Голова - одна!
1 апреля 2010
Голова - одна!
К выбору мотоциклетного шлема стоит отнестись самым серьезным образом 01.04.2010Нильс Иогансен
В летне-весенний сезон сего года кто-то из наших читателей обязательно захочет стать обладателем двухколесного транспорта - мотоцикла или скутера. Одних добила транспортная проблема, другим хочется вспомнить юность, третьи просто реализуют давнюю мечту. Но вслед за покупкой байка или "бешеной табуретки" тут же встанет проблема защиты, ибо данные транспортные средства запрещено эксплуатировать без шлема. Да и по-хорошему это делать просто не стоит, жизнь дороже. Что же касается "настоящих байкеров", которые гоняют в банданах, то про таких в народе говорят, что "у них есть запасная башка". Сегодня "Финансовые Известия" помогут вам грамотно выбрать и выгодно купить мотоциклетный шлем.
Скупой платит дважды, жизнь - превыше всего. Этими двумя принципами следует руководствоваться при выборе мотоциклетной экипировки. Даже если вы купили самый дешевый подержанный скутер за 15 тысяч рублей, не пожалейте столько же на хороший шлем.
Стиль
При нынешнем изобилии предложения товаров народного потребления несколько странно будут звучать слова о том, что выбор шлемов для любителей чопперов - мотоциклов в американском стиле, с обилием хрома - достаточно ограничен. Существует всего несколько моделей, на которые стоит обратить внимание, все остальное не выдерживает никакой критики. Основных "касок" две с половиной - это японские J-Wing от Shoei (15-17 тыс. руб.) и серия SZ от Arai (18-20 тыс. руб.). Обе модели - практически чистая классика, простые формы, большой визор ("стекло") незатейливого вида. Несмотря на более высокую цену, Arai несколько выигрывает у своего соотечественника за счет дополнительных модификаций своей модели, J-Wing таковых не имеет. Однако по большому счету спор о том, что лучше, столь же бессмысленный, как и дебаты по поводу того, кто из фотоаппаратов "круче" - Nikon или Canon. Нужно просто пойти и померить оба шлема. А "круче" вообще-то Lieca, если по фотикам. А по шлемам - тоже немецкий Schuberth, его модель J1 (20 тыс. руб.) выгодно отличается от конкурентов наличием жесткой дуги по нижней кромке визора, при падении она защитит ваш подбородок. Не очень эстетично, зато практично, да и весь дизайн шлема на любителя, это чисто тевтонская эстетика.
Заслуживает также внимания Suomy Nomad - этот тот самый половинный вариант, тоже чистая классика. Еще в прошлом году их можно было купить в Москве, и просили за них около 12 тыс. руб., но потом они пропали с прилавков, и торговля ими перекочевала в интернет ($150!). И как раз в Сети вы можете найти для себя побольше вариантов, чем немногие вышеописанные.
"Оригинал"
Если вы приверженец той или иной марки чопперов, можно купить "родной" шлем, например Kawasaki Vulcan ($125) или Yamaha V-Star ($79). Стоимость не случайно приведена в американской валюте, в Россию и в Европу тоже они не поставляются. Но их можно купить! Кстати, несмотря на невысокую цену, это очень надежные изделия, сертифицированные по самым жестким стандартам. Оба шлема делает корейская фирма JHC - N 1 в США, они даже подвинули Shoei и Arai.
Из "непознанного" стоит еще отметить Nolan Cruise ($90), его тоже придется заказывать в интернет-магазине. А вот похожие на него и на все вышеперечисленное изделия наших китайских друзей, в изобилии наводнившие столичные прилавки (от 800 руб.!), я бы очень не советовал даже просто смотреть ради интереса.
Не стоит покупать "каски" таких производителей, как IXS и Dainese, куртки, штаны и комбинезоны у этих компаний прекрасные, а вот производство шлемов отдано на аутсорсинг китайцам. Более сложная ситуация с корейской фирмой Laser. У них есть хорошие модели, но они либо для скутеристов, либо для спортбайкеров.
И напоследок о почти что курьезе - в линейке "оригинальных" шлемов BMW есть модель AirFlow (около 17 тыс. руб.) для жаркой погоды, которая выглядит весьма специфически. Его, как и все остальные шлемы баварской компании, производит Schuberth. Но лично мои попытки узнать мнение знакомой мотообщественности по поводу сего товара натыкались на издевательства, что проще пойти купить дуршлаг и надеть его на голову. Покупка не состоялась...
Скорость
В отличие от поклонников хрома и кожи спортбайкерам и любителям всяких "классиков" и спорттуреров жить лучше, жить веселей. Выбор шлемов типа "интеграл" просто огромный, на любой вкус, цвет и кошелек. Shoei, Arai, Schuberth - это из именитых брендов, официально представленных в России. Брать можно практически любую модель, цены начинаются примерно от 20 тыс. руб. Чем дороже шлем, тем он "круче" - легче, "навороченней" с точки зрения современных технологий, соответственно, безопасней. Но нужно отдавать себе отчет в том, что даже рядовая продукция этих брендов надежно защитит любого байкера, если это не профессионал или отмороженный на всю голову экстремал.
