ПАМИР – КРЫША МИРА.
4 июня 2010
Мургаб, Таджикистан.Шелезя?ка — планета роботов галактики Млечный Путь. Воды нет. Воздуха нет. Природных ископаемых нет. Жизни нет.
Просыпаюсь от удушья. Темнота настолько плотная, что кажется ее можно пощупать. Где я? Мургаб. Кишлак на высоте 3600 метров над уровнем. Полсотни перекошенных мазанок под плоскими крышами. В радиусе двухсот километров ничего нет. Наша последняя ночевка в Таджикистане…Ранее при союзе там стояла советская пограничная часть. Союз распался, военные ушли…Гостевой дом. Внутри очень уютно… За окном слышен гул ветра…Хорошо не остались на палатках…мы бы в них не выжили…Надо отдышаться…отваливаюсь на подушку, ззабываюсь и через несколько минут все повторяется вновь. Мягкая и тяжелая лапа удушья опять выдергивает меня в реальность…Так вот ты какая, Горняшка….Как здесь живут люди – для меня загадка. Там невозможно даже активно разговаривать, начинаешь задыхаться. В обычных условиях мы не замечаем как дышим. На этой высоте воздух с каждым вдохом приходится тянуть в себя как при курении кальяна. Дыхание получается очень глубоким и редким. Утомительное занятие
Шесть утра. На улице уже давно светло, солнце здесь встает очень рано, а к восьми вечера уже сумерки, которые моментально превращаются в ночь. Плюс шесть тепла. Возле дома копошится хозяин, мужчина без определенного возраста, с обветренным лицом и руками. На нем вязаная шапка, ватник. Подхожу к нему.
- Доброе утро!
- Доброе – улыбается он в ответ
- Хотел спросить, большое ли население здесь?
-Не знаю…-жмет плечами
-А где работают люди?
-Нигде не работают…нет работы здесь…
-А как живете? Баранов пасете? – не отстаю я
-Да, пасем….
-Так ведь травы же нигде нет? Одни скалы..
-Немножко есть та – неопределенный жест в стороны горной гряды.
-Холодно у вас, -замечаю я- плюс шесть всего…ветер…
-Это наступило лето, смеется он, теплее уже не будет…
-Тогда как же у вас зимой?
-Зимой у нас -45..-50 бывает…
-А что вы делаете зимой??
-Ничего…ждем когда закончится…
-Сурово-говорю я- и вы при этом улыбаетесь все время!
-А что нам еще остается делать…
Вот так…жизни нет, а люди живут. И улыбаются. В ритме этих великих гор, полностью подчиненные их правилам. Очень добрые и гостеприимные. Помогать друг другу у них закон. Иначе там не выжить наверное…
По дороге в ОШ.
Блок пост позади. Снова летим по шикарному серпантину, встречных почти нет, сгущаются сумерки. Пейзажи фантастические, но не радуют…Все напряжены, за каждым поворотом может быть что угодно…До Джалалабада еще километров сто, нужно успеть проехать его до коменданского часа…спускаемся с гор мимо пролетают поселки, скорости не сбавляем, держимся одним звеном. И вдруг справа мелькнул шлагбаум с узбекским флагом. Что это? Разворачиваемся, подъезжаем…Переход в Узбекистан! Как кстати!! Возле КПП сидят киргизские пограничники, режутся в нарды.
- Салам алейкум! Машу им
-Алейкум ассалам! В узбекистан хотите?
- Очень хотим!
Понимающе улыбаются…
Поднимается шлагбаум, печати в паспорт, немного денег на чай, короткая беседа «сколько- жмет-сколько-прет”, пожелание счастливого пути, и вот мы по зеленке катим к Узбекской границе. Глушим моторы, стучимся к Узбекам! Пустите нас
Через некоторое время выходит не торопясь пограничник и сообщает нам, что Узбекская граница работает с 9 до 6 вечера :). но за 30 долларов после непродолжительного сопротивления граница нами была взята
Кто проходил на байке узбекскую границу – тот знает что это такое. Напоминает базар в разгаре. Везде очереди, люди, кони, гасторбайтеры, фуры, менялы денег, чумазые орущие дети, все это бурлит и клокочет ?. В нашем же случае мы заехали одни..тишина..поют соловьи…Таможенники сами (!) заполнили нам декларации, выписали автостраховки и спустя час мы уже в Узбекистане! Звезды улыбаются! Здравствуй город Наманган!
