Властелин кольца
27 августа 2008
У программистов термин How To означает «как сделать», или, иначе говоря, руководство по применению. Приобретя достаточный опыт езды по трекам, решил написать свое руководство – специально для тех, кто мечтает попробовать себя в роли рейсера, или уже стал им и хочет расширить круг своих знаний. Представленный материал ориентирован на треки Великобритании, однако он будет полезен и тем, кто предпочтет Ассен, Каталунью, Заксенринг и другие европейские треки.
Итак, с чего начать? Первый этап в подготовке трекового мероприятия – выбор трассы и времени. И здесь нужно определиться – какую же цель вы ставите? Если экстремальный туризм и деньги не проблема, то такие громкие имена как Brands Hatch, Silverstone, Rockingham, Oulton Park и Donington позволят вам навсегда прославиться в мотоциклетном кругу. Однако за высочайший уровень этих трасс придется платить, и немало.
Если же цель – как можно больше времени провести на треке при минимуме затрат, то имеет смысл обратить внимание на Mallory Park, Darley Moor, Croft и Snetterton. Тут условия попроще. Например, может не быть электричества в паддоках, или даже самих паддоков, а до ближайшей харчевни придется ехать минут 15. Однако качество покрытия обычно не уступает именитым кольцам, а цена заметно ниже.
Часто большое значение имеет выбор даты, особенно если надо подгадать под отпуск или выходные. В этом случае поможет интернет. Посетите сайты основных трековых операторов и выберите подходящий день, благо, программа обычно публикуется на год вперед. Там же можно найти информацию о расценках, конфигурации трека на заданную дату (такие треки как Donington Park, Silverstone, Oulton Park и некоторые другие имеют несколько разных конфигураций «колец») и об ограничении шума. Да, да, громкость выпускной системы трекового мотоцикла – важный фактор. В так называемые «шумные дни» ограничение обычно составляет 105 Дб (обычное значение для гоночного глушителя), а в «тихие»– 98 Дб (глушитель дорожный). Эта информация пригодится при заказе мотоцикла.
И только определившись с датой и местом, можно заказывать мероприятие. Свяжитесь с трековым оператором (это дешевле и удобнее делать по электронной почте) и оговорите следующий список вопросов: есть ли свободные места в нужный день и в нужной группе (групп обычно три: новички, бывалые и асы); может ли фирма предоставить мотоцикл напрокат (везти свой из России экономически невыгодно, а в случае серьезного падения на треке все мероприятие и вовсе может превратиться в кошмар); будут ли приняты российские или международные права? Многие треки очень щепетильно относятся к формальностям. Само собой разумеется, наличие категории «А» в правах обязательно. Каковы требования к защитной одежде? Можно ли использовать раздельный комбез, или допускается только цельный? Но в любом случае, комбинезон должен быть только кожаный. Что произойдет с вашим заказом, если погода в нужный день выдастся отвратительная? (Многие фирмы позволяют приобрести за отдельную плату так называемую погодную страховку, позволяющую перенести мероприятие на другой день или получить возмещение. При ее отсутствии деньги не возвращаются). Имейте в виду – дождь плохой погодой не считается. И, наконец, есть ли питание на треке?
Если все ответы вас удовлетворили, пора доставать пластиковую карту и оплачивать заказ. Подтверждение бронирования и пакет документации по треку обычно приходят по электронной почте через несколько часов. Следующий шаг – планирование дороги, заказ номера в гостинице, а также оформление прочих формальностей (въездная виза, медицинская страховка от несчастного случая, международные права). Эти вопросы легко решаются самостоятельно, а с другими поможет любая турфирма. Не помешает также посетить веб-сайт трека – там можно найти полезную туристическую информацию.
Отдельно остановлюсь на прокате мотоцикла. Если трековый оператор этой услуги не предоставляет, придется попотеть и все организовать самостоятельно. Существует множество компаний, специализирующихся на прокате мотоциклов специально для тех, кто не желает рисковать своим собственным любимцем. Связаться с ними также поможет «всемирная паутина». В переписке следует точно указать дату и трек, на который требуется предоставить мотоцикл. Выбирая модель мотоцикла, трезво оцените свои способности и после этого уменьшите кубатуру на один класс, т. е. если на дороге вы привыкли управлять «литром», ограничьтесь 750-кой, а если у вас спортивная «шестисотка», то на ней и остановитесь. Это избавит от многих неприятностей на треке, тем более что большинство прокатных аппаратов обычно уже подвергнуты тюнингу (мощность трековой «шестисотки» может достигать 130 л. с., а «литры» могут выдавать более 170 л. с.).
Цена за прокат обычно складывается из двух частей: собственно услуги проката и суммы ответственности. С первой все понятно, а вторая часть – это максимальная сумма, которая будет с вас списана в случае повреждения мотоцикла. Даже если аппарат будет полностью уничтожен, вы заплатите только эту сумму. Не забудьте уточнить у фирмы проката, входит ли в стоимость бензин, а также наличие дополнительных услуг (например, нагреватели резины, бензогенератор, услуги механика, запасной мотоцикл). Оплата – как и в предыдущем случае – «пластиком».