Упомянутые выше JHC, Laser, Suomy и Nolan имеют в своей производственной линейке тоже немало прекрасных моделей, причем достаточно бюджетных - за 5000-6000 руб. можно купить ничуть не худший, чем у "грандов" этой индустрии, шлем.
И не всегда это будет экономия на безопасности. Недорогие модели зачастую не имеют таких возможностей, как съемные внутренности (которые можно постирать), набор дополнительных визоров (тонированных, цветных), нет антизапотевающего покрытия. Там может быть не такая совершенная вентиляция, более бедный выбор цветов и рисунков, вес немного побольше, не такой стойкий к царапинам визор, повыше шумность. Для начинающего байкера такие нюансы не так и важны, не стоит уподобляться Ивану Ивановичу из популярного в интернете рассказа о том, как тот покупал мотоцикл.
Утилитарность и шик
Скутеристам опять-таки раздолье. Скорости тут невеликие, можно взять как описанные выше чопперные модели (они бывают самых разных цветов, не только черные), так и раскритикованную выше продукцию типа Open-Face от Laser, IXS и Dainese. Но брать китайский "no name" опять-таки не стоит, кто знает, в каком подвале клепались эти изделия...
А вот у обладателей люковых туреров типа Honda GL 1800 Gold Wing (в народе - "голда") и BMW K1200LT проблем больше. Вообще-то "голда" не падает, там стоит лазерно-тахионный антигравитационный гироскоп, а в случае непредвиденной ситуации вокруг головы байкера возникает силовое поле высокой напряженности, напрочь защищающее его от каких-либо воздействий внешней среды. Если, конечно, у него на голове надета "оригинальная" кепочка "Honda Gold Wing", без нее силовое поле не включится. То же самое и для LT-шников. Только там кепка должна быть "оригинал" от BMW. Поэтому "голдисты" и BMW-шники шлемами пренебрегают, а тех, кто в них ездит, считают чуть ли не отщепенцами.
Футуристический хайтек - это, конечно, шутка, но все остальное нет. "Каста избранных" очень не любит шлемы, хотя это и неправильно. Даже столичный мотобатальон, похоже, махнул рукой на эту публику. Тем не менее, покупая гранд-турер, не поскупитесь на шлем. Владельцам самых дорогих BMW проще, имеется "оригинал" со встроенными динамиками, Bluetooth и еще кучей всего, правда, за немилосердные деньги. Но ведь и моцик соответствующий... Есть то же самое, но попроще, "неоригинал" от Schuberth, в том числе типа "модуляр" ("морда" вместе со стеклом откидывается вверх), столь любимый мотобатовцами. На худой конец покупается японский "модуляр" от того же Shoei - Multitec (18-22 тыс. руб.). Но это уже моветон.
Где и как
Шлемы, официально представленные на нашем рынке - Shoei, Arai, AGV, Schuberth, Laser, IXS и Dainese, - нужно покупать именно здесь, в России, заказывать их "оттуда" нет никакого смысла, цена практически та же самая. С остальными марками сложней, но все решаемо.
Но прежде несколько простейших советов по покупке. Новый шлем должен очень плотно сидеть на голове, при надевании и снятии он немилосердно дерет уши. Иначе никак. Скоро он обомнется, и голове станет комфортно, а свободная новая "каска" будет через месяц сильно болтаться на голове. Второй момент - в нем должно быть изначально комфортно (то, что жмет, не в счет). Под комфортом подразумевается удобное управление визором, вентиляцией, механизмом откидывания (для "модуляров") и запирания ремешка, отсутствие ощутимого "очагового" давления на отдельных участках головы, хороший обзор, прежде всего боковой. В общем, меряйте, меряйте и еще раз меряйте!
Интегралы и "модуляры" нельзя покупать "заочно", их ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно мерить. А вот чопперные и скутерные "шапочки" в принципе дозволяется заказывать просто по картинке на экране. На худой конец пенопласт (или подобный ему материал), который осуществляет амортизацию, можно аккуратно подрезать ножиком, отогнув внутреннюю обивку. Не умеете сами - найдутся те, кто вам в этом поможет. Так что риск тут минимальный, зато выгода очевидна.
Упомянутый выше пример российского ценообразования на Suomy Nomad еще не верх беспредела, за Kawasaki Vulcan-2 или его аналог (без логотипа компании) JHC CL-21M ($80) в Москве просят 25-30 тыс. руб. ($800-1000). Подобных жадных торговцем мотоэкипом следует использовать исключительно как примерочную - вещь подошла, тщательно записываем ее номерок и заказываем шлем у специализированных людей, занимающихся поставками запчастей и других товаров из США. Таковые есть на всех ведущих российских мотофорумах. Обойдется это вам недорого - американская розничная стоимость (та, что указана на сайте) плюс $20-30 за доставку. Экономия налицо!
Да, и самое главное - мотоэкипировка только начинается со шлема, дальше идут не менее важные этапы, о которых мы расскажем в следующем номере "Финансовых Известий".
Нильс Иогансен
Финансовые известия