Остановка по требованию
3 декабря 2008
Нынешний материал будет посвящён езде на переднем колесе, которая, в свою очередь, делится на остановку на переднем колесе и на саму езду. Впрочем, здесь я немного забегаю вперёд, потому что начинать следует от простого к сложному.
Однако для начала немного страшилок, куда же без них? Во-первых, процедура, безусловно, сопряжена с определённо большой долей вероятности различных падений и сопутствующим им разного рода разрушений подопытного мотоцикла. Да и без падений такие развлечения отнюдь не являются лечебным бальзамом для стальных кишков «двухколёсного брата». В первую очередь страдают подшипники рулевой колонки и заднего колеса. Не прибавляется от таких процедур и здоровья у заднего амортизатора, да и перья передней вилки испытывают колоссальные нагрузки. Впрочем, всё это мелочи на фоне того, что собственное бренное тельце не располагает каталогом фирменных запчастей, которые, случись что, можно было бы просто заказать. Конечно, скорости здесь (особенно на начальном этапе) не столь велики, как при езде на заднем колесе, но, как говорится, возможны варианты.
Наши забугорные коллеги ввели термин, очень чётко и красочно отражающий суть процесса езды и остановки на переднем колесе – stoppie, которым я в дальнейшем собираюсь беззастенчиво пользоваться.
Итак, с чего же начать? Пожалуй, наиболее верным будет определиться с исходными имеющимися у конкретного владельца данными. Здесь я имею в виду не его рост и вес (хотя, надо признать, это тоже отнюдь не маловажные циферки), а параметры его мотоцикла. В силу сложившихся на современный момент определённых стандартов при создании спортбайков, угол наклона вылета их рулевых колонок в сочетании с короткой базой делают их идеальными инструментами для исполнения stoppie. Несколько хуже обстоят дела с современными неоклассиками и дорожниками, здесь возможность исполнения этого элемента требует значительно больших навыков, иногда даже везения. Причём, есть такие модели, которые в силу конструктивных особенностей не способны на stoppie, ну разве что один раз, если хорошенько разогнаться и врезаться во что-то очень большое, тяжёлое и неподвижное. Например, в несущего нелёгкую службу автоинспектора. Очень неплохи для stoppie различные варианты на тему современных супермото. Однако, ввиду гораздо более длинноходных подвесок, они требуют несколько иной техники исполнения. Впрочем, есть и такие абсолютно мертворожденные для stoppie рудиментарные мототиранозавры – чопперы. Правда, вероятность того, что владельцев последних заинтересует этот материал, приблизительно равна тому, что главред, оценив воистину танталовы муки вашего покорного слуги, поднимет ему зарплату… то есть минусовая.
Теперь перейдём к практической стороне вопроса. Наиболее правильным будет разбить весь процесс на два этапа: непосредственно остановка на переднем колесе и перемещение на нём же под восхищённые взгляды окружающих, заботливо набирающих номера телефонов соответствующих медицинских учреждений.
Стоп!
Надеюсь, что таких очевидных вещей, как то, что практиковаться надо начинать где-то на пустынных площадках и свободных от машин улицах пояснять не следует, в противном случае вы явно держите в руках не тот журнал. Начну со счастливых обладателей современных спортбайков, так как последним, ввиду уже упомянутых конструктивных особенностей их мотоциклов, процесс обучения должен даваться проще всего. Состояние задней резины нас никоим образом не должно волновать, а вот передний баллон должен быть абсолютно свежим, причём чем мягче он будет по составу, тем меньше риск сорвать переднее колесо в блокировку. Давление в нём также следует снизить от рекомендованного изготовителем до двух атмосфер, это поможет увеличить пятно контакта, что, опять-таки, будет работать на уменьшение риска срыва в юз. Не следует забывать, что резину надо как следует прогреть, а тормозные колодки должны быть хоть немного толще равномерного слоя грязи на мотоцикле.
