Памир 2010
18 ноября 2010
описанной Экзюпери, все маленькое,
все трудное, все на грани выживания.
Только горы здесь непомерно велики
Мысль еще раз вернуться на Памир пришла ко мне сразу, после того как я уехал оттуда в пацановском возрасте после трехлетнего проживания там, а именно в кишлаке Мургаб – Гороно-Бадахшанской Автономной области – сердце Памира. Год 1987-88-89.
С тех пор утекло много воды, а с ней и таджикская гражданская война, которая не давала осуществить мою мечту – вновь встретиться с ним, с Памиром.
Идея мотоциклетного Памира была озвучена в прошлом году во время нашего алкотрипа по Узбекистану с Дэном, Темой и Андрюхой Чимкенским (по другому не назовешь)) и единогласно поддержана и обмыта
Подготовка началась аж с зимы этого года. Я шерстил Интернет, черпал информацию о дорогах, расстояниях, КПП, условиях, контактах, явках и паролях. Карта Центральной Азии стала любимым чтивом. А уж сколько было выпито на Моторсе… не счесть.
Но чем больше я смотрел на нее, тем больше понимал, что расставить опорные точки ночевок для меня является полной мглой – опыта одних сплошных перевалов у меня не было. Какие бы маршруты, отбивки я не представлял – все заканчивалось на границе Таджикистана – дальше хз.
В общем, к назначенному старту, 15 мая все было готово – поставлен Асербесовский бак, сварен багажник, куплены мотобаулы и т.д. К этому времени в нашей команде появился еще один желающий – некий Адри из Голландии, который собирался арендовать у меня только что купленную Honda XR650L и покорить поднебесные перевалы.
За месяц перед выездом первым «нежданчиком» – стал беспредел в Киригизи. Часть нашего маршрута должна была пройти именно там – а именно Памиро-Алай, Юго-Западная Киргизия. Границы с Киргизией быстро закрылись на неопределенный срок, да и желание ехать через «непонятки» сразу исчезло. Решили ехать через Узбекистан. Перекроили маршрут, голландец Адри с корчем переделал визы и в целом тоже перенастроился. Главное, что поездка все равно должна состояться.
Вторым, САМЫМ большим «нежданчиком», буквально за неделю до выезда, прозвучал коллективный отказ от поездки. У чимкенского Андрюхи на работе нарос босс с новыми делами и запряг его на всю катушку, Дэн слег в недуге, Тема просто сказал – я не еду. Только Адри пробиваясь сквозь пепел исландского вулкана, жаждал увидеть, что же такое Центральная Азия.
Адри – далекий незнакомый друг.
Адри 56 лет. Семейный, имеет 8-ми летнюю дочку и двух сыновей, из-за которых, как он сказал, он поседел быстрее обычных людей. Живет в пригороде Амстердама. Имеет БМВ с коляской, собранный в каком то тюнинговом ателье. Не имеет никакого двухколесного опыта, не говоря уже об эндуро. Был тренером по плаванью, получил травму, потом механиком грузовиков, потом ассистентом в психиатрической больнице – роль которого заключалась в одевании на больного успокаивающей экипировки – ну а сейчас как я понял он нифига ничего не делает.
За полгода до выезда Адри плотно поддерживал переписку со всеми участниками трипа. Т.е. заочно он всех знал.
Больше всего мне понравилась вот эта фотка.
Адри в армии (слева) , в каком то «ламповом» 1975 году, на фоне французского танка «Леопард», с сослуживцами как минимум из группы «Led Zeppelin» нагло развалился с бананом в руке. Вот так выглядели европейские солдаты срочной службы в 70-е годы)) На вопрос как вам разрешали быть «патлатыми» он удивленно ответил «а нам никто не запрещал..?»
Адри прилетел на несколько дней раньше, успел побухать во всех злачных местах, отказался от «гостишки» и решил пожить на «Спорте» В первую ночь он афигел от гостеприимства Командора и Алекса, которые влили в него и в себя месячный запас «спортовского» алкоголя и потом улеглись на тахте которую сначала забронировали для Адри и в унисон со звуком раскрученного Ижа захрапели.
Я решил поселить его у себя на хате – так сохранней…
Вечером перед выездом сделали генеральную примерку багажа – все легло супер и выглядело вот так
2. Пробить туристический маршрут для SilkOffRoad (КПП, дороги, тур.операторы, гостевые дома и прочие условия).
