Групповая езда на мотоциклах - американский вариант
14 апреля 2008
Могу честно признаться, что за все сорок лет, что я езжу намотоциклах, отрицательные эмоции при езде в колонне с другимимотоциклистами я получал нечасто. А все потому, что уже вскоре послетого, как я замечал, что кто-то из участников группы начинаетдемонстрировать небезопасное поведение или стиль вождения (вобщем-то, в большинстве случаев все остальные участники относились кэтому достаточно терпимо), я объявлял на очередной остановке дляотдыха, что вынужден покинуть колонну, и действительно отрывался отнее и продолжал свой путь в одиночку. Последний из подобных случаевпроизошел со мной совсем недавно, порядка года тому назад, когда я имоя пассажирка (Elaine) присоединились к группе мотоциклистов возлеХьюстона. Это были новые для нас люди, и мы быстро поняли, что вэтой колонне каждый предоставлен самому себе и волен делать все, чтозаблагорассудится, в смысле стиля езды и дисциплины. На первой жеостановке мы вежливо отказались от продолжения участвовать в ихпробеге и покинули колонну.
Точно так же однажды нам пришлось покинуть колонну участниковпробега местного отделения GWRRA (Gold Wing Road Riders Association)на полпути к конечной точке маршрута - после того, как мы, находясьв плотной колонне, испытали на себе несколько крутых поворотов наскорости около 150 км/ч, что для них было, по-видимому, "нормальнымделом". Независимо от того, что многие участники поездки былиновичками и в смысле навыков вождения, и в смысле участия впредыдущих пробегах этой ассоциации, и лидеры не имели ни малейшегопредставления об их опыте вождения мотоцикла (Это было исключением,потому что во всех прочих пробегах GWRRA, в которых мы участвовалидо этого, безопасности уделялось куда большее значение).
Наверное, в нас скорее всего просто говорит некая гордость за то,как мы привыкли относиться к групповой езде - со всейответственностью. Проще говоря, мы не хотим брать на себяответственность за потерю или травмы тех, кто едет в одной колонне снами, и поэтому принимаем все возможные меры предосторожности.Именно по этой причине мы осознаем, что всегда найдется много людей,которые скажут, что наш стиль - слишком "самоограничивающий", и онине испытывают удовольствия в полной мере от такой езды. Тем не менеемы гордимся тем, как мы организовываем наши совместные поездки, ихотели бы поделиться некоторыми соображениями с читателями.
Подавляющее большинство наших поездок планирует Elaine (онасчитается у нас Road Captain и едет во главе колонны). Я езжузамыкающим. И до сих пор никто из наших попутчиков вроде бы нежаловался на то, что нам не удается "сберечь свое стадо" в пути. Мысчитаем, что наша основная работа, пока мы движемся все вместе -сделать все возможное, чтобы поездка удалась и была приятной ибезопасной для всех, а приобретенный каждым участником пробега опытбыл лишь положительным. Когда по возвращении обратно группараспадается, то естественно, наша ответственность на этомзаканчивается, но и тогда мы не считаем зазорным по прибытии домойподнять телефонную трубку и позвонить друзьям, чтобы спросить, какони добрались до дома - особенно в плохую погоду, или если у кого-тов пути случались поломки (в таком случае мы вместе с Elaine иликто-то один из нас берем на себя функцию своеобразного эскорта ипровожаем хозяина такого мотоцикла до самого дома, чтобы убедиться,что он, распрощавшись со всеми, не встанет на полпути).
При движении колонной мы придерживаемся уровня наименее опытногоучастника. Мы настаиваем на соблюдении дисциплины и сигналов,подаваемых руками, а также обязательно планируем пит-стопы черезкаждые 120 км.
Мы не без оснований считаем, что в многодневном путешествии завтранасладиться поездкой уже не получится, если сегодня с тобой что-тослучится. И настаиваем на том, что каждый член группы обязан следитьза тем, чтобы все остальные выполняли это простое правило.
Никому не разрешается покидать колонну, если об этом не поставлен визвестность замыкающий. В случае, если колонну хочет покинутьотносительно неопытный мотоциклист, считается хорошим тономпредложить ему сопровождение, если он чувствует себя неуверенно инамерен вернуться обратно. Замыкающим колонны становится лишь тот,кто назначен ведущим на эту позицию, и никто другой. Помимо всегопрочего, таким образом мы можем быть уверены, что никто не отстал ине потерялся ни в пути, ни на остановках; и только в этом случаеведущий колонны имеет возможность получать от постоянногозамыкающего по радиосвязи полноценную и адекватную информацию оситуации в колонне в каждый момент времени (скорость колонны,необходимость ее снижения или, наоборот, возможность увеличения, какгруппа прошла очередной поворот и кто проходил его неуверенно или сошибками, и т.п.) и на основании этого вносить коррективы в процессдвижения.
