, удобный, быстрый и универсальный.
Сиденье у этой модели расположено прямо, как и у большинства мотоциклов-внедорожников. Это значит, что ты не будешь на нем сидеть, согнутым в три погибели. У него не было ветрового щитка, только какое-то «туристическое ветровое стекло», упомянутое в технических характеристиках. Я не устаю поражаться каждый раз, когда вижу мотоциклы без ветровой защиты, поскольку при разгоне даже в 100 км/ч ветер будет просто сдувать с сиденья. Вывод: купил мотоцикл - теперь купи ветровое стекло!
При таком удобном положении сиденья не создается напряжение в руках. Действие сцепления выполняется очень легко, а шестискоростная коробка передач переключается с одной передачи на другую так легко, будто нож, входящий в масло. У сиденья прикольная и не вычурная обивка. Короче, модель 690 куда более удобный мотоцикл по сравнению с навороченными мотоциклами, на которых мне приходилось ездить. Хотя нет, вру, не приходилось мне ездить на навороченных мотоциклах…их просто не выпускают! Положение сиденья у этой модели довольно удобное для людей более-менее «обычных габаритов», к тому же он исключительно хорошо сбалансирован.
Тормозит мотоцикл очень агрессивно. Так что, если бы у мотоцикла компании Renthals был бы нормальный руль, то вы бы зубами цеплялись за него при таких тормозах, как у модели 690. Тормозная система у нее состоит впереди из сдвоенных тормозных дисков и суппорта Brembo с огромным 300-мм плавающим ротором, а сзади – это одинарный тормозной диск с суппортом с 240-мм ротором. Мощь, которую предлагает эта «пара», сильно впечатляет. Однако не стоит использовать ее на полную в условиях бездорожья, а то зубами придется цепляться уже за переднее колесо!
Однако есть у меня одна претензия к этому мотоциклу. Это - высота сиденья. Она составляет 910 мм, то есть на 15 мм выше, чем у большинства легких мотоциклов для бездорожья, и что играет роль, если твой рост не дотягивает до 1 м 90. Сидя на мотоцикле, я едва мог достать обеими ногами до земли. Но когда я перекидывал ногу через сиденье, чтобы оседлать эту «лошадку», мне не удалось сделать это достаточно высоко, и я сильно ударил коленом о ручку у заднего сиденья. У меня слезы брызнули из глаз- было больно! Лучший выход из ситуации, если не хватает роста – перекидывайте ногу с левой стороны мотоцикла, когда он стоит внаклонку. Или просто прыгайте на сиденье с дерева, как это делал Одинокий Рейнджер.
Я бы не назвал это недостатком, но все же у мотоцикла подвеска подходит больше для дороги, чем для бездорожья. Или так, или она создана для того, чтобы выдерживать загрузку в 350 кг вместе с задним сиденьем (это то, что рекомендуют везти представители компании КТМ!). Чтобы улучшить качество езды по неровностям на дороге, я четыре раза нажал на вилочную компрессию, но лучше не стало. Не могу сказать, что эта модель двигается рывками, но «приземляется» она жестковато.
Банк данных
Сейчас инструменты для мотоциклов уже не те, что раньше, но и раньше они были не лучшего качества. В инструкции пользователя их список начинается так «К ним относятся…», а дальше идет перечисление инструментов и принципа их работы на восьми листах. Однако это отличная пользовательская инструкция, потому что она описывает всё в мотоцикле, как это работает, что делать в случае неисправности и, самое главное, кого винить в таком случае!
Инструментарий располагается в небольшом аккуратном ящичке, изготовленным, без сомнения, из чего-то суперпрочного. Тахометр аналоговый, все остальное цифровое. И все это «сокровище» в одном месте: одометр, 2 счетчика ежедневного пробега, тахометр, спидометр, различные предупреждающие световые сигналы, сигнальная лампочка для индикаторов (по-моему, абсолютный балласт…), термометр и указатель уровня топлива. Скорость может быть показана в милях и километрах в час. В инструкции также описаны настройки предельного момента для каждой детали и винтика в мотоцикле. Кстати, и часы тоже имеются!
Когда вы включаете зажигание, но стрелка тахометра двигается влево-вправо, т.к. мотоцикл делает проверку систем. Почти как в Формуле 1. По какой-то непонятной причине на панели появляется информация об окружности переднего колеса вместе со стандартной шиной. Это шутка?
Сердце любой машины – это ее двигатель. У этого мотоцикла двигатель что надо, однако, меня удивило, откуда компания КТМ получила разрешения изменить название двигателя 654ccLC4 на 690?
