Через два-три месяца возможен резкий скачок цен на бензин
9 сентября 2008
Основной причиной весеннего роста цен на ГСМ как Министерство энергетики и минеральных ресурсов, так и крупнейшие игроки на топливном рынке называли высокие цены на нефть.
Но за последние пять-шесть недель черное золото на мировых биржах подешевело с $140 до $106 за баррель, и это, как отмечают биржевые аналитики, не предел падения. Впрочем, на кошельках автовладельцев Казахстана эта тенденция никак не сказалась. В то же время в подавляющем большинстве стран удешевление нефти уже привело к снижению стоимости продуктов ее переработки.
- В США за месяц бензин подешевел в среднем уже на 10 процентов, - утверждает экономист Ерсен Абил. - В России оптовая цена у “Лукойла” и “Газпром-нефти” снизилась на 15 процентов. В розницу бензин у россиян подешевел пока на 5-7 процентов, но недели через две, когда будут проданы старые запасы ГСМ, цены упадут еще ниже.
Как утверждают эксперты, уже через три-четыре месяца это приведет к вторжению российских производителей на казахстанский рынок, и у местных нефтепереработчиков возникнут большие проблемы.
- Казахстанский рынок ГСМ и так на четверть зависит от российского бензина, а учитывая тот факт, что наши оптовики цены не снижают, мы можем столкнуться с увеличением ввоза российского топлива, - считает экономист Мажит Коятдинов. - Что за этим последует - предугадать нетрудно. Снижения цены на бензин на внутреннем рынке не последует, однако сократится производство бензина на казахстанских НПЗ. Но когда цены на нефть снова пойдут вверх, россияне с нашего рынка уйдут, а мы опять столкнемся с дефицитом и резким ростом цен.
Как считает газета “Время”, прогнозы г-на Коятдинова относительно рынка ГСМ имеют обыкновение сбываться. Ведь именно он первым с ее страниц заговорил о том, что введение дополнительной пошлины на экспорт нефти без ограничения вывоза горючки приведет сначала к дефициту бензина, а затем к его резкому подорожанию примерно до $1 за литр. С подобным мрачным прогнозом развития ситуации на рынке продуктов нефтепереработки согласны и другие экономисты.
- Несмотря на заверения чиновников о том, что через два-три месяца бензин в Казахстане будет дешеветь, предпосылок для этого в стране попросту нет. А снизить цены в приказном порядке у правительства не получится как раз в силу ненасыщенности внутреннего рынка, - делает однозначный вывод экономист Сергей Кравец. - Кроме того, казахстанский бензин низкого качества. Он не отвечает даже нормам Евро-2. А причиной этого являются старые технологии, используемые на наших НПЗ.
По материалам time.kz