Итак, все формальности выполнены, все услуги заказаны, и вы добрались до трассы без неприятных приключений. Что дальше? Первое – зарегистрироваться. И обязательно сообщите, желаете ли вы воспользоваться услугами фотографа или установить на свой мотоцикл видеокамеру, а также подтвердите, в какую группу вы хотите попасть. Правильный выбор группы очень важен. Если ваш уровень будет значительно выше среднего уровня в группе, то вам будут мешать и лезть под колеса. Если же вы, не имея никакого трекового опыта, запишетесь в «быструю» группу, то, скорее всего, будете страшно напуганы скоростью других пилотов и навсегда потеряете веру в себя и интерес к мотоспорту (некоторые пилоты «быстрой» группы могут отставать от абсолютного рекорда трассы всего на 3-4 секунды). Именно поэтому «промежуточная» группа часто бывает переполнена, имейте это в виду.
После регистрации пилоты в обязательном порядке проходят брифинг. Длится он примерно четверть часа, в течение которого пилотам разъясняют распорядок дня, что можно, что нельзя, напоминают значения флагов и сигналов, а также отвечают на вопросы. На флагах и светофорах остановлюсь подробнее. Для успешного пребывания на треке не обязательно знать все официальные флаги, но самые важные лучше выучить наизусть. Красный флаг и такой же сигнал светофора – гонка остановлена, обгоны запрещены. Необходимо на безопасной скорости вернуться в паддоки. Желтый флаг или сигнал светофора – опасность на треке. Мигающий желтый – опасность на текущем участке трассы. Флаг с чередующимися желтыми и красными полосами означает ухудшение сцепных свойств асфальта (чаще всего из-за попавшего на трек масла, воды или песка). Черный флаг (вывешивается с номером мотоцикла или с указанием на него) предписывает конкретному пилоту завершить круг и вернуться в паддоки. Зеленый флаг или светофор – трек свободен, ограничений и опасности нет. Самый приятный флаг – клетчатый – конец сессии. Завершите круг и съезжайте на пит-лэйн.
По окончании брифинга сильно не задерживайтесь, прямиком идите в паддок – переодеваться и принимать мотоцикл. Представитель фирмы по прокату мотоциклов попросит вас расписаться в форме, подтверждающей согласие со всеми условиями контракта, а также удостоверяющей то, что вы довольны техническим состоянием мотоцикла. Разумеется, подписывать форму следует только после осмотра мотоцикла – вам на нем ездить, и вам в случае падения за него отвечать.
И вот наступает торжественный момент – первый заезд. Он короче обычных и предназначен для изучения трассы, проверки и привыкания к мотоциклу. Обгоны на первом заезде чаще всего не разрешаются. В связи с этим не старайтесь сразу выжать все из себя и мотоцикла, а лучше внимательно изучите трассу, выберите точки начала торможения и входа в повороты, продумайте, на какой передаче проходить каждый из виражей – одним словом, составьте себе хотя бы приблизительный план «полета». Если мотоцикл пришел без нагревателей резины – не забывайте греть ее сами. Делать это лучше энергичными ускорениями и торможениями на прямых, а пока резина холодная, повороты проходить с минимальным наклоном. Многие гонщики на прогревочном круге виляют из стороны в сторону. Не поддавайтесь на провокацию, этот прием используется для удаления верхнего (скользкого) слоя абсолютно новой покрышки или для очистки ее от пыли и дорожного мусора, а резину греет гораздо хуже, нежели энергичные ускорения-торможения. Даже если резину перед заездом грели нагревателями, не забывайте, что тепло держится в покрышках считанные минуты. Так что пятиминутная задержка на старте в прохладную погоду почти наверняка сведет на нет работу «электрогрелок».
В перерывах между заездами не тратьте время даром: проводите ревизию своего плана прохождения трассы, подумайте о настройках подвески, обойдите трек пешком и посмотрите, как проходят повороты пилоты других групп. Свободное время можно также использовать для разговора с инструктором, который может дать полезный совет или поработать с вами на треке, продемонстрировав на личном примере, что и как надо делать. Если есть нарекания по поводу настройки шасси, воспользуйтесь специальным сервисом. Квалифицированный механик (нередко сертифицированный фирмой Ohlins) перенастроит вилку и задний моноамортизатор в соответствии с вашими пожеланиями и объяснит причину тех или иных проблем. Главное – уметь точно их описать.