И в самом деле, как говорится, бриллианту вторая огранка не нужна, так что и про этот двигатель могу сказать следующее. У меня создалось впечатление, что значение зубчатой передачи (15-45) было немного завышено, однако это предубеждение как ветром сдуло, когда я пару раз газанул, переключившись на первую, а потом вторую передачу, и увидел, как переднее колесо начинает «вставать на дыбы» (оно мне напомнило соседского кота, который также ведет себя, когда я пугаю его моечной машиной). Шестая скорость вам почти не понадобится, пока вы не перейдете «страшную» отметку в 100 км\ч.
Показатель чувствительности двигателя к дроссельной заслонке очень хорош для такой «махины», подпитка топливом чудесная, энергоснабжение двигателя мощное и поступательное, а ускорение на первых четырех передачах достаточно быстрое. От большинства двигателей бездорожников можно ожидать, что крутящий момент будет работать у них в полную мощь на низких оборотах, однако этого нельзя сказать об этом мотоцикле. Хотя такт у двигателя меньше диаметра цилиндра (80х102 мм), он увеличивает количество оборотов бесшумно, как вентилятор. На дороге эти свойства очень полезны. Например, вы можете проехать мимо «телеги для хромых», извините, маршрутного автобуса, а пассажиры увидят лишь неясные очертания вашей удаляющейся фигуры. Представляю их реплики: «Брось в меня камень, если я не прав, дорогая, но, по-моему, только что мимо нас пролетел огромный оранжевый попугай?».
У меня еще сохранились воспоминания о моделях 620 и 640, которые неистово дребезжали, и я думал, что и эта модель будет такой же, но ошибался. Уровень вибрации не больше, чем у газонокосилки, и он не повышается, когда вы ускоряетесь. Компания КТМ достигла этого путем аккуратной балансировки большой рукоятки и добавления отдельного уравновешивающего вала, чтобы вычислять инерцию, создаваемую большой крутящейся массой.
По бездорожью…
Я был поражен тем, как спокойно большой КТМ справлялся с бездорожьем. Он ехал на холостом ходу без рывков и был легок в управлении на узких участках, что лишний раз доказывает, что он хорошо сбалансирован. Но если честно, то, вспоминая одну из значащих для меня моделей, 640 Adventure, я подумал, как бы она себя вела на таком бездорожье?
Компания КТМ сделала эту модель мотоцикла похожей на модель компании Metzler – Enduro 3 Saharas. Впереди у нас 90/90-21, сзади – 140/80-18. Рекомендуемое давление на переднее и заднее колесо составляет 26 фунтов на квадратный дюйм.
На асфальте Sahara ведет себя тихо, дает хорошее сцепление и вообще предсказуем. Риск, который несет в себе колесо двойного назначения, очевиден, особенно на бездорожье, но на гравии колеса не «гуляли».
Конечно, это не означает, что вы можете усадить свою бабулю позади себя и думать, что она не будет время от времени вздрагивать. Колеса двойного назначения хороши на сухой поверхности и скользят, например, на глинистой поверхности. Их гладкая конструкция ведет к потере устойчивости при движении по бездорожью, что может превратиться в проблему, если вы скользите вниз с холма, когда ваша бабуля хочет сойти с мотоцикла.
Этот мотоцикл прошел тест-драйв на местности, где проверялись другие мотоциклы-бездорожники модели 450. Это дороги с ямами и большими лужами, каменными выступами в обоих направлениях, грязевыми рвами, как для тест-драйва внедорожников Land Cruiser, и искусственными оврагами. Мотоцикл КТМ вел себя, как породистый пес, за исключением того, что требовалось больше физической силы для управления им, чем я думал. Проблемой стало высокое сиденье, когда я опускал ногу, а под ней ничего не оказывалось (но еще большей проблемой это становится для людей ростом чуть больше метра на мотоцикле DR250!). С другой стороны, дорожный просвет этой модели в 300 мм означает, что хороший байкер может ехать на нем куда угодно.
Можете считать следующий абзац приятным дополнением, но я был приятно удивлен экономностью расхода топлива этого мотоцикла. Сначала я позвонил на местную заправку, чтобы проверить цену на неэтилированное топливо, которое я только что приобрел. Потом я связался с дилером, которого я упоминал, и поинтересовался, какой расход у этой модели. Большинство моделей 450, которые мы тестируем, требуют литра бензина на 10-12 км. 690-ая модель «съела» 3,41 литров на пути длиной 80 км, включая как асфальт, так и бездорожье, что составляет 23,4 км на литр бензина! То есть при двигателе в 12 литров, вы можете проехать 260-280 км перед тем, как снова прикатить на заправку.
Автор: Bazz Ashenhurst
Журнал “Motorcycle Trader“
Перевод БайкЛенд