Шоубизнес
6 августа 2008
Спрос на подержанные «иномарки» не стихает никогда: ни холодной зимой, ни слякотной осенью – еще бы, пора скидок. И если новые мотоциклы, как правило, выбирают, не спеша, просматривая тесты в глянцевых журналах и исследуя отзывы в конференциях в интернете, то за главным и любимым продавцами секонд-хэндом покупатель прибегает в салон, как ошпаренный. В его воспаленном мозгу свербит одна мысль: «Как, уже осень, а я еще не на мотике?».
За что же любят продавцы таких клиентов? Да за то, что они сметают из салонов буквально все. Не успели еще мои вкусовые рецепторы забыть о богатом послевкусии «панавтовского» каппучино, бесплатно предлагаемого посетителям салона, как непростая профессия занесла меня мало того, что в продуваемый всеми ветрами, но и находящийся в неблизком Санкт-Петербурге ангар, где мне предстояло целый день продавать технику, с которой по ряду причин пожелали расстаться забугорные мотоциклисты.
Чем же дышат люди, которые помогают нам выбрать мотоциклы, радующие нас потом долгие годы, или впаривают нам металлолом, который разваливается, как только мы доедем до дома (нужное подчеркнуть). Так вот, заявляю авторитетно: жизнь у продавца секонд-хэнда – не дай Бог никому!
Не знаю, может, зимой у продавца-механика-грузчика и кем там еще приходится несчастному быть, и наступает легкая жизнь, но, скорее всего, радости и тогда мало, поскольку основной заработок напрямую зависит от продаж. Итак, девять утра, Московский вокзал, двое одетых в засаленные куртки… нет, не то, что вы подумали, два продавца салона с легким недоумением смотрят на меня, одетого в цивильную дубленку и джинсы. Спросите, как связан Московский вокзал славного города на Неве с мотосалоном? На первый взгляд – совершенно никак, просто нелегкая занесла меня на стажировку в тот день, когда в салоне получали мотоциклы, прибывшие в Питер по железной дороге, а назвался клизмой – сами понимаете.
Коллега – развеселый товарищ по несчастью, ухмыляясь, заверил меня, что очень скоро мой внешний вид будет соответствовать корпоративным нормам, принятым в торговле секонд-хэндом. И, надо сказать, не соврал. Джинсы о какую-то торчащую железяку я порвал, даже не успев дойти по мрачным лабиринтам до того места, где нас ожидали застоявшиеся за долгую дорогу мотоциклы.
Первое, что мы услышали, еще не видя мотоциклов – это звук насилуемого стартера. Мои напарники убыстрили ход, и через мгновение нашим изумленным взорам предстала такая картина: в самом дальнем углу, на одном из мотоциклов, BMW F650, сидело невообразимо грязное существо. Национальную принадлежность, пол, возраст и прочие параметры данного гуманоида определить было невозможно, но, судя по надписи на оранжевой безрукавке, это был рабочий пути, прилежно пытающийся завести эндурик стоимостью $ 5000 (дело в том, что по каким-то непонятным правилам, мотоциклы в вагонах положено перевозить с ключами в зажигании). Видели бы вы его обиженные глаза, когда ребята, тихо матерясь, объясняли, что садиться на чужие мотоциклы, а тем более тыкать всякие кнопочки, нехорошо. Как выяснилось, такое происходит почти в каждый завоз, отечественному работяге устоять и не покрутить ключом в замке зажигания невозможно! Добро еще, что попавшийся нам обормот знал, как заводятся мотоциклы, а то попадаются такие кадры, которые с остервенением загибают ключи в замке, пытаясь вдохнуть жизнь в мотоциклетные двигатели на автомобильный манер.
Стоит ли описывать, как мы перекатывали мотоциклы (ездить по территории вокзала нельзя) к тому месту, куда удалось подогнать грузовик, как выяснили, что специальные жгуты, которыми фиксируются моцики в кузове были забыты в другой машине, как закатывали аппараты в кузов, как на манер акробатов скакали между железными конями в грузовике, привязывая их тем, что удалось выцыганить в округе. Признаюсь честно: когда мы привезли первую партию в салон, я выглядел не многим лучше неудавшегося вокзального наездника. Желание узнать о профессии побольше, съездив еще за одной партией, не возникло, и я, безуспешно пытаясь отряхнуться, отправился консультировать покупателей.
По ангару тем временем уже бродило, поблескивая голодными глазами, человек десять клиентов. Судя по тому, как они осматривали мотоциклы – в технике они ничего не понимали. Надо было подключаться.
Невысокий худенький паренек, осматривающий источающий скрытую угрозу ряд спортбайков, шевелил губами, глядя на ценники. Изучив «меню» справа налево, он, наконец, выбрал «блюдо». Стоя у черной «Кавы» он поднял глаза и стал взглядом искать консультанта. Мой вопрос «Чем помочь?» слился в один звук с его: «Круто пуляет?». Как ответить, не расстроив покупателя, как описать завораживающую динамику и впечатляющую управляемость превосходного спорттуриста Kawasaki ZZ-R250?