Немаловажен этикет и общие правила поведения на треке. Прежде всего, надо четко уяснить, что любой выпендреж абсолютно недопустим. Если вы надумаете показательно «закозлить», отжечь резину или исполнить «стоппи»– это будет вашим последним действием на треке. За такие вещи удаляют немедленно. Плохим тоном считаются очень тесные обгоны, особенно если рядом неопытные пилоты (они обычно едут в желтых или оранжевых жилетках). Ответственность за выполнение обгона всецело лежит на том, кто его выполняет. Если возникли технические проблемы с мотоциклом, поднимите левую руку, начните плавно снижать скорость и постарайтесь остановиться в наиболее безопасном месте. Затем откатите мотоцикл как можно дальше от трассы и ждите помощи. В любых других случаях намеренное замедление и тем более остановка на трассе абсолютно недопустимы. При съезде с трассы в паддоки также необходимо подавать знак рукой. На пит-лэйне действует ограничение скорости и запрет на обгоны. И последнее: как на треке, так и на пит-лэйне движение разрешено только в одном направлении. Если проскочили свой паддок, придется либо проехать следующий насквозь и вернуться через улицу, либо толкать мотоцикл вручную.
Теперь о самом неприятном: о падениях. Бывает, что положение звезд на небе не в вашу пользу. Тогда первое, что надо сделать после падения, это поскорее отделиться от мотоцикла, расслабиться и дождаться полной остановки. Если остановились на асфальте, не бросайтесь сразу к обочине – осмотритесь. Не забывайте, остальным пилотам будет проще объехать неподвижного человека, чем бегущего. По возможности уберите мотоцикл с дороги, но делайте это только в том случае, когда абсолютно уверены, что никому не помешаете. Если не уверены – дождитесь сотрудников трека. Если же кто-то упал по вашей вине, или неудача постигла вашего друга – не останавливайтесь для оказания помощи – продолжайте движение. Вернувшись в паддоки, внимательно осмотрите мотоцикл. Если повреждения серьезные, ваш гоночный день, скорее всего, закончен, хотя некоторые фирмы по прокату могут обеспечить ремонт или предоставить запасную машину.
В обеденный перерыв плотно подкрепитесь, но не объедайтесь. И обязательно отдохните, по возможности полежите. Трековые дни очень сильно выматывают, особенно в первый раз. И вообще, прислушивайтесь к своему организму. Если сильно устали, лучше пропустить одну сессию. Все-таки на карте ваша жизнь. Ну а если чувствуете себя бодро, не поленитесь обойти трассу пешком. Обед – лучшее время для этого. Во время обхода имейте при себе схему трассы и карандаш и фиксируйте все ориентиры, точки торможения, начала поворотов и прочую полезную информацию. Так она легче запоминается, и будет очень полезной, если когда-нибудь захотите вернуться на этот трек. Можно пользоваться фотоаппаратом.
Во время езды по треку не старайтесь соревноваться с другими пилотами, а сосредоточьтесь на самой езде. Гораздо важнее почувствовать, как правильно проходить тот или иной поворот, найти оптимальную линию, точку входа или предельную скорость, при которой заднее колесо начинает соскальзывать, а не обойти соседа. Отработайте жесткие ускорения и торможения, когда одно из колес поднимается в воздух. Если не умеете проходить поворот «с коленкой», поработайте над этим. Когда ваш слайдер первый раз коснется асфальта, получите неописуемое удовольствие! Не забывайте про инструктора, его услуги чаще всего бесплатные, так что используйте его на 100%. Одним словом, постарайтесь извлечь из езды максимум пользы и кайфа.
В конце дня сдайте мотоцикл представителю фирмы и удостоверьтесь, что к вам нет претензий. Не забудьте забрать фотографии – это самое верное подтверждение вашего подвига. Снимите потный и душный комбинезон, расслабьтесь, потяните холодного пивка и взгляните на мир другими глазами. Ведь вы только что побывали там, где 98% населения планеты не были и не побывают никогда. Потому что дорога в этот мир очень узка – проехать можно только на двух колесах.
Справочная информация
1. Фирмы-операторы трековых дней:
www.uktrackdays.co.uk
www.focusedevents.com
www.100pc.co.uk
www.tracktimepromotions.co.uk
www.nolimitstrackdays.com
www.hottrax.co.uk
2. Веб-сайты некоторых треков:
www.darleymoor.co.uk
www.donington-park.co.uk
www.angleseycircuit.com
www.brandshatchcircuits.com
www.castlecombecircuit.co.uk
www.croftcircuit.co.uk
www.goodwood.co.uk
www.knockhill.com
www.lyddenracecircuit.co.uk
www.mallorypark.co.uk
3. Фирмы по прокату мотоциклов:
www.motorcycle-hire.co.uk
www.raceways.net
www.blazebikes.co.uk
www.ladysnootsltd.co.uk
4. Карта Великобритании:
www.multimap.co.uk
5. Гоночные школы:
www.superbikeschool.co.uk
www.haslamraceschool.com
www.boddicedarleytraining.co.uk
6. Длина трасс:
Darley Moor 2415 м
Donington 4023 м
Brands Hatch 4186 м
Cadwell Park 3510 м
Castle Combe 2980 м
Croft 3425 м
Mallory Park 2238 м
Oulton Park 4334 м
Pembrey 4023 м
Silverstone 3563 м
текст: Антон Барсуков МотоРевю 2005