3. Посетить Фанские горы, а именно международный альплагерь «Вертикаль-Аллаудин» где еще не ступало колесо эндуро и залепить там наклейку с нашим лого.
4. Найти возле Мургаба пещеру, в которой загорается таинственный огонек.
5. Посетить озеро Ронгколь.
6. Найти рубин с яйцо динозавра и стать богатым и процветающим мистером Бутчем.
7. Найти в районе Мургаба метеоритный кратер, который я случайно обнаружил в Google Earth .
8. Ну и конечно получить от всего этого удовольствие и благополучно вернуться.
Старт!!!
19 мая. Алматы- Шымкент. 690 км.
Встали утром в 6.00 и рванули. Сегодня самый большой асфальтовый отрезок. Поэтому перли, как локомотив – без остановок. В связи, с чем и были пойманы дважды на радар – один раз на Курдае, другой раз после Чуйского поворота. В обоих случаях был поражен аппетитами жопалицых.
Между Джамбулом и Шымкентом ударными темпами строилась новая дорога «Западная Европа-Западный Китай».
Масштабы строительства впечатляли. Везде техника, везде люди, везде движняк. Поскорей бы катнуться по ней подумал я. И тут же подумал – да, у нас если делают действительно настоящую скоростную хорошую дорогу то только для того что бы потом усыпать ее знаками 40, или еще какими-нибудь капканами.. Правда жизни. Жаль только что вырубают лесополосу вдоль дороги.
К вечеру приехали в Шымкент, где нас встретил Андрей Чимкенский как говориться со всеми делами – баней, борщом, водкой и гостеприимным домом со всем его семейством.
Почти тезки.. Андре Чимкенский(слева) и Адри Голландский (справа)
Замечу интересную деталь. Многие европейцы приезжая в мототур по Азии, да и не только в мототур, одевают на себя самые конченые вещи – на вид просто обноски своих дедушек и бабушек. Не могу понять, толи что бы не покупать новые, толи что бы добить старые, толи и так прокатит, мол люди тут не лучше. Наверное, как то также думал и Адри когда вышел на ужин из бани в своих европейски-дырявых носках через которые можно было отсветить «фак» любым пальцем. Отец Андрюхи Чимкенского чуть не заплакал, глядя на него. Он ушел и через пару минут вышел и «загрел» Адри пару новых носков.
Но в целом посидели душевно, и пошли спать.
20 мая. Шымкент –Джизак. 350 км
С утра Андрей угостил нас завтраком в гламурной кафешке, где я впервые попробовал огуречный лимонад, как сказали хозяева кафе, сделанный по их собственному рецепту.
то что осталось от огуречного лимонада
Андре сопроводил нас за город на своей боевой Yamaha WR, где заодно мы посетили Ноев ковчег – такая местная достопримечательность.
Как все нормальные люди, шымкенцы тоже считают, что Ной припарковался именно у них и именно отсюда зародилась жизнь. Как говориться «Базару нет!».
Андре – спасибо тебе за настоящее южное гостеприимство. Жаль, что ты не смог поехать с нами.
К узбекской границе подъехали к обеду. Границу прошли за три часа. Оставив бабок казахским погранцам «чтоб без очереди» и отметившись «нашему» таможеннику, который не хотел пускать иностранца Адри на мотоцикле с казахстанскими номерами – обосновывая свой хлеб знанием законов о номерах. На просьбу продемонстрировать этот закон на бумажном носителе, он сказал «закон лежит в сейфе у нащальника, нащальник будет поздно вечером и покажет вам».
«Развода» была левая, но даже если он был прав, ждать точно не хотелось.
Пришлось дать - «нате нащальник, да прибудет с вами позитив!!» Забегу вперед. Мы проехали кучу Узбекских, Таджикских милицейских постов, прошли Узбекские, Таджикские и Киргизские КПП включающие в себя погранцов, таможенников и даже наркоконтроль - и с нас не взяли ни копейки, наоборот, угощали чаем и давали всю необходимую для нас информацию, а вот наши самые бедные из бедных народов центральной Азии – брали и брали не мало.
Было реально обидно.
Узбекистан как всегда встретил нас скудным ландшафтом, но с не плохими дорогами на твердую четверку – широкими, с разделительными бетонными отбойниками и редкими машинами. ГАИ радарят часто.
