Перекрут
19 ноября 2008
Правда всегда одна: падают все, нет ни одного мотоциклиста на планете, который бы хоть раз в своей жизни не испытал "прелести" скольжения по асфальту. Извечный вопрос "что делать?" уже не стоит особо остро. Ведь, с одной стороны, мы защищены гарантией производителя, а с другой стороны, прикроемся страховкой.
Но… Вы никогда не читали бы эти строки, если бы всё было так гладко. Вы, законопослушный человек, купили то, что понравилось. Вы приняли правила игры страховой компании. Казалось, предусмотрели всё.
А теперь добро пожаловать в реальную жизнь. Это уже не глянцевый рекламный проспект с изображением двухколёсной мечты, а средне разбитый автобан, например, Москва-Симферополь, грязь от тракторов, плохо читаемая разметка и накрапывающий дождь. Это негатив. Позитив - непромокаемый дождевик, впереди Крым, вкусный портвейн и стройные девушки на фоне моря. Но главное, вы на великолепном BMW R1200GS. Что произошло дальше, точно никто описать не может. То ли разметка была мокрая, то ли пилот устал. Результат: ближайшие сто метров в сторону "незалежной" мотоцикл и наездник проделывали раздельно. Бывает. Пока самая большая потеря - дождевик. Ничего, будет что друзьям показать. Сам жив, всё шевелится и гнётся - обошлось! Как говорится, с почином, Глеб Егорыч. Пойдём искать "коня", а ему повезло меньше: метрах в ста, прокопав левым цилиндром около 30 метров траншею, тарахтит в луже масла. Обидно, досадно, ну ладно.
Дальше стандартный сценарий: ГАИ, эвакуатор, заявление в страховую компанию, двери сервиса и аппарат в ремонте. Месяц согласований со страховщиками, ожидание запчастей, но это уже не ваша головная боль. Зря, что ли, платили автостраховку. Главное, всё забыто как страшный сон, и вот он, с иголочки, блестящий, у ваших ног. Ни копейки не потрачено, страхи забыты и - снова романтика дальних дорог.
Но недолго. Через двести километров открываете на всю "дыру" и… Стучащие звуки из двигателя не могут не напрягать - назад в сервис. Будучи уверенным в своей правоте (за спиной гарантия и автостраховка), можете идти домой, хотя скорее всего сезон кончится к моменту починки. Но ведь не последний день живём. Что произошло, точно никто описать не может. То ли разметка была мокрая, то ли пилот устал. Результат: ближайшие сто метров мотоцикл и наездник проделывали раздельно
Продолжилось всё на удивление мирно. Спецы сервиса сняли двигатель и полностью разобрали, не поленились даже разрезать масляный фильтр. Итог оказался печальным: разбит шатунный вкладыш правого цилиндра, по всем внутренностям двигателя - его остатки. Но что же было причиной разрушения? Никакого абразива (земли, песка) в самом двигателе нет, все масляные каналы чистые. Причина поломки хранилась в фильтре - внутри был найден абразив. Ремонт не представлял ничего сложного, 2-3 недели и мотоцикл снова на ходу. Вопрос: за чей счёт? Про гарантию производителя можно забыть. В уважаемой компании "Ингосстрах", с которой был подписан договор, с лёгкостью ответили, что по страховому случаю, наступившему в случае падения, все работы оплачены. Остаётся гарантия на выполненные работы в первом сервисе, но там тоже всё гладко.
Дальше всем читающим эти строки предлагаю сесть. Потому как этому анекдоту в разделе "чёрный юмор" однозначно принадлежит первое место. Оказывается, для страховой компании официальный сервис - лицо заинтересованное, и ему отводится лишь консультационная роль. А вершителем мотоциклетных судеб назначается независимый эксперт, который приезжает, смотрит и выносит "заключение специалиста". Опираясь на него, страховая компания и выписывает направление на ремонт. Итог: сезон в разгаре, мотоцикл разобран до последнего винтика, никто не виноват, кроме небесной канцелярии. А главное, полностью пропала вера в страховку. Но, господа, голова-то у нас о-го-го, ведь хватило же нам мозгов, чтобы заработать на недешёвый мотоцикл.
Поворот сибирских рек - детский лепет по сравнению с тем планом, который пришлось воплотить в жизнь. Десятки телефонных звонков в Ингосстрах, килограммы нервных клеток работников сервиса и представительства BMW в России. И победа! Огромное спасибо Ингосстраху, назначившему повторную экспертизу по одному и тому же случаю.
При помощи работников сервиса, специалистов МАМИ, людей из представительства ВMW и ответственных за послепродажное обслуживание BMW в Восточной Европе (к тому времени о нашей истории узнали в Германии) разбираемся в ситуации. Сложившееся мнение в нескольких строках сводится к следующему: мотоцикл упал на левый бок, соответственно правый цилиндр оказывается наверху, в этот момент началось масляное голодание этого цилиндра. Ситуация усугубилась тем, что клапанная крышка была протёрта до рокеров и мотоцикл после падения лежал в луже масла, продолжая работать. То, что было найдено в масляном фильтре, не что иное, как земля, которая, как ковшом экскаватора, была подхвачена во внутренности двигателя. Вследствие чего и образовались задиры на шатунном вкладыше правого цилиндра. Процесс его разрушения начался мгновенно, после того как один раз масло с абразивом прошло по всей магистрали до оседания в фильтре. Вот почему ничего, кроме металла от вкладыша, внутри двигателя обнаружено не было. Дальнейший ремонт с заменой всех внешних повреждённых деталей и промывкой двигателя не мог остановить процесс разрушения вкладыша. Что и произошло через двести километров. Страховой бизнес для обывателей как тот айсберг - видна самая красивая верхняя часть. На самом деле, это огромный финансовый институт, работающий в совершенно отличной от мотоциклетной области сфере
Налицо продолжение страхового случая. Остаётся один вопрос: откуда взялся песок в фильтре, ведь это был уже новый элемент? Скорее всего, не вся масса песка была задержана фильтром, и наиболее мелкие частицы просочились на второй круг. Факт остаётся фактом: песок попал в двигатель во время падения.
Всё не так печально. У нас же страховой полис на всё, буквально всё. Сейчас, как волшебной палочкой, взмахнём им, и приедет эксперт, всё внимательно выслушает, посмотрит, запишет и выдаст направление на ремонт.
Центр независимой автотехнической экспертизы "Авто-мобил" прислал эксперта Красавина П. А., человека в высшей степени приятного, с огромным шлейфом регалий. Образование высшее (закончил МГТУ МАМИ в 1980 году), специальность инженер-механик кандидат технических наук, доцент, стаж экспертной работы - 16 лет. …Сама экспертиза заняла минут 15, не больше. Внимательно всё осмотрев и выслушав, сделав с десяток фотографий, потёр между пальцами песок из фильтра и на фразе: "Да, действительно песок" - удалился. Профессионализм…
"Мимолётные" два месяца ожидания заключения. И вдруг звонок из Ингосстраха. Заключение, которое через несколько минут оказалось у меня в руках, произвело эффект полного опустошения. Как много нового и интересного можно узнать о мотоциклах!
Первое, что бросается в глаза,- используемая литература, а именно труд Бекмана В. В. "Гоночные мотоциклы" аж 1983 года. Не умаляя авторитета автора, отмечу лишь, что за последующие годы в конструкции мотоциклов появилось много нового. Назвать написанное дальше анекдотом язык не поворачивается. Прямо по тексту за подписью г-на Красавина: " …был предоставлен… вскрытый масляный фильтр и продукты износа с примесью абразивного вещества". А шестнадцатью строчками ниже: " …если предположить наличие абразивного вещества в масле". Дальше, повреждения "должны были затронуть обе шатунные шейки". Этого, конечно, ведущий эксперт мог и не знать, что к правому цилиндру масло подходит последним; в момент же, когда масла и так не хватает, поскольку оно через дырку в левом цилиндре вытекает (правый же цилиндр наверху), поэтому оно туда просто не поступает. Вот ответ, почему повреждена только одна шейка. Подобные "мелочи", видимо, очень сложные, давайте простим их доценту. Но с последующими ляпами можно точно идти в институт и умолять забрать диплом обратно. "Двигатель при падении вышеуказанного мотоцикла останавливается автоматически (при условии, что система автоматической остановки двигателя была исправна)" - так, по секрету скажу, её там нет вообще. Стыдно и очень обидно за людей, которые когда-то таких экспертов обучали и дипломировали, вдвойне обидно, что автор этих строк сам выпускник МАМИ. Интересен вывод под всем этим писаловом: "Данное событие могло произойти из-за некачественного ремонта на СТОА". И провалиться мне сквозь землю, если когда-нибудь подпишу подобное "заключение" с термином "перекрут двигателя". Также совершенно непонятно, как можно перекрутить двигатель, если там стоит электронный ограничитель оборотов и он, не поверите, исправен. Этот вопрос был задан по телефону девушке из "Авто-мобил" с пояснениями, что ручку "газа" можно зафиксировать на максимальных оборотах и двигатель будет работать, пока не кончится бензин. Ответ работника одного из самых авторитетных экспертных бюро осадил надолго: "А там бензин был?" Надеюсь, что разговаривал с уборщицей.
Дальше опять про несуществующую систему автоматического отключения двигателя и из пальца высосанные 60о отклонения от вертикали. Наверное, чуть позже эксперты вспомнили, что двигатель оппозитный, и дали эффектное объяснение, почему масляное голодание наступило только в одной из шеек. Но, простите, это официальный документ и в самом его начале нет ответа на вопрос: чