Дойные коровы
11 августа 2008
Читатель! Посмотри на себя в зеркало! Что видишь? Если в зеркале просматриваются копыта, хвостик с кисточкой, рога и большое розовое вымя, то, значит, мы опоздали, и ты уже стал бесправной дойной коровой. Вернуть пострадавшему человеческий облик, утраченные здоровый сон и наличные деньги, а также предостеречь от конфуза остальных, не столь запущенных, пациентов призвана эта статья.
Как вы, наверное, догадались, речь пойдет о защите прав потребителей. Это только с виду мотоциклист этакий суровый викинг, на самом деле, под кожей, кордурой и карбоном, если копнуть, скрывается чувствительный и ранимый потребитель, которого нужно защищать. Что мы в содружестве с Законом о защите прав потребителей и сделаем.
Начнем с самого наболевшего – заказа запчастей и экипировки по каталогу. Всем известно, что на просторах нашей родины купить не на заказ что-либо, кроме совсем примитивных расходников, практически невозможно. Самое же обидное, что поставить что-либо заказанное в срок, нужного размера, а также должного качества считается у нас, как выражалась моя бабушка, mauvaux tone.
Обычно в договоре значится срок поставки – две недели, по истечении которого ни у кого из добросовестных торговцев не возникает и мысли, что не плохо бы позвонить и, извинившись за задержку, хотя бы наврать, что все скоро будет. Нет, наследники традиций Морозова и Третьякова предпочитают ждать, пока вы позвоните сами, и недовольными, словно вы им задолжали порядочно денег, голосами рассказывают вам байки про зловредных таможенников. Бороться с такими безобразиями можно тремя способами:
1) звонить, несчастным голосом скуля, ненавязчиво клянчить свое кровное;
2) звонить, с грозными интонациями ругать продавцов и требовать директора;
3) третий способ – правильный, о нем мы расскажем подробнее.
Если в договоре стоит срок поставки – 14 дней, то на 15-й надо, никому не звоня, составить претензию (в произвольной форме, но лучше проконсультироваться у юриста), в которой изложить, что сроки поставки истекли. И вы вправе по ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» (купите, стоит недорого, а книги полезней не издавали давным-давно) требовать за каждый день просрочки пеню в размере 3% от суммы договора, но в сумме (за все время задержки) не более 100% стоимости заказа. Считайте – три месяца «динамы» – и заказ ваш. С 90% скидкой. Только не забывайте, что пени можно требовать только с момента предъявления претензии, которую следует отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении. В таком случае у недобросовестных продавцов не будет шансов отвертеться.
Закроем глаза, расслабимся, подумаем о чем-нибудь приятном, например, о неодетой мулатке на скутере… И представим себе, что заказ вам привезли в срок. Такое тоже бывает. Вам позвонил вежливый менеджер и пригласил подъехать. Вы приезжаете в офис, вам передают заветные коробочки и пакетики. Просят расписаться в получении. Стоп! Пока не проверите качество и комплектацию товара, ничего не подписывайте! Это ваше право (ст. 4). Открыли, ужаснулись? То, что в каталоге выглядело на миллион долларов и сияло повышенными потребительскими качествами, на деле оказалось засушенным расчлененным трупом Франкенштейна? А продавец, ничтоже сумняшися, уверяет вас, что краше этих поворотников он в жизни не видел? Не печальтесь, не надо вступать с ним в ненужную полемику, ведь нравится/не нравится – сугубо субъективные понятия. Гораздо проще воспользоваться ст. 25, дающей нам право вернуть в течение двух недель товар надлежащего качества, не подошедший по размеру, комплектации и т.д. (перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату – постановление Правительства РФ от 20.10.1998 №1222, 06.02. №81, так что если вы клизму, к примеру, заказывали, или агрохимикат, тогда – извините…). В договоре написано, что заказанный товар обмену и возврату не подлежит? Ok! (Ст. 16) это положение договора не имеет юридической силы, поскольку в нашем правовом государстве никакие договоры ущемить законные права граждан не могут! Правда опять на вашей стороне.
100% гарантию вам дать может только страховой полис, говаривал наш отец и учитель Остап Бендер. 100% – это, конечно, хорошо, но ведь каждый продавец, особливо одежды и обуви, норовит написать на чеке «гарантия 14 дней» и чувствовать себя на вершине мира. Спустим его на забросанную окурками землю: ст. 19 гласит, что если гарантия не ограничена отдельным договором, то ее срок составляет два года. А писать на чеке можно что угодно, и информация о таком забавном сроке гарантии имеет такую же юридическую силу, как, к примеру, запись на том же чеке о том, что покупатель обязуется вступить с продавцом в предосудительную интимную связь. Большинство продавцов об этом знают, и стоит только показать свою юридическую грамотность, как они уже идут на попятную.
Купили себе, скажем, мотоциклетные кроссовки, а у них через полгода треснула подошва. Что делать: плакать горькими слезами и устраивать обувке роскошные похороны, ведь гарантийный срок на обувь – 30 дней? Вовсе нет! У кроссовок не должна трескаться подошва, ни через полгода, ни через год – это, к гадалке не ходи, существенный недостаток (ст. 5) при возникновении которого в течение срока службы изделия (срок службы обуви, одежды, мотоциклов равен 10 лет, если иное не установлено изготовителем), вы вправе требовать расторжения договора купли-продажи и возврата вам денег. Установить, существенный или нет дефект приключился с вашей покупкой, должна экспертиза, причем за счет продавца, однако стоит знать, что если эксперты установят, что недостаток возник вследствие неправильной эксплуатации, то вам придется не только забыть о новых кроссовках, но и оплатить стоимость экспертизы. Так что не стоит резать пополам подошвы поизношенной надоевшей обуви в надежде на возврат денег. Себе дороже выйдет.
Мотоциклы, особенно японские, ломаются не часто, но, как говорится, бывает и на старуху проруха, и добро, если в гарантийный период. Если же напасть постигнет вас по окончании срока гарантии, то, скорее всего, работники фирменного сервиса вам посочувствуют и предложат провести ремонт за деньги. Внимание! Воевать с дилерами имеет смысл лишь в том случае, если вы абсолютно уверены, что имел место заводской дефект (например, если вы ездили на мотоцикле по выходным раз в месяц, а через год застучал коленвал), поскольку экспертизу (весьма недешевую, около $ 1000) будет назначать суд, в который вам придется обращаться с иском (в таком непростом случае никакие претензии, даже с уведомлениями о вручении, не помогут), и, если экспертиза установит, что вы поездили без масла, или же каким-нибудь иным способом нарушили инструкцию по эксплуатации, то вам придется (по решению суда) оплачивать не только экспертизу и судебные издержки, но и судебные издержки ваших оппонентов. Это может вылиться в весьма серьезные суммы, так что подходить к вопросу судиться/не судиться стоит, только взвесив все pro и contra.
Приходите в магазин за шлемом – и не в состоянии устоять перед «спецпредложением», покупаете – страшно сказать – с 35% скидкой шлем «прошлой коллекции», а через полгода у вас на скорости «под двести» срывает стекло. В магазине, честно смотря вам в глаза, заявляют, что для такой модели стекол уже не выпускают, и… предлагают купить еще один шлем. Тоже со скидкой . Что делать?
Требовать расторжения договора купли-продажи, так как… у шлема на скорости оторвалось стекло! А вам при покупке дали (ст. 10) инструкцию по эксплуатации, в которой написано, что на скорости стекло открывать нельзя? Не дали, уверен на все 100! Значит, нарушили ваши потребительские права – вы знать не знали (делайте глаза почестнее), что так поступать нельзя. Так что, господа незадачливые продавцы, будьте любезны – деньги на бочку. Однако добровольно деньги в таком случае отдаст лишь серьезная фирма, имеющая в штате юриста, который, прочитав вашу претензию, объяснит руководству, что в суде у них нет шансов. Сотрудники мелкой фирмы будут ругаться с вами, не подходить к телефонам и не являться в суд. Который, кстати сказать, очень даже легко рассматривает дела в отсутствие ответчика. Скажете, простому смертному в суде делать нечего, там, мол, коррупция и басманное правосудие? Отвечу исторической байкой.
Авраам Линкольн в бытность свою президентом США собственноручно вытолкал из своего кабинета посетителя и спустил его с лестницы. Когда его спросили, почему он это сделал, Линкольн объяснил, что посетитель глубоко оскорбил его, предложив ему взятку. «Но это же смешно, вы же президент США!», – воскликнул его собеседник, на что первый президент Америки сказал: «У каждого человека есть своя цена, а вывело меня из себя то, что мерзавец слишком близко подошел к моей!».
Коррупция, безусловно, присутствует, но дел такого масштаба обычно не касается, поскольку, если решается вопрос максимум на пару тысяч долларов, какова же будет взятка, предложенная судье за неправедный вердикт? Так что не бойтесь ничего и идите в суд с открытым забралом.
текст: Николай Кий МотоРевю 2004