Дачники
4 июня 2008
Не знаю, как вам, а мне дачники передвигаться на мотоцикле особо не мешают. То есть мешают, конечно, но уж, по крайней мере, ничуть не больше, чем многие другие так называемые «участники дорожного движения». Потому что есть некоторые автомобилисты – вовсе не из числа дачников, – которые намного хуже.
Дачников хоть по внешним признакам определить можно – на полке у заднего стекла колышется рассада, перегруженная подвеска просела, шины скребут по аркам, на крыше – вросшая в нее конструкция, проектировавшаяся в 70-е годы гаражным дизайнером-любителем как сверхмощный багажник для перевозки стратегических зимних запасов. Неважно, что стойки крыши согнутся раньше, зато сам багажник, наверное, выдержит посадку вертолета. Еще у дачников бывают боковые зеркала сложены, этому феномену я вообще не могу найти объяснение. Ладно бы их просто не было (значит, человек просто пофигист в худшем смысле этого слова), но ведь вот же они, имеются.
Короче говоря, дачников вполне можно распознать заранее, если не по вышеуказанным признакам, то по волочащемуся сзади парашюту... Тьфу, анекдотом навеяло. По волочащемуся сзади ржавому прицепу, конечно. С различного рода дачными аксессуарами. На котором до кучи, конечно же, не работает ни один световой сигнал. Как правило, выполняемые дачниками маневры настолько медленны, что у нас практически всегда хватает времени для принятия контрдействий. А такие действия, которые практически всегда сводятся или к объезду, или к торможению, принимать нам приходится частенько, потому что дачники, как никто иной, не реагируют ни на предупредительные вспышки дальнего света, ни на звуковой сигнал. Они передвигаются словно в анабиозе, не проснувшись полностью от зимней спячки.
Завидев нечто подобное на дороге, вольно или невольно мы отмечаем некую неадекватность. Пусть даже у многих из нас это срабатывает «на ощущениях», а кто-то даже будет утверждать, что такого нет, но уверяю вас, подсознательно сигнал в мозгу все равно проходит, если ты, пусть даже совсем немного, поездил за рулем хоть автомобиля, хоть мотоцикла в условиях большого города. Едва завидев ТАКУЮ машину, ты уже знаешь, что ОНА может быть неадекватной. Поэтому и обгоняем мы их с чуть большим запасом, и стараемся не висеть в мертвой зоне (хотя иногда для таких водителей все, что не перед бампером – мертвая зона). Короче говоря, относимся как к неизбежному злу, лечить которое – себе дороже, лучше держаться подальше. Потому что у мотоциклистов свои мерки опасности и безопасности – что для машины «жестянка» или вообще «просто царапину подкрасить», то для мотоциклиста месяц в больнице и ремонта на пару тысяч, причем даже не рублей. В лучшем случае.
Но есть и другая категория автомобилистов – более опасная. Вовсе не дачники. Они маскируются под нормальных водителей. Их отличить невозможно, ну или практически невозможно. Потому что они не проявляют своей неадекватности до самого последнего момента. И зеркала у них на месте находятся, и даже вроде настроены как надо. Вполне нормальная с виду машина, ничем не приметная. Никакого колхозного тюнинга – ни тебе «синих писалок», стоп-сигналы исправны, движется в своем ряду без лишних перестроений... Разве что легкая тонировочка пущена «по кругу», но вроде тоже в рамках дозволенного... И вот тут-то может крыться опасность. Потому что нам все равно плоховато видно, что делает и куда смотрит в данный момент водитель такой машины – и куда может крутануть рулем без включения сигнала поворота. Значит, прогноз его действий осложняется. Но отсутствие тонировки на стеклах такой машины – тоже не гарантия наличия здравого смысла и внимательности у ее водителя.
Отдельная категория – машины белого цвета с синей полосой на боку и «люстрой» на крыше. Чем ниже ее класс и чем она ржавее, тем существенно выше вероятность того, что ее водитель «ломанется» через две сплошные на разворот из правого ряда как раз перед вами. Про указатель поворотов, минимум один неработающий стоп-сигнал и перестроение через сплошную линию я вообще молчу – для указанной группы лиц это норма жизни. Они постоянно спешат на неотложное служебное задание, причем настолько срочное, что нет времени даже включить «мигалки» и сирену. А между тем, лишь при таком условии этим людям дозволено отступать от правил, да и то если они не создают помех окружающим.
Ерунда какая-то получается. Выходит, что не только «штатские», торопящиеся на дачу или по другим своим делам, но и обремененные обязанностями по охране правопорядка люди, будучи за рулем автомобиля, для нас потенциально опасны практически без исключений? Так оно и есть, и не стоит забывать об этом. Разница лишь в степени опасности. Вероятность того, что Volvo с красными посольскими номерами предпримет резкий маневр, не уведомив об этом своих коллег по движению, существенно меньше, чем возможность столкнуться с бежевого цвета ржавой «шестеркой», и по ее вине. В итоге на ум приходит уже набившее оскомину и так часто упоминаемое в мотоциклетных кругах правило: на мотоцикле надо ездить так, будто все без исключения автомобилисты вокруг задумали тебя убить. А от себя добавлю, что если случится нам стать участником такого, довольно редкого пока исключения, когда автомобилист осознанно не только не создает нам сложностей, а еще и явно помогает, совсем неплохо в таком случае выразить свою благодарность.
Как? Да как угодно: приветственно махнуть пару раз рукой, оттопырить большой палец (поручик Ржевский, повторяю – БОЛЬШОЙ палец!), на трассе пару раз мигнуть аварийкой после обгона (у тех, у кого она есть, конечно). В целях, так сказать, развития и укрепления мотоциклетно-автомобильной дружбы. Уверен, что водителю автомобиля, сделавшего вам добро, будет приятно, и в его голове, в свою очередь, укрепится мысль о том, что не все мотоциклисты – безбашенные и безответственные лихачи, ни во что не ставящие дорожные правила. И впредь такой водитель будет бросать лишний взгляд в зеркала и при перестроениях, и в вялотекущих пробках, вспоминая, что есть на улицах городов одноколейные транспортные средства, которые могут проскользнуть куда угодно (ну или почти...) и оставаться при этом вполне вежливыми. Главное – вольно или невольно не мешать нам в этом, и в благодарность мы подадим приветственный знак и дачнику с ржавым прицепом, и дипломату на четырех колесах. Если, конечно, они осознают свою неправоту и, начав маневр, не убедившись в отсутствии помех (то есть нас), хотя бы среагируют вовремя. Ведь порой доля секунды отделяет нас от больничной койки, причем в половине таких случаев виноваты вовсе не мы...
текст: Максим Панин МотоРевю 2003