Следующий с выставленной вперед челюстью покупатель хотел непременно «литр», «чтобы не хуже, чем у ребят». На вопрос о водительском стаже, он, сурово глянув на меня, пробурчал что-то неразборчивое, и начал неожиданно задавать специфические вопросы, типа – а какой реальный пробег? Тут меня от покупателя оттер вклинившийся в диалог директор салона, и, даже не взглянув на спидометр, на котором читалось: 13000 км, провел пальцем по дискам, и вынес вердикт: 20000!
Те читатели, которые внимательно следят за материалами этой рубрики, вероятно, помнят, что в статьях приводятся многочисленные правила, постулаты, этакие киты, на которых стоит тот или иной вид околомотоциклетного бизнеса. Так вот, может, под Новый год, когда в мотосалоны никто не ходит, и нужны какие-нибудь правила и заповеди, но даже на излете сезона правило только одно: никогда не обманывай клиента! Почему? Это вам не продажа «ВАЗиков» «все по-честному», типа «продал и забыл». Просто все мотоциклисты собираются в двух местах, общаются на одном и том же сайте, а вчерашний чайник, за две недели научившийся ездить, без проблем вольется в тусовку, по которой моментально, чуть что не так, пройдет слух, что салон «Рога и Копыта» – кидалово и упыри! Все, бизнес можно сворачивать!
Принцип продаж таков: что с мотоциклом было на родине, знает только их, местный Будда, мы же даем гарантию на то, что техника растаможена честно, если хотите, приводите с собой механика, пусть он смотрит, как чего. Если что-то не устраивает, то… можете не покупать! Пробная поездка – под залог стоимости, поцарапал, или, не дай Бог, уронил – купил, простите за рифму. Кстати, о пробных поездках: как ни полировали Питер к юбилею, да так дороги и не наладили, но, к удивлению, от ворот авторынка, где приютился салон, начиналось весьма неплохое шоссе, так что у желающих проверить, так ли хороши динамические характеристики выбранного мотоцикла, никаких трудностей не возникало. Обычно.
Очередной, объективно денежный клиент, остановив предварительный выбор на Yamaha V-max, оставил тугую пачечку долларов и, буксанув, умчался «давать коксу». Оговоренные десять минут пролетели быстро, двадцать тоже. Через 40 минут клиент позвонил и сообщил, что… не пугайтесь, с парнем все было в порядке. Просто его тормознули на посту ГАИ. На выезде из города… Что такого? Ну, открутил человек двести, ну замелькали щиты-указатели, а когда эйфория чуть стихла, впереди уже просматривались сельпо, коровники и прочие атрибуты престижной загородной жизни. Начал разворачиваться и…
Надо было выручать парня (естественно, документы на мотоцикл остались в салоне), и, чуть, для вида, поругавшись, ребята, взяв документы, выкатили Super Blackbird – чтобы побыстрее доехать… и пожалели, что поехали не на скутере. Пробки на выездах из города, как известно, образуются мгновенно, и, потратив добрые полчаса на протискивание на «Хондовском» мамонтенке через затор, мы прибыли на пост. Там нас встретили честные глаза сотрудников Отдельного батальона на спецтрассе. Никакого «Макса» не было. Только мой напарник вытащил мобильник, как тот залился трелью: «Вы что трубку не берете, живые? Клиент давно решил вопрос и вернулся!».
Остаток дня прошел в еще большем сумбуре, клиентов было все больше, ветер дул сильнее… от рыночного общепита обострился гастрит – верный спутник людей умственного труда…мотоциклы то заводились, то не заводились, но клиенты были готовы забирать их и так. К шести вечера поток покупателей стал напоминать течение небольшой горной речушки, и я приготовился к самому худшему, но тут в воротах авторынка, на территории которого находится салон, появился охранник, и… закрыл ворота.
– Закончена работа, все!
Это услышал не один человек, подошедший к воротам. Среди них были и те, кто явно пришел не «посмотреть».
Облегченно вздохнув, я забрал свои вещи и на гудящих ногах побрел к выходу. Закрытие винного магазина? Первый день работы «Березки» в Измайлово? Эти и еще многие воспоминания пронеслись у меня перед глазами, когда я продирался через образовавшуюся у ворот толпу недовольно гудящих и придерживающих в карманах бумажники покупателей. Обратный путь выпал из памяти; растянувшись в горячей ванне, я вспоминал сегодняшний безумный день… В химчистке от куртки отказались, а масло и грязь под ногтями, как воспоминание о мопедном детстве, похоже, останутся у меня навсегда.
Средняя зарплата продавца подержанных мотоциклов – $ 300-400 + бонус за каждый проданный мотоцикл
Перспективы: отсутствуют
+ половина мототусовки набивается в друзья
– сезон рано или поздно заканчивается
текст: Николай Кий МотоРевю 2004