Должен признаться, что однажды парочка дам-мотоциклисток, которыебыли с нами в поездке, намекнули нам, что скорость колонны не таквысока, как им хотелось бы, и что они хотят ехать более быстро.После этого они оторвались от нас. Никто никого не держит - радиБога. Но никогда не делайте этого в движении!
Однажды я слышал, как кто-то из активисток одной мотоассоциацииназвал хьюстонское отделение женского мотодвижения Lone Star Ladies"группой мото-домохозяек" (the 'Cook and Sew' group) в том смысле,что они ездят слишком уж осторожно. Но мы лично считаем этокомплиментом в их адрес.
Перед каждой поездкой мы собираем небольшое совещание, на котороммы:
• Обсуждаем, куда мы едем, и выбираем маршрут.
• Заранее планируем тактику смены полос и поведение членов группыпри непроизвольном разделении колонны на несколько частей.
• Договариваемся, на каком канале ведутся радиопереговоры, а также отом, что КАЖДЫЙ член группы без исключений дублирует все сигналы, которые ведущий подает руками.
• Демонстрируем и объясняем значение каждого такого сигнала.
• Определяем наличие опыта и уровень навыков всех новичков.
• Каждому новичку указываем его место в колонне (slot), которое он обязан занимать до тех пор, пока замыкающий колонну не убедится в его водительском мастерстве.
• Паркуем мотоциклы бок о бок в очередности движения колонны, после чего каждый из членов группы производит последний быстрый осмотрсвоей машины, а затем - еще и осмотр машин слева и справа от себя, которые в колонне окажутся соответственно впереди и позади него.
• В ходе подобных кратких брифингов мы также выбираем ведущегоколонны, а он, в свою очередь, объясняет всем остальным, чего он отних ждет. Таким образом, Road Captain считается избранным, иучастники пробега выстраиваются в шахматном порядке.
Мы ни в коем случае не навязываем свой стиль групповой езды всеммотоциклистам, но те, кто присоединился к нам и соблюдает этинесложные правила, могут быть спокойны за свою безопасность - онизнают, что мы не оставим их в беде.
Иногда мне приходится слышать от тех, кто предпочитает передвижениена мотоциклах в гордом одиночестве, что езда колонной - не более чемигра в догонялки, "а мы крутые и водим большие мотоциклы, поэтомупросто ехать вслед за кем-то - не для нас", заявляют они.
Нет проблем, если кто-то предпочитает ездить в одиночку -пожалуйста. Но я в корне не согласен с мнением о том, что концепциядвижения в колонне - это просто "гонка за лидером", и хотел быразвеять это заблуждение.
Присоединившись к колонне, ты тем самым выражаешь свое согласие стем, что теперь ты будешь следовать за ведущим, а прикрывать тебясзади будет замыкающий. Ты соглашаешься "держать свое место вколонне" (то есть поддерживать необходимую дистанцию и двигаться вшахматном порядке). Кроме того, ты принимаешь на себя обязательствособлюдать основное правило при движении в колонне: "избегать удара видущий впереди тебя мотоцикл ".
На первый взгляд такие правила, казалось бы, принуждают членаколонны к пассивной роли. Но это не совсем так, и кроме сказанного,для каждого члена команды всегда найдутся другие обязанности. Тыдействительно соглашаешься следовать за лидером - но лишь до техпор, пока ЭТО НЕ ПРИВЕДЕТ К ОПАСНОСТИ. Ты в любом случае долженвсегда полагаться только на себя самого и самостоятельно определять,безопасен ли для тебя данный маневр или нет. Другими словами, тысоглашаешься всегда самостоятельно отвечать за свою собственнуюбезопасность. Именно это и подразумевается под фразой, которую мытак часто слышим в разных контекстах: "ride your own ride!"
Получается, что движение в колонне - вовсе не такое пассивноезанятие, как может показаться. Все члены группы всегда играют в нейАКТИВНУЮ роль. Иногда даже слишком.
Ты можешь сказать, что все это лишь игра слов и что несмотря ни начто, активными составляющими колонны все равно остаются ведущий изамыкающий, а все остальные участники не играют в колонне никакойособой решающей роли и их участь - не более чем следовать по пятамза лидером. Специально для таких, как ты, приведу всего лишьнесколько примеров, которые, надеюсь, изменят твое мнение.
Не далее как вчера группа из 7 участников на 5 мотоциклах выехала вкороткое (150 миль - 241 км) путешествие. Среди нас оказалсяновичок, который до этого не был знаком ни с кем из нас и не имелопыта вождения мотоцикла в колонне. Мы объяснили ему наши принципыдвижения и за неделю до поездки вручили соответствующую инструкцию,составленную специально для новых членов нашей группы. Движение мыначали в довольно осторожной манере, учитывая наличие в колонненовичка.
Ведущий решил выделить место для новичка непосредственно передомной, а я ехал в хвосте колонны. После выхода на трассу лидер нестал сразу развивать крейсерскую скорость и сдвигаться левее, апродолжал держать крайнюю правую полосу, чтобы я смог в течениекакого-то времени оценить навыки езды нашего нового партнера.