На улице уже ночь, останавливаемся взять продуктов и пива. Магазин с летней площадкой, за столиками сидят мужчины, играет музыка. Все смотрят на нас. Спешиваюсь, здороваюсь, те охотно здороваются в ответ. Напряженность сразу пропадает…В магазине закупаем все необходимое, возвращаемся к байкам. Возле них человек 6-8. Но держатся все с достоинством, ничего не трогают. Интересуются откуда и куда держим путь, желают удачи. Надо ставить лагерь, решаем пожить сегодня на палаточках. Я вам сразу скажу, в Узбекистане это дохлый номер! Вдоль дороги на протяжении 30 километров мы так и не обнаружили ни одного метра пустой земли, везде либо торчит арбуз либо что то посеяно-вспахано. Только кончается одна деревня сразу начинается другая. Силы нас начинают покидать, за день пройдено более восьми сотен километров. Решаемся проехать вдоль пшеничного поля к деревьям растущим за ним и разбить лагерь. При съезде с дороги Артем умудрился засадить своего гуся так, что пришлось скидывать с него чемоданы. Еле вытащили. В ход пошло пиво, а мы ничего не ели целый день. Заехать в поле была ужасная ошибка, нет чтоб сходить проверить поваляли там байки, повалялись сами и снова выехали на дорогу. Время три ночи. Жутко хочется спать. Решаем ехать в город в поисках гостиницы. Там оказывается их целых две, но охранять байки никто не берется. Ситуация тупиковая. Мы дико устали, мозги уже не шевелятся. В ступоре сидим перед гостиницей на бордюре и смотрим на байки..
Город спит, тишина…Подъезжает старенький москвич, за рулем паренек. Кто вы? Откуда? Чем помочь? Ночевать? Езжайте за мной! Зовут его Боря ? Наверное по-Узбекски как-нибудь по- другому, но он представился так. Наши байки определили во двор к своему соседу, а нам выделил небольшой домик, накрыл стол. Сам он занимается тем, что печет лепешки. И работа это ночная. Потому он нас и встретил Было очень приятно гостить у него, вечером напоил нас чаем с лепешками, утром накормил нас медом, лепешками и пловом. На одометре моего байка первая тысяча километров. Пора менять масло. Достаю инструменты, аккуратно сливаю отработку в канистру. Заливаю свежую мотюлевскую синтетику. Нет ничего приятнее запаха чистого масла по утрам Спрашиваю у Бори, куда слить отработку. Давай ее мне, в моем Москвиче ей самое место, он на ней еще погоняет-отвечает он. Спасибо тебе Боря!
Наманган-Истаравшан.
Здравствуй Таджикистан!
До Истаравшана добрались без проблем по относительно неплохой дороге. Пошел легкий моросящий дождик, народ одел дождевики, а я решил испытать водонепроницаемые свойства своего Стритфайтера. Ведь у него нашивка и на куртке и на штанах Waterproof. Счаз проверим прув или не прув…Оказалось не прув, в городок заехали под проливным дождем с градом, но быстро нашли гостевой дом по $5 с человека, с меня лилось как неудобно сказать с кого ?.
Съездили в шашлычную, попили местного пивка и в люлю. Все очень дешево. Шашлык по 70 тг за палку и то нам наверняка накрутили
На Узбекско-Таджикской границе тишина…
Подхожу к пограничнику, спрашиваю:
-Отчего так тихо на границе, никакого движения, людей нет совсем?
-Граница закрыта, только вам можно, узбекам нельзя.
-Почему?
-Узбеки перекрыли нам железную дорогу, а мы им перекрыли границу. Они первые начали…
А в итоге страдают простые люди. Там стоят два пограничных села, много родственников живут по обе стороны границы, а пересечь ее могут только по специальному пропуску в двух случаях – на свадьбу либо на похороны…Вот так и живут, не могут увидеть друг друга…очень печально…
Истаравшан-Душанбе-Обигарм
Грузолюки закрыты, табло не горят
С Обигарма до Душанбе отличная дорога, живописный горный серпантин кроме самого превала. Первал с самым длинным туннелем в СНГ – более 6 километров длиной. Перевал гравийный, местами мокро и скользко. Но нам повезло с погодой и прошли мы его относительно быстро. В плохую погоду даже не хочется думать как его проходить…Туннель потясает своим масшатбом…Он еще не готов на 100%, стройку ведут китайцы. Естественно в нем очень темно и дым стоит коромыслом, так что дышать в нем рекомендуется как можно реже ?, На спуске с первала я остановился перекурить и обнаружил, что на одном из моих Хепковских кофров не хватает крышки!. Расстроился страшно, мало того что стоят они недешево, так теперь и кофр открыт…Подъезжает Степан и сообщает что подобрал мои вещи километров 10 назад…Разворачиваюсь, и снова вверх за крышкой. На душе-кошки скребут, костерю себя сквозь зубы последними словами. Проехал километров восемь, на встречу спускается Камаз , водитель высунулся из окна и актвно рисует в воздухе руками воображаемый прямоугольник! Неужели он нашел! Оттормаживаюсь передним. –Нашел? У тебя?? -Нет!! Там лежит выше на дороге, я еще подумал что это за х..я такая валяется, не стал останавливаться, а это твоя да?! –Да, моя!! Газу… Думал не найду, но к счастью она так и пролежала посередине дороги все это время ?. Как выяснилось на опыте, эти кофры всегда нужно закрывать на ключ. В Душанбе получили пропуска за $35 в ГБАО. Хочу отметить что их у нас так никто и не спросил не разу, так что потеря времени и денег была налицо…
Хотя один раз попытка была. Блок-пост, регистрация. Молоденький пограничник, пацан еще, лет 18. Даем ему паспорта и техпаспорта на мотоциклы. Заполняет все в журнал. Потом спрашивает:
-А у вас есть эти, как их….
