Заложники скорости
3 декабря 2008
Для взгляда непосвящённого красочная и пестрая, как раскрашенный балаган шапито, толпа спортбайкеров на смотровой едина на все лица. Однако в действительности движение «пластиковых» состоит из множества слоёв, различных по очень многим параметрам – всё как в настоящем обществе.
Как говорится в одной отвязной песенке, спортбайкеры бывают разными – «и белыми, и чёрными, и красными, но всем обязательно хочется на что-нибудь заморочиться». Применительно к некоторым персонажам, тусующимся на Горе (сленг, так в среде «пластиковых» принято называть столичные Воробьёвы горы) чуть ли не постоянно, это относится в полной мере. Смысл их перманентного там «отвисания» довольно прост и понятен. И заключается он вовсе не в том, чтобы экзальтировать многочисленных прохожих своим видом. Среднестатистический возраст таких персонажей обычно плавает возле отметки 30 лет, на мотоцикл, они, безусловно, заработали сами, но что-то я ни разу их нигде, кроме этой самой смотровой, не видел. Создаётся впечатление, что весь их маршрут на спортбайке состоит из дороги от дома до Горы, неопровержимым свидетельством чему являются их практически новые и «нецелованные» мотоциклы с пробегом за сезон не больше 2000 километров. Здесь они на охоте, ждут симпатичных девушек, которые должны «повестись» на вид закованного в кожу невинно убиенного кенгуру мужественного пилота «рисовой» ракеты. Честно говоря, в последнее время такой способ знакомства с девушками на Горе работает всё хуже и хуже, но это не останавливает фанатичные часовые простаивания «охотников».
На фоне таких «охотников» разительно отличается так называемый вид «спортбайкер ездящий» – полная противоположность вида предыдущего. Эти неугомонные «челы» всё время находятся в движении, и сев на мотоцикл вечером, могут легко закончить свои покатушки где-нибудь к пяти утра. Классифицировать их по возрасту или материальному доходу представляется задачей крайне трудно выполнимой, так как встречаются в этой группе совершенно разные люди, ведь их бесконечный райдинг – это в первую очередь состояние души. Среднестатистический пробег за сезон у этой группы непринуждённо переваливает за 10000 км.
Стоит также отметить и категорию очень молоденьких мальчиков, максимум лет 20-ти, на новых с иголочки моделях спортбайков последнего поколения, соответственно экипированных в самые дорогие и, как правило, нераздельные комбинезоны ведущих производителей. Это настоящие «мажоры» – всё куплено на деньги родителей. Поведение, в основном, неадекватное – море пафоса и понтов, что, в общем-то, вполне объяснимо. Как-то всё это выглядит несолидно в глазах окружающих. Правда, надо отдать им должное. Ввиду ещё не развитого чувства самосохранения и почти полного отсутствия страха – ездят они очень быстро, мгновенно осваивая wheelie & stoppie. Причём так быстро, что порой просто происходят казусные и слабо напоминающие реальность вещи. Помнится, как-то раз, глядя на такого мальчика, мучающего несчастную Yamaha R-6 на первой передаче в бесконечных попытках wheelie, я всего-навсего объяснил ему, как это лучше выполнить технически на второй передаче. Всё объяснение заняло не больше трёх минут, после чего юное дарование скрылось за горизонтом на заднем колесе своей R-6, на второй передаче, разумеется.
Поскольку родительские кошельки не сильно лимитируют этих «настоящих мачо», то частенько в их исполнении можно наблюдать отжиг резины, а понятие «дорогие расходники» для них не более чем абстрактные величины второго порядка. То есть ездят они тоже очень прилично, по 10000 за сезон, а то и больше, что также объясняется тем, что на утро следующего дня им не нужно вставать почём свет зря на работу. Звонить таким до 12 дня – гиблое дело, они отсыпаются после ночных покатушек.
Есть и совсем маньяки. Причём, как и настоящих маньяков, в обычной жизни их практически невозможно узнать – с виду совершенно нормальные, ничем не отличающиеся от обычных обывателей люди. Главной отличительной чертой таких особ являются пробеги под 40000 км за сезон. Куда бы вы ни поехали, вы обязательно на них наткнётесь. Скажем, утром он на треке, вечером на Горе, ночью рассекает по городу, а на утро следующего дня уезжает в путешествие на юг. Откуда у них берутся время и деньги на такое времяпрепровождение, для меня остаётся полной загадкой…
Следующий тип спортбайкеров я охарактеризовал бы как «спортбайкер эпизодический». Типичными признаками данного вида является полная занятость индивидуума на какой-нибудь работе, так или иначе связанной с большими финансовыми движениями, то есть очень неровной и откладывающий свой отпечаток на находящихся в этой сфере людей. Ввиду отсутствия достаточного количества свободного времени выезжают такие спортбайкеры в общей сложности раз 10 за сезон, пробег их мотоциклов едва ли превышает несколько тысяч километров. Но поскольку эти ребята в большой степени продвинуты, то стараются в эти редкие для себя минуты счастья выбираться на трек, где иногда, на удивление, учитывая почти полное отсутствие ездовой практики, показывают очень неплохую езду. Есть и просто очень богатые люди, у таких «японцы» не в чести, перемещаются они в основном на Ducati или какой-нибудь другой дорогущей итальянской экзотике. Важно отметить, что, несмотря на запредельные прайсы их мотоциклов, они вовсе не относятся к технике, как к музейным экспонатам, эксплуатируя их по полной программе как по городу, так и на треках, разумеется, в основном европейских.