Я понял, что новичок отлично владеет своим мотоциклом, но проявляетнервозность из-за того, что вынужден находиться в крайней правойполосе (и я, в общем, тоже). Так мы двигались до выезда за чертугорода, не имея возможности совершать маневры из-за плотного потока.
И вдруг кто-то в группе, не менее нашего желая ускориться исдвинуться в левую полосу, выступил по рации: "Эй, Гарри, я туткраем глаза заметил, что дорога-то, между прочим, ТРЕХПОЛОСНАЯ".Гарри (во главе колонны) в ответ на это колкое замечание попросилменя заблокировать левую полосу, после чего наша колонна ушла левее.
Ну и что тут такого? Да то, что один из членов группы взял на себяответственность за фактически принятие решения, спровоцировав всехостальных на ожидание маневра, которого ведь могло и не последовать,потому что я, следуя замыкающим, еще не успел проинформироватьлидера относительно навыков нашего новичка! А если бы я увидел, чтоновичок не в состоянии двигаться с нами дальше в силу отсутствиядостаточных навыков, я был бы вынужден запросить остановку [В нашихпоездках замыкающий обладает большими полномочиями] - при том, чтобольшинство участников после несвоевременного комментария уже началимысленно готовиться к ускорению, и мой приказ остановитьсяоднозначно привел бы их в замешательство!
Так что мы действительно ожидаем от каждого в нашей группе активныхдействий, но не стоит делать это ТАК активно и запутывать ситуациюлишь для того, чтобы удовлетворить свой личный интерес. Мы призываемк тому, чтобы каждый участник колонны проявлял активность не тольков своих интересах, но и в интересах других.
А вот еще один вчерашний пример. Мы с Elaine отделились от колонны вконце поездки и свернули на другую дорогу, чтобы добраться до дома.Дорога была незнакомой и проходила через холмистую местность сомножеством закрытых поворотов, однако нам удавалось поддерживатьскорость на уровне 60-70 миль в час (96-112 км/ч); движение было нестоль оживленное, и условия позволяли.
На протяжении последних 8 лет мы выбираем Elaine лидером колонны и вэтом качестве она уже проехала более 50 тысяч миль - ей хорошо этоудается. При приближении к незнакомым виражам она проявляетосторожность, особенно если в группе есть другие участники, кроменас двоих. При всем при этом иногда она отрывается и закладываетповороты на скоростях, которые превышают рекомендуемое значение на10-20 миль/час (так, если на знаке указана рекомендуемая скорость 45миль/час, мы проходим этот поворот на 60, и обычно для нас этонормально).
Так вот вчера вечером мы шли по незнакомой дороге на скоростипорядка 70 миль/час (112 км/ч), и тут я замечаю, что впереди насждет поворот, перед которым установлен знак "Рекомендуемая скорость20 миль/час"!!! (32 км/ч). Видимо, Elaine отвлеклась на панельприборов и пропустила знак! Я начинаю понимать, что это уж слишком инам не удастся вписаться в поворот на этой скорости. Лишь совсемблизко от входа в вираж ей удалось сбросить скорость до 30 миль/час(48 км/ч), да и то только потому, что я успел сказать ей о ее ошибкепо рации: "Там был знак 20!". Забыл сказать, что та криваясовершенно не просматривалась и нам вплоть до самого поворота небыло видно, что находится за ним. Потом уже выяснилось, что все, чтоуспела увидеть Elaine - это ряд стрелок, расположенных за знаком иобозначающих опасный поворот, но она и подумать не могла, что оннастолько крутой! Тем не менее нам обоим удалось вписаться в негобез проблем. Почему? Потому что я вовремя взял на себяответственность и мой комментарий по радио сыграл решающую -активную! - роль. Другими словами, все члены группы должны смотретьпо сторонам не только за себя, но и "за того парня". Все верно - втот момент Elaine была ведущим нашей маленькой группы, но если бы япринял пассивную роль "рядового участника, который просто держится вхвосте и не отстает", мы оказались бы оба рядом в одном кювете, исчастье, если мы сумели бы дожить до реанимационного вертолета.
Быть участником колонны - значит обладать постоянной поддержкойтоварищей, которые увидят то, что можешь не заметить ты, исовместными усилиями правильно оценят ситуацию, в которой ты одинмог бы растеряться. Рядовые члены группы всегда помогут в беде, исовместно принятые решения всегда оказываются оптимальными. Я знаю,что каждый из моих соратников в любой момент поездки играет активнуюроль и подстраховывает соседа, и это даже не вопрос. Страшноподумать, что кто-то из моих друзей не смог бы вовремя предупредитьElaine о том повороте, не окажись там меня. Если ситуация можетразвиться или уже развивается в опасную сторону, никто из нас небудет слепо держаться за лидером. И что более важно, никто из нас непозволит лидеру оказаться в такой ситуации. Потому что у каждого изнас - активная роль.