Разогнавшись примерно до 30 километров в час, включаем нейтральную передачу, чтобы в дальнейшем уже не морочиться и не отвлекаться на рычаг сцепления, и начинаем плавно, но неотвратимо нажимать на рычаг переднего тормоза, при этом желательно немного сместиться вперёд, чтобы перенести центр тяжести и догрузить своим весом переднюю часть мотоцикла. Предполагается, что поверхность, на которой проводятся все эти экзерсисы, лишена таких сомнительных девайсов, как песок, грязь или чёрные линии так любимого нашими дорожниками гудрона. Важно также отметить, что руль должен находиться в строго прямолинейном положении, что позволяет удержать равновесие, даже если всё-таки удалось «поймать» блокировку переднего колеса. Рано или поздно, но заднее колесо начнёт потихоньку отрываться от бренной земли. Ура! Ведь этого мы и добивались. Причём с упомянутых мною выше 30 километров в час, прежде чем мотоцикл игриво взмоет вверх своей филейной частью, он проедет максимум метр-два на переднем колесе. Все остальные метры тормозного пути с этой скорости будут безжалостно съедены работой вилки на сжатие и вашим собственным страхом. Но для начала большего и не нужно. Главное, довести такого рода торможение до автоматизма, чтобы вывесить заднее колесо в воздух получалось не два-три раза из 20 попыток, а именно тогда, когда вам этого захотелось.
Как только это произойдёт, следует немедленно начинать работать над правильным углом. Что следует понимать под таковым? В отличие от wheelie здесь это понятие значительно проще, но не для исполнения, а для объяснения! Если при исполнении stoppie поставить «правильный» угол, то мотоцикл на какое-то ощутимое время (порядка двух-трёх секунд) «подвисает» в стойке на переднем колесе, а заднее колесо при этом продолжает совершать вращение в воздухе. По моей техногенной душе такая картинка во сто крат милее всего собрания Эрмитажа. Сложность же здесь вот в чём. Скажем, при исполнении wheelie у вас всегда так или иначе существует страховка в виде рычага сцепления или тормоза заднего колеса. При stoppie вы всего этого лишены, единственной страховкой будет являться ваше собственное чувство равновесия и баланса. Есть правда, этакая соломонова соломинка (но прежде чем вы сможете ею пользоваться, пройдёт какое-то время, необходимое для набора опыта). Если мотоцикл продолжает неумолимое движение вперёд, а все мыслимые углы уже давно пройдены, сознание из области духовного переходит в область вполне ощутимых панических восклицаний вроде «Да больше никогда!», то можно попробовать «заломать» вилку, сместив плоскость движения из прямолинейной в боковую. Несколько раз меня это очень здорово выручало, только при приземлении мотоцикл с сильно завёрнутым рулём потребует определённой длины нижних конечностей владельца, в противном случае вы аппарат просто не удержите!
Как только у вас начнёт получаться «зависать» в stoppie на несколько секунд, самое время переходить к ещё более сложной части – непосредственно к езде на переднем колесе. Но прежде вернёмся к обладателям неоклассиков и дорожников. В принципе, вышеописанная процедура постановки спортбайка на переднее колесо актуальна и для них, однако с одной важной оговоркой. Ввиду того, что база таких мотоциклов, равно как и вылет передней вилки в гораздо меньшей степени подходят для исполнения stoppie, владельцам последних придётся в гораздо большей степени потрудиться, чтобы задняя часть их мотоцикла взмыла в воздух. Здесь единственным верным решением будет активное смещение пилота вперёд, насколько возможно. В отдельных, особо тяжёлых случаях придётся даже залезать на бак, иначе ничего не выйдет. Да и тормозные системы таких мотоциклов, как правило, проигрывают таковым своим пластиковым визави в эффективности. Что также потребует куда больших усилий при торможении. То есть двумя пальцами «застопить» аппарат вряд ли получится, придётся работать всей пятернёй (речь идёт исключительно о работе передним тормозом!). А это тоже не есть «зер гуд», так как хват правой рукоятки будет лишь частичным. В общем же следует признать, что для современных неоклассиков, равно как и дорожников, stoppie вполне выполнимый элемент, но требующий, с моей точки зрения, неоправданно большого риска при исполнении.