Раз уж речь зашла о типах спортбайков, то я бы, пожалуй, разделил их следующим образом. Как мне кажется, большую часть на рынке по-прежнему составляют различного рода «четырёхсотки», подобранные в своё время на японских свалках нашими торговцами мотохламом и впоследствии перепроданные здесь с немалым наваром. Однако велик процент и большекубатурных спортбайков конца 90-х годов прошлого века, причём многие из них находятся в очень неплохой форме. Гораздо меньшую долю на рынке представляют двух-трёхлетние машины, причём, как правило, не привезённые из забугорья, а, купленные в своё время здесь новыми в мотосалонах, приобретшие своих вторых хозяев. Ну и конечно есть абсолютно новые мотоциклы, причём представленные практически всеми официально продаваемыми у нас брендами, как, впрочем, и неофициально тоже. Но их процент мал.
Да, чуть не забыл упомянуть очень интересную категорию спортбайкеров – назову их «сказочниками». Послушаешь таких, и можно сразу приобрести комплекс неполноценности на всю оставшуюся жизнь. При условии, конечно, что все их рассказы будут приниматься на полном серьёзе. Такие «затиральщики» на заднем колесе выезжают прямо из гаража и до смотровой площадки, очевидно, «подвисая» и раскачиваясь на нём же на красных светофорах, а возможно, при этом делая одновременно и burnout. Иногда их фантазия приобретает совсем патологические формы. Выясняется, например, что вчера такой субъект был на тренировке спорсменов-кольцевиков перед предстоящим этапом и показал лучшее время, чем у лидера класса Supersport. Причём на той рухляди, на которой такие сказочники в основном перемещаются, показать такое время нереально в принципе ввиду почти полной клинической смерти мотоцикла, не говоря уже о том, что в тот день никаких тренировок, естественно, не проводилось.
Но не мотоциклами едиными жив московский спортбайкер, он ещё и ездит по городу! Что же собой представляют маршруты вечных нарушителей скоростного режима? Рано или поздно критическая масса, находящаяся на Горе, накапливается, и народ срывается с места. Здесь нужно отметить временной фактор. Все покатушки начинаются не раньше восьми-девяти вечера, потому что в любое другое время город тяжело дышит многомиллионным трафиком, в котором даже на юрком спортбайке ловить совершенно нечего. Итак, один из основных маршрутов спортбайкеров (впрочем, не их одних) называется «К неграм». Речь идёт о двух заведениях, где можно поесть-попить, расположенных на территории студенческого общежития Московского университета дружбы народов, отсюда и столь «политкорректное» название. Находятся эти кафе на соответствующей месту и обстановке улице с типично «русским» названием – Миклухо-Маклая. Одно из них называется «Мираж», второе – «Пикассо». Массовая миграция спортбайкеров в эти заведения объясняется довольно просто. Во-первых, ценники очень гуманны, рублей за 200 можно наесться по самый шлем, при этом в «Пикассо» для любых мотоциклистов действует 20% скидка! А во-вторых, получается очень неплохой «прохват» по Ленинскому проспекту, где на многочисленных светофорах есть возможность развернуться любителям stoppie и wheelie. Конечно, есть ещё целый ряд мест на Новом Арбате и на Тверской, и на Пушкинской, но там в основном «столуются» финансово более обеспеченные сограждане.
Ну и, пожалуй, основная «священная корова» для ночных нарушителей спокойствия мирных обывателей называется «Шарик». Имеется в виду четырёхкилометровый отрезок международного шоссе к аэропорту Шереметьево. В лучшие дни здесь можно наблюдать сотни мотоциклистов! Ведь этот участок дороги, особенно в ночное время, почти не забит автомобилями и как нельзя лучше подходит и для проверки максимальной скорости, и для демонстрации различных стантрайдеровских трюков. Большинство сюда приезжает именно за тем, чтобы посмотреть на них. И, надо сказать, молодёжь даёт пороху, год от года трюки становятся всё более изощрёнными и опасными. Конечно, не обходится и без падений, причём, чего уж греха таить, многие как раз приезжают сюда именно в надежде увидеть какого-нибудь очередного разложившегося клоуна. В целом же, особенно в тёплые дни, обстановка здесь напоминает сцены из американского фильма «Форсаж»…
Конечно, приведённая мною классификация спортбайкеров Москвы никоим образом не может претендовать на полную и всеобъемлющую, существуют и вовсе здесь не упомянутые типы и персонажи, проводящие своё свободное время за рулём спортбайка совсем по-другому. Я бы скорее назвал этот материал наблюдениями из жизни, поскольку сам постоянно нахожусь в этой среде. Но какими бы мы ни были разными, всех нас объединяет одно – преклонение Богу Скорости, именно поэтому мы и перемещаемся на самых быстрых мотоциклах – спортбайках, и пускай Бог будет к нам снисходителен.
МотоРевю 2005