Вечером заехали в город Джизак. Стали искать жилье. Через инет я ничего не нашел и решил оставить это дело на волю звезд – которые как известно либо улыбаются тебе в пути либо нет.
Звезды улыбнулись, и мы нашли гостиницу, да не просто гостиницу, а гостиницу с названием – «Узбекистан». Большая многоэтажная гостиница с большим парком у фасада выделялась от всего Джизака вместе взятого. Даже Адри заценил: «м-м куул, рашин стайл..». Это был реальный монумент советской эпохи – даже когда зашли, у вахтерши толстой тетки, так и хотело слететь с уст – МЕСТ НЕТ! Но мест было навалом. Не было только света и воды. А еще было много путан и караулящих их на улице ментов.
Решили сходить куда-нибудь покушать. Нам посоветовали кофе «Нафиса». Там мы «заточили» настоящую Джизакскую самсу. Я про нее слышал еще в Алматы. Славится она в первую очередь своими размерами. Это половина листа А4. Про вкус я вообще молчу – нет слов – одни слюни. Поначалу когда Адри надкусив увидел в самсе жир он сказал, что в Голландии жир не едят, не полезно, и он тоже предпочитает его не есть, но когда проживал, он уже ничего не говорил, а обжигаясь, жадно пожирал с выпученными глазами одну за другой. Мы съели с Адри по три штуки и хотели еще, но влили слишком много пива, и по ходу в нас просто не осталось места.
21 мая. Джизак – Самарканд – Педжикент (Таджикистан). 170 км.
Сегодня нас ждал Таджикистан. Мы встали пораньше и выдвинулись.
На перевале перед Самаркандом. Трех вагонный горно-маневренный пассажирский поезд.
По дороге к Самарканду. Местная достопримечательность «Ворота Тимура» и вандализм, а может «граффити»
Путь был проложен через Самарканд и конечно Адри попросил сделать остановку что бы посмотреть восточные купола.
Самарканд. На фоне мавзолея Гур-Амир
Самарканде не стали задерживаться и двинули к границе. Границей был приятно удивлен. Обе стороны имели небольшие КПП и не единого человека жаждущего попасть туда или оттуда. Узбекский пост прошли вообще молча, все сделали свою работу как роботы. На Таджикском нас сразу пригласили в здание (будка-кунг) и налили чаю. Все оформили, рассказали, пояснили, взяли какой то официальный взнос с транспорта, – около 20 долларов,дали квитанцию и пожелали удачного путешествия.
Город Педжикент был рядом – чуть больше 10 километров от границы. Ландшафт резко изменился. После Узбекской равнины, откуда-то наросли горы
Ворота города Педжикента
В гостевом доме. Педжикент
Примерно вот такие цены для туристов по Таджикистану.
В этот день звезды свели под крышей нашего гостевого дома - земляков Адри, трех - голландцев, одного «самоходного» немца и бизнесмена индуса – мистера «Мумбая», как окрестил его Адри. Ну и местные – администратор гестхауса, его семья, и местная гидша девушка Ситора. Никогда не забуду, как с Ситорой ездили по Педжикенту в поисках хорошей водки, почти как за героином – долго и подозрительно. Вечером было застолье. Мы угощали всех водкой и наперебой общались. Интересные моменты тура - встретиться с людьми из разных стран, с которыми ты завтра уже не увидишься, но которые такие же, как ты, просто, куда то едут, идут, летят лишь бы увидеть что-нибудь новое. Ситора рассказывала, как она была гидом по Памирскому тракту, сопровождая 15 итальянских мотоциклистов. Чтобы помогать быстро проходить милицейские посты, минуя бумажную волокиту и не ждать постоянно отстающей машины, в которой она ехала, итальянцы посадили ее пассажиром на байк. Без шлема и шапки она проехали весь Памир и сильно застудила голову. Теперь у нее часто головные боли. Вот такие итальянские джентльмены-байкеры!
22 мая. Педжикент – Альплагерь Вертикаль -Аллаудин (Фанские горы). 80 км
Утренний выезд сопровождался сильным дождем. На деле проверил новый Can-amовский дождевик. Работал хорошо -все было сухо.
В дождевике Can-am. Одобрено SilkOffRoad.)
На ногах экипировка по старинному эндурячиму способу сохранения сухих ног – на носки надеваешь толстый полиэтиленовый пакет и толкаешь ногу в обувь. Нога сухая независимо от погоды, а ботинок, фиг с ним, высохнет сам на ветру.