Теперь перейдем к счастливым обладателям различного рода лёгких эндуро и их вариаций на тему супермото. Эти аппараты несколько легче своих более скоростных и заточенных под 300 км/ч соплеменников, что, безусловно, является плюсом, так как контролировать баланс тем легче, чем меньше вес «подконтрольного». Но есть и обратная сторона медали. Ход передней вилки мотоциклов этого класса в несколько раз превышает таковой у дорожно-ориентированных мотоциклов, что вносит существенные отличия при резком торможении. Сначала вилка просто выбирает свой ход, заставляя мотоцикл серьёзно присесть на переднюю часть, однако при этом отрыва заднего колеса от земли не происходит! Как только ход вилки исчерпывается, заднее колесо всё-таки начинает отрываться от земли, но вилка начинает работать на отбой, также внося свои коррективы в поведение мотоцикла. Налицо существенные отличия при исполнении stoppie на мотоциклах класса эндуро от спортбайков или неоклассиков. Переднее колесо таких мотоциклов, как правило, имеет больший диаметр, а тормозные механизмы не столь сильно развиты. Однако главное, это всё-таки значительно больший ход передней вилки, что приводит к увеличению фазы сжатия и более быстрому отрыву заднего колеса от поверхности на отбое. В принципе, техника работы с передним тормозом остаётся схожей с таковой у спортбайка. Просто необходимо вносить коррективы и поправки на больший ход сжатия вилки и реакцию мотоцикла при её отбое.
Итак, постепенно мы подошли к самой «вкусной» части материала, непосредственно к езде на переднем колесе, назовём этот процесс
Пролонгированное stoppie
Начинать учиться совершать прохваты на переднем колесе следует при твёрдо устоявшихся навыках исполнения «обычного» stoppie. По большому счету, длительная езда на переднем колесе – элемент чистой воды стантрайдинга, тем не менее, даже 10 метров такого променада куда более пафосны, нежели, скажем, 200-метровый «прохват» на заднем, да и с точки зрения исполнения это гораздо сложнее. Начнём, пожалуй, со скорости. Скажем, вышеупомянутые мною 10 метров на переднем колесе требуют ни много, ни мало прядка 80 км/ч первоначальной скорости, с которой нужно начинать торможение! Сказать, что активно зажимать тормоз на такой скорости страшно, значит не сказать ничего, но что поделать, надо! Иначе к толпе зрителей вы в лучшем случае проедете метр-другой, да ещё и не «в угле», после чего ваши шансы познакомиться с той симпатичной блондинкой (надо, впрочем, признать, что и без того невысокие) упадут практически до нуля.
Как показывает практика, для более-менее длительного экскурсионного дефилирования на переднем колесе потребуются два важных составляющих. Первое – это чисто ментальная единица, которую, увы, нельзя схватить за филейную часть. Речь идёт о годами выработанной привычке, не позволяющей столь нагло и беспардонно «лапать» рычаг тормоза на такой скорости. Здесь проблема кроется исключительно в нашем сознании, и работать над ней не поможет ни одна статья, только внутренний голос самоубеждения с криками вроде «Чувак, ты это сможешь!». Ну, или «Лузер, купи себе мягкую игрушку и никогда больше не садись на мотоцикл!». Последнее самовнушение помогает особенно хорошо.
