Upgrade по-нашему
23 мая 2008
Задумал я с приходом весны поменять свой скутер-«полтинник» на стокубовый. Давно засматривался на «сотку», но все было недосуг, а тут пригрело весеннее солнышко... Upgrade предполагался в пределах одной и той же модели – SYM Jet, с разницей только в кубатуре двигателя.
Вариант нашелся в тот же день – человек продавал свой «сотый» SYM еще с осени. За два года эксплуатации скутер не был поставлен на учет в ГАИ, хотя ПТС, выданный салоном, наличествовал. А как же иначе? Ведь, несмотря на то, что внешне это все те же «два колеса с моторчиком», прибавка в 50 см3 ставит скутер в один ряд с мотоциклами. С юридической точки зрения, конечно. Теперь это уже не просто «бешеная табуретка», а «транспортное средство категории «А» со всеми вытекающими: шлем, набор документов, номерной знак, талон техосмотра, да и приятелю за пивом сгонять уже не дашь – если у него нет открытой категории. Смешно? Может быть. Особенно, если учесть, что от «полтинника» его 100-кубовый собрат отличается лишь максимальной скоростью да ускорением. Явных внешних отличий всего два, но... кто знает – пусть знает, а другим – необязательно, не так ли? Пусть это останется нашей маленькой тайной, ведь наверняка каждый второй владелец такого мопеда после покупки пренебрег правилами регистрации в ГАИ.
С другой стороны, аппарат, который в стандарте развивает практически 100 км/ч, а с минимальными, как в техническом, так и в финансовом плане, переделками выдает все 120 – не шутка. Хоть и такой малокалиберный с виду. Но... прежнему собственнику повезло – внимания инспекторов ДПС он к себе не привлекал, на такую «мелочь» они не реагируют, разве что мотоспецбатья, но и они не всегда «шарят» в моделях. В общем, ударили мы с ним по рукам.
И тут я вспомнил, что уже не в том возрасте, чтобы удирать от ГАИ, а значит, скорее всего, рано или поздно захочу поставить агрегат на учет. Понятное дело, на свое имя. А в ПТС пока что фамилия прежнего владельца. И возник правовой казус.
Этот скутер ввезен в Россию и растаможен мотосалоном аж два года тому назад и на учет с момента ввоза поставлен не был, хотя, при желании эксплуатировать его по дорогам общего пользования, эта процедура требовалась. Ну а если такого желания не было, то, видимо, и ставить на учет не обязательно, может, владелец купил его для виду, «чтобы было», и теперь желает продать, да побыстрее. Я же готов его купить – налицо согласие сторон. Причем получается, что в данном случае ГАИ «не при делах» – ведь личное имущество можно продавать и покупать на основании письменного и даже устного договора между сторонами. Даже автомобили сейчас так продают, если кто не знает. А тут – мопед какой-то.
На всякий случай открыл Приказ МВД РФ №624 и прочел в статье 3.11., что «Собственники ... обязаны снять т/с с учета перед заключением договора о прекращении (отчуждении) права собственности на т/с». Оно и понятно – закон-то написан в расчете на законопослушных людей, которые ставят свои мопеды на учет в течение пяти суток с даты покупки согласно Постановлению Правительства РФ N938. Но наш собственник не из таких, хотя готов за просрочку понести суровое заслуженное наказание. В размере 50 рублей, согласно КоАП. А с учета снимать – так ведь этот скутер и рядом с ним не стоял ни разу, поэтому и снимать его не с чего. Так и будем продавать, только договор напишем... Вот такая незамысловатая, но, тем не менее, имеющая логическую основу мысль, не правда ли?
Да, но только не для ГАИ, как просветили меня знающие люди. Те, кто столкнулись с такой ситуацией лично – перегонщики, просто граждане, которым волей обстоятельств пришлось продавать не поставленные на учет в ГАИ автомобили. Они посоветовали не искать правды, а пойти всем известной проторенной дорожкой: бывшему владельцу безропотно поставить скутер на учет в ГАИ, сразу же снять и потом уже заключать со мной договор о продаже. Иначе не бывает, говорили они уверенно. Потому что в ГАИ любая фраза понимается буквально. А уж если это фраза из их собственного приказа!.. То есть в данном случае это звучит примерно так: «Как, не поставили на учет? Обязаны же были в течение пяти суток! Штраф! Ах, готовы заплатить? Ну еще бы! А зарегистрировать на нового собственника не можем, нет... Почему? Да потому, что в Приказе №624 четко и ясно сказано: сначала снять с учета. А чтобы это сделать, надо прежде на него поставить. А потом, вот именно, снять. И уж потом – финальный аккорд! – опять поставить. Только уже новому собственнику, и в его отделе ГАИ».
И забывается при этом одна простая вещь: если транспортное средство не стояло на учете в ГАИ, то ГАИ к нему фактически не имеет никакого отношения. До тех пор, конечно, пока не застукает водителя этого средства разъезжающим на нем по дорогам. Вот тогда этот горе-водитель заслуживает наказания, да и то в виде штрафа. За просрочку постановки на учет. А до тех пор, пока это средство не зарегистрировано в ГАИ, к нему применяются нормы Гражданского кодекса, согласно которому собственник вправе продать свою вещь другому лицу на основании письменного договора. Причем его и заверять-то ни у какого нотариуса не нужно. Сделка с имуществом будет законной, то есть, другими словами, продажа своего имущества и регистрация транспортного средства в ГАИ для допуска к движению по дорогам – разные вещи. Ну а как только я стал собственником, думаю: не поставить ли мне как законопослушному гражданину свое свежеприобретенное транспортное средство на учет... Конечно, поставить. Именно в течение пяти суток. Кто же мне откажет...
А можно и с другой стороны подойти. В пресловутом Приказе №624 ни слова не сказано о том, что собственнику нельзя продавать транспортное средство, если оно ни разу не стояло учете. Да в нем про продажу-то вообще ничего не говорится! Только про регистрацию. В общем, вроде бы везде я прав. По закону. А «по жизни» люди другое говорят, и почему-то меня это сильно смущает, может я чего не понимаю? И зачем только я «запарился» с этой «соткой»? Ездил на «полтиннике» и не жужжал... То есть наоборот, жужжал, теперь-то, на «сотке», летать буду! Только, видимо, пока без номеров и даже, страшно сказать(!), без талона техосмотра. Не буду заставлять прежнего владельца заниматься бюрократической игрой «поставь и сними в тот же день», в которой без вариантов в выигрыше остается только государство, получающее за эту процедуру деньги, а другой участник лишь теряет время. Поезжу пока так, как прежний владелец, и как все остальные. Ну, или почти все (что-то ни одного скутера с номерами я пока не видел, разве парочку неприлично больших «Бургманов»). А между тем, если в ГАИ и впрямь откажут в регистрации, то обращусь в суд. Говорят, прецеденты были, и решались они в пользу... Кого, как вы думаете?
А открытие сезона будет уже на днях...
текст: Максим Панин МотоРевю 2003