Мотошкола. "Управление мотоциклом" (Часть II)
3 мая 2011
Управление мотоциклом: Часть 13. Ремонт дорог
Осень – пора проливных дождей. А ведь еще летом начались многочисленные ремонтные работы. И многие из них до сих пор не закончены. Поэтому зачастую мы попадаем в ловушку, ежедневно передвигаясь на мотоцикле. А иногда и попросту в неприятности, которым обычные улицы нас не подвергают.
У двухколесного транспортного средства, как известно, имеется значительное преимущество в скорости. Поэтому в подходящий момент вы можете проскочить заторы через альтернативные маршруты. А также вы всегда сможете изменить свой маршрут, если впереди тупик или участок с затрудненным движением. И это первое оружие, которое необходимо применять, передвигаясь на мотоцикле. На вашем пути могут быть ремонтные работы, которые также можно легко объехать. А если альтернативных путей нет, в таком случае читайте нашу статью и узнаете, что делать.
Запрещается наезжать колесом на дорожную разметку
Как мы говорили ранее, наезжать колесом на дорожную разметку опасно, особенно в дождливую погоду. Однако если это временная разметка, связанная с ремонтными работами, надо быть еще более внимательным, чем просто в дождь. Различные вещества, попадающие на дорожную разметку, провоцируют скольжение по ней как по льду. На нашем рисунке красные мотоциклы, движущиеся по левой полосе, попадают в сложную ситуацию, наехав колесом на разметку. В то время как синий мотоцикл движется верно, избегая ее. Что в свою очередь оставляет мотоцикл полностью под контролем водителя. Осторожнее также с солнцем, если оно светит вам навстречу. Оно может ослепить вас в любой момент или помешает различить асфальтовое покрытие и разметку. Лучше езжайте медленно, вы потеряете время на данном участке дороги, но это лучше, чем рисковать жизнью.
Сужение полос
Многие ремонтные работы временно сужают ту или иную полосу для движения. Это приводит к тому, что обычная тихая улица превращается в сложный участок. Ведь вам придется перестраиваться, а это затруднит и ваше движение, и движение окружающих машин. Водители других транспортных средств часто бывают намного невнимательнее мотоциклистов. И могут обнаружить, что полоса закрыта для движения и необходимо перестроится в самый последний момент. Поэтому вам следует быть готовым к резким маневрам, которые другие водители могут совершить. На рисунке красный мотоцикл, движущийся по центральной части дороги, занял неправильное положение. Не стоило прижиматься к правой части полосы: автомобиль вынужден перестроиться, а мотоциклист находится в «мертвой» зоне видимости для автомобилиста, возникает угроза столкновения. Мотоциклист, следующий за автомобилем, также рискует. Ему следовало заранее начать перестроение в соседнюю полосу. Голубой мотоцикл занял самое безопасное положение, отдалившись от центра и оставив тем самым место для перестроения.
Осторожнее с конусами и другими ограничителями движения!
Да-да, следует быть осторожным, если на дороге расставлены конусы или другие ограничители движения. Когда движение ограничено, обычно еще и сужается полоса. И часто встречаются водители, вовремя это не заметившие. Они могут сбить эти ограждения, причем конус может упасть на дорогу и катиться прямо по полосе. Наткнуться на такой пластмассовый предмет очень опасно. А столкновение с другими разделителями дороги может вообще привести к летальному исходу. Поэтому следует держать достаточную дистанцию на случай если впереди идущее транспортное средство заденет конус или он упадет сам и окажется на дороге. При большой дистанции вы сможете избежать неприятностей и совершить необходимый маневр.
Въезды и выезды
После ремонта и нанесения на каких-то участках нового дорожного покрытия дорога становится неровной и на ней появляются "ступеньки", т.е. переходы от старого асфальта к новому. Такие ступеньки могут быть более чем ощутимыми по высоте, особенно для двухколесного транспортного средства. Машина эти неровности поверхности может и не заметить, а переднее колесо мотоцикла окажется весьма чувствительным к такой дороге. Особенно если неровности возникают при повороте, на въездах и выездах с трассы и других участках дороги, предполагающих совершение маневра. Наезжать на «ступеньки» надо решительно и уверенно, причем колесо должно быть перпендикулярно данной неровности. Осторожнее при выездах из зоны ремонта: ремонтные машины могли перевозить землю, глину, которая периодически падала на дорогу. А такая дорога подобна катку!