-Визы? Нет у нас виз, нам с Казахстана не надо виз…
-Да неееет, не визы….как их…..мммм…..
-Нет больше ничего нет у нас!
-Да? Ну и хрен с ним, езжайте!
Как я потом понял он пытался попросить у нас пропуска в ГБАО
На выезде с города умер аккумулятор у Степиного Трансальпа. Отпинали его к автоэлектрику, заменили акум, Артем тем временем переобул резину на зубастую…На его баварце побежал хомут шланга радиатора, поменяли хомут…День был явно не ходовой, у всех что-то да случилось…По дороге встретили двух немцев на КТМ-ах, они сообщили Артему, что до Калайкума дороги нет, сошел сель, проехать невозможно вообще, нужно ехать через Куляб. Ну да нас без бомбы хер возьмешь, нам немцы на КТМ-ах не авторитет…едем на Калайкум о чем я очень пожалел и позже заплатил за это собственным сцеплением…ну а пока мы двигаемся дальше, впереди Обигарм.
Марат и Адри все еще опережают нас на два дня…
До Обигарма пятьдесят километров. Блок пост. Стандартная процедура регистрации. Уже стемнело, часов девять вечера..Подходит гаишник и улыбаясь советует:
-Парни, вы на ночь оставайтесь в Обигарме, там есть родоновый источник, дом отдыха, все есть, даже женщины! - И подмигивает
-Командир, да мы не затем едем, да и жены дома нас ждут..
-Нет! вы послушайте, не пожалеете! Остальные улыбаются поодаль.
Ну чтож, горячий источник и дом отдыха это то, что доктор прописал как говорится, до Обигарма шикарный асфальт и полная луна.
Приезжаем в санаторий. Нас встречает реально доктор в белоснежном халате, заводит в белоснежный кабинет с кушеткой.
-Как ваше здоровье?
А мы пыльные, в экипе…-Нормально здоровье, нам бы переночевать.Но чувствуем что-то не то…
-У нас есть палаты говорит доктор, пойдемте покажу…
И вот идем мы по коридору, а изо всех приоткрытых дверей с ужасом выглядывают дедульки и бабульки-божьи одуванчики.))) Тут то я этого улыбающегося гаишника и вспомнил )) ЧТож, хорошая добрая шутка юмора
В итоге поблагодарили доктора и вежливо откланялись из этой богодельни )))
Ночевать остались в другом профилактории с родоновым источником. Даже мырнули в него по разу
Впереди нас ждал самый сложный участок пути – Обигарм-Калайкум…За окном стояли призраки немцев на КТМ-ах, смотрели на меня и печально качали головами…Нет дороги на Калайкум, нельзя проехать…и я уснул.
Обигарм-Калайкум
Беседа на Калайкумской заправке:
-Бензин есть?
-Есть, брат!
-Какой?
-Хороший, брат!
-Заливай полный бак…
Открыв глаза утром, я с ужасом понял что не могу пошевелить головой. Продуло шею. Нормально. Именно сейчас, когда нужны все силы…Со стонами и скрипами я с трудом принял вертикальное положение. Голова не крутится, приходится поворачивать все тело. Ужасно..У Степы с собой был бальзам звездочка, в меня втерли полбанки, и со слезами на глазах я через немогу начал разрабатывать шею. Надо ехать. Дорога опять уходит в горы, гравий с грязью, скорость движения 15-25 км\ч…А ехать нам 150 километров до Калайкума. Ну чтож, дорогу осилит идущий, движемся…Ритм движения выматывает, мотоцикл гуляет по грязи…На одном из участков маршрута Степан на моих глазах сталкивается с подрезающим его джипом, падает…Джип не останавливается, поднимаем байк, вроде все в порядке, но джип уже не догнать…чтож, будет на его совести, дорога его накажет рано или поздно…Качество дороги все ухудшается, периодически приходится брать в брод бесконечные речушки….Очередной блок-пост, регистрация…Дальше дороги нет, сошел сель, теперь нам направо, через реку.