Вторая составляющая – это чувство мотоцикла и баланса, в которые должны также гармонично вписаться ювелирная работа передним тормозом и мгновенное пресечение попыток мотоцикла «сложиться» при исполнении длительного stoppie. Собственно, что происходит? «Оторвав» заднее колесо от поверхности на 80 км/ч, вы фактически становитесь обладателем моноцикла, единственным рычагом воздействия на который будет являться ваше собственное чувство баланса. Если же аппарат всё-таки начал «складываться», то единственным верным решением в такой ситуации для предотвращения неминуемого падения будет немедленное приземление. Конечно, поскольку колёса будут находиться в разных плоскостях, то «расколбас» и пошло-фривольное повиливание задней частью мотоцикла вам обеспечены. Но это отнюдь не смертельно и довольно легко «отлавливается», особенно если есть такая «фича», как демпфер рулевого управления. А на длительность проезда на переднем колесе будут влиять два фактора. Первый – это первоначальная скорость, с которой происходило торможение. Чем она выше, тем, теоретически, можно больше проехать. А второй – это работа передним тормозом. Здесь зависимость следующая: чем меньшее давление оказывается на его рычаг, тем, соответственно, вы больше проезжаете. Совет в данном случае могу дать только один – практика и ещё раз практика. Надо ли также упоминать о том, что снятые с подножек ноги – это откровенный моветон, хотя при начале обучения ничего зазорного в этом нет. Другое дело, когда ноги снимаются специально, для того чтобы показать, насколько исполнитель владеет техникой stoppie, но это опять-таки техника стантрайдинга. Цель этого материала – не залезать в столь глубокие дебри, а максимально приблизиться к ежедневной городской эксплуатации преимущественно спортбайков. Ведь что первым делом будет делать обладатель пластиковой ракеты, более-менее сносно научившийся исполнять этот элемент? Правильно, немедленно демонстрировать его всем окружающим, естественно, в условиях городского движения! И винить его в этом ни в коем случае не следует, ведь, собственно, для чего был весь сыр-бор и потраченное время на обучение?
Ещё раз хочу предупредить о некоторых характерных моментах. Скажем, я ни раз наблюдал, как при групповых покатушках на спортбайках более опытные райдеры красиво «подвисали» в stoppie на светофорах. Причём, как положено. В правильном угле. С двухсекундной задержкой. Вот только их менее опытные товарищи, явно, не ожидавшие такого расклада и следовавшие за ними колесо в колесо, при торможении просто под них заезжали… Всем было очень весело, кроме непосредственных участников клоунского представления. А ведь автор много раз наблюдал картину, когда под «удачливого» исполнителя stoppie заезжал не другой мотоцикл, а автомобиль. Другими словами, прежде чем эффектно и красиво «застопиться», нелишним будет взглянуть в зеркала… Есть ещё и такой момент. Не всегда удаётся приземлить мотоцикл идеально ровно, вилка складывается, и аппарат приземляется довольно «косо». Тоже ничего страшного, если вы, конечно, не исполняли сие действо между двумя лакированными боками «бюджетных» немецких лимузинов.
Напоследок хотелось бы рассказать занимательную историю о вреде жевательной резинки.
Опасный «Бубль гум»
Однажды автор статьи «исполнил» до сих пор мучающий его ночными кошмарами незабываемый stoppie…
Породистое немецкое купе несло в своих недрах небесной красоты создание, явно из другой жизни. Дело происходило восемь лет назад, поэтому Honda FireBlade самого первого выпуска вовсе не смотрелся свежеукраденным из политехнического музея раритетом. А гордо восседающий на нём автор пребывал в полной растерянности на предмет того, как обратить на себя внимание прекрасной и столь недоступной дивы. Загоревшийся угрожающе красным глазом сигнал светофора явился для меня решительным знаком к действию – красиво исполненное stoppie наверняка должно помочь! Всё получилось действительно очень красиво – двухсекундное зависание прямо рядом с водительской дверью красавицы. Плюс идеально ровное приземление, твёрдо стоящие и ни разу не дрогнувшие ноги на подножках. Всё шло по плану. Попытавшись привычно выставить правую ногу на земную твердь, я слишком поздно понял, что мне что-то мешает это сделать. Впоследствии оказалось, что это была намертво приклеившая мой мотобот к подножке жвачка… Породистое немецкое купе явилось естественной преградой для падавшего на правую сторону мотоцикла. А у богообразного создания оказался столь ужасающий голос и словообразующий запас, что лишний раз дало мне повод задуматься о несоответствии формы и содержания. Поэтому хочется ещё раз позанудствовать напоследок. Чем меньше вокруг вас будет различных объектов при исполнении stoppie, тем меньше вероятность каких бы то ни было «траблов» даже при самом неблагоприятном раскладе. И не наступайте на «Бубль гум»…
текст: Владимир Здоров МотоРевю 2005