Не забывайте:
– будьте особенно осторожны, если идет дождь, а на дороге ведутся ремонтные работы. Временная разметка, глина и земля, оказывающаяся на дороге из-за ремонта, усиливают скольжение и превращают дорожное покрытие в каток;
– осторожнее на улицах, на которых ведутся ремонтные работы. Прямые улицы могут в таком случае сужаться, и вам придется маневрировать и перестраиваться;
– никогда не теряйте бдительность, даже если уже знаете, что на улице ремонт! За один вечер ситуация могла измениться: поменялась временная разметка, твердость или чистота дорожного покрытия. И дорога может преподнести вам неприятные сюрпризы, если вы будете менее бдительны и осторожны;
– если на дороге стоят конусы или другие предметы, ограничивающие движение, занимайте центральное положение, держитесь от них подальше. Кто-то может их не заметить и столкнуть, таким образом конус окажется у вас на пути;
– особенно осторожно необходимо вести себя в поворотах, если они ограничены конусами или другими специальными предметами. На повороте их легче всего задеть, а возможно до вас уже кто-то его повалил;
– итак, основные советы безопасной езды следующие:
1) скорость должна быть умеренной, чтобы всегда оставалось время на реакцию;
2) держите руку на тормозе;
3) держите палец на клаксоне, чтобы в случае опасности не терять драгоценных секунд, а сразу предупреждать других участников дорожного движения сигналом;
4) будьте всегда предельно внимательны.
Управление мотоциклом: Часть 14. Холодное время года
Зимой сложно продолжать пользоваться мотоциклом, особенно в тех климатических поясах, где температура заметно опускается. Хотя некоторые модели скутеров и мотоциклов специально приспособлены к таким условиям и гарантируют безопасную езду, зимой появляются другие трудности. Вам нужна более теплая одежда, чтобы защититься от холодных ветров. Вам на помощь производятся непродуваемые куртки, которые просто незаменимы при езде зимой. Но, тем не менее, даже если вы хорошо экипированы, вы не сможете избежать всех трудностей, возникающих зимой. Ловушки поджидают вас на каждом шагу. С морозом повороты становятся сложнее, а может даже и опаснее. Масляные пятна превращаются в лед, снег, попадающий на дорожную разметку, превращает ее в каток. Вы должны быть крайне осторожными и предусмотрительными! Чтобы укрыться от сильного ветра, вы можете ехать под прикрытием впереди идущей машины. Но в этом случае следует быть также осторожным, не теряя бдительности! Ведь в любой момент может случиться что-либо неожиданное, что застанет вас врасплох.
Выхлопная труба впереди идущей машины
Холод не только отражается на градуснике, но и вы чувствуете, что температура очень низкая. Особенно при движении на магистралях, когда скорость велика. К тому же вы сразу почувствуете разницу в температуре в случае, если ваше транспортное средство не оборудовано защитными устройствами. В любом случае, если вы вдруг окажетесь за грузовой машиной, вы почувствуете тепло от ее выхлопной трубы. Не попадите под соблазн продолжить движение за ней! Большой размер впереди идущего транспорта затрудняет обзор для вас. Если впереди пробка или необходимо резко затормозить, вы поймете это слишком поздно. Если вы хотите продолжать движение в тепле, держите достаточную дистанцию, чтобы в экстренном случае суметь затормозить вовремя или совершить необходимый маневр.
Осторожнее с ветром
Потоки теплого воздуха, возникающие от выхлопной трубы впереди идущего грузовика, помогут вам не только укрыться от леденящего ветра. Под прикрытием маломощное двухколесное транспортное средство сможет ехать быстрее, если ветер сильно дует навстречу. Но будьте внимательны, если решите обогнать грузовик. Вы встретитесь с резким потоком встречного ветра, который может пошатнуть ваш мотоцикл. К тому же грузовики едут быстро, создавая сильный поток воздуха. Прячась за ним, вы его не ощущаете, а вырвавшись вперед, можете даже потерять управление, если не будете к этому готовы. Лучше всего медленно, постепенно перестраиваться, крепко держа руль. При перестроении убедитесь, что вы обозначили свой маневр сигналом, и другие водители это заметили.
Осадки
Если рядом с дорогой имеются зеленые зоны, они опасны не только летом, но и в другие времена года. Когда температура воздуха низкая, особенно с утра, нужно быть особенно осторожным, потому что рядом с этими участками часто образуется наледь. Также будьте внимательны, если движетесь рано утром. Если роса покрывает дорожное покрытие, а особенно дорожную разметку, наехав на нее, вы можете потерять контроль над вашим мотоциклом. Осторожнее в эти часы следует быть на повороте, пешеходном переходе, въезде и выезде на перекрестки с круговым движением. В эти моменты мотоцикл наклонен и неустойчив. Рекомендуем вам не нажимать тормоза передних колес при совершении этих маневров.
Замерзшие колеса
Если в первые часы нового дня дорога покрывается росой или на ней образуется наледь, нельзя забывать и о том, что колеса мотоцикла также могли подмерзнуть, особенно если он ночевал под открытым небом. Если у вас нет гаража, который поддерживает определенную температуру, необходимо прогреться так, чтобы резина смогла нормально сцепляться с дорожным покрытием. Это произойдет, когда вы проедете несколько сот метров. А до этого разогретыми будут лишь мотор и тормоза. Если чрезмерно давить на акселератор или, наоборот, на тормоза, потеря сцепления с дорогой может последовать незамедлительно. Всегда ускоряйтесь и тормозите плавно в первые минуты движения.
Не забывайте:
– зимой на мотоцикле намного легче использовать преимущество маленьких размеров. Пробки усиливаются, особенно в периоды новогодних праздников, а вы можете проскакивать их и наслаждаться сэкономленным временем. Единственное, что вам необходимо – это хорошая экипировка. А именно: теплая непродуваемая куртка, перчатки и шлем, который защитит лицо и голову от ветра;
– самый трудный час для езды зимой – это утро. Ночью могли быть заморозки, а лед не растаял к утру, или дорожное покрытие запорошило снегом. А, может быть, утренняя роса подморозила асфальт и дорожную разметку. Выезжая из дома рано утром, будьте внимательны;
– еще одна проблема – замерзшие колеса. Помимо асфальта, замерзают и колеса транспортных средств. Поэтому даже если ваша скорость мала, необходимо помнить о том, что при таких погодных условиях сцепление с дорогой ослабляется и в любой момент оно может и вовсе неожиданно пропасть. Будьте внимательны;
– вы, наверняка, замечали, что если ехать за грузовиком или автобусом, вам будет теплее. Их размеры укрывают вас от порывов ветра, но будьте осторожны. Ваш обзор будет крайне затруднен и стоит держать большую дистанцию, чтобы в экстренном случае вы смогли затормозить вовремя или совершить нужный маневр.
Управление мотоциклом: Часть 15. Техника управления мотоциклом: 12 рекомендаций на 12 месяцев
Ввиду суровых климатических условий эксплуатация мотоцикла или скутера в России возможна в течение 5-6, максимум 8 месяцев в году. В мировом масштабе (например в таких странах как Италия, Испания, Португалия и т.п.) эксплуатация мотоциклов - вещь круглогодичная. 12 рекомендаций на каждый месяц помогут Вам сделать эксплуатацию двухколесной техники более безопасной.
Январь
На скоростных магистралях, двигаясь в крайнем правом ряду, нельзя ехать слишком медленно. Держите бóльшую дистанцию, если впереди вас грузовик или автобус, ведь ваш обзор будет затруднительным. Не прижимайтесь к обочине, даже если вы едете медленно: при повороте или обгоне другие транспортные средства, выезжающие на обочину, могут вас не заметить.
Февраль
При въезде на перекрестки с круговым движением стоит быть осторожным с теми, кто движется по нему. На вашем пути могут оказаться другие транспортные средства. А при выезде необходимо заранее перестроиться, так как ехать поперек нескольких полос запрещено. Держитесь строго своего ряда!
Март
На автостраде скорость велика, поэтому на поворотах мы рекомендуем ее сбрасывать. Так будет легче вписаться в поворот. Не стоит при повороте направо прижиматься к краю дороги, при прохождении поворота вы можете выехать на полосу встречного движения, а там встретиться с автомобилем. К тому же грязь от обочины может попасть на край дороги, и вас может занести. Езжайте ближе к центру дороги, а на самой середине поворота начинайте выравниваться по центру полосы.
Апрель
Во время дождя стоит быть предельно внимательным и не наезжать на линии разметки, канализационные люки и решетки водостока, а также не попадать колесом в лужи. А на светофоре стоит тормозить осторожно, так как именно на этих участках дороги полно масляных пятен, смазочных веществ, которые капают из стоящих машин.
Май
В городе помимо транспорта полно пешеходов, которых мы должны уважать. Осторожнее при торможении перед пешеходным переходом: не наезжайте на линии разметки, вы можете заскользить. Не осуществляйте движение близко к тротуарам: ребенок или собака могут неожиданно выскочить на проезжую часть.
Июнь
Грузовики и автобусы создают сильные потоки воздуха, которые могут вам помешать. Зимой, если ехать за такими большими машинами, можно легко укрыться от ветра и холода. Но если вы надумаете их обогнать, осторожнее: встречный ветер может помешать Вам и резко изменить вашу траекторию.
Июль
При торможении двухколесное транспортное средство ведет себя по-особому. Нужно быть осторожным, чтобы при торможении колеса мотоцикла не потеряли сцепление с дорогой, а если это произойдет, необходимо тут же отпустить передний тормоз. Всегда держите достаточную дистанцию, особенно в тех местах, где возможно резкое торможение впереди идущего транспорта: светофор, поворот, перекресток и т.п.
Август
Во время ремонтных работ движение осложняется. Держитесь подальше от конусов и других ограничителей движения, так как если конус упал, вы неизбежно с ним столкнетесь. Избегайте тех участков дороги, на которых грязь, так как вы можете легко потерять сцепление с дорогой и заскользить. Осторожнее на поворотах, а также на неровных участках дороги.
Сентябрь
Будьте внимательнее с машинами такси. Они могут неожиданно остановиться, чтобы осуществить высадку или посадку пассажиров. Никогда не объезжайте машину такси или маршрутные автобусы справа близко к краю дороги, особенно когда они стоят: кто-нибудь может выйти из них.
Октябрь
Поливочная вода или фонтан могут устроить вам ловушку, если их капли попадут на асфальт, а уж тем более на дорожную разметку или линии зебры. Старайтесь объезжать такие участки, даже если вам придется неожиданно изменить траекторию, которую вы наметили до этого. Езжайте уверенно!
Ноябрь
Загорелся красный свет, и вы ищете наилучшее место, чтобы остановиться как можно ближе к светофору. Осторожнее при выезде на полосу встречного движения: какой-нибудь автомобиль мог также обогнать стоящий транспорт, а вас он не заметит. Осторожнее при движении в крайней правой полосе: в припаркованной машине может внезапно открыться дверь. И внимательно при остановке: вы можете попасть в "мертвую" зону видимости для водителя автомобиля.
Декабрь
Крайне важно защищать занятую вами полосу движения. Большой палец всегда держите на клаксоне, указательный – на тормозе. Это сокращает время реакции. Осторожнее, если одновременно два автомобиля решают занять вашу полосу, зажимая, таким образом, вас. Осторожнее с теми, кто едет за вами, а также с теми, кто перестраивается в вашу полосу и попадает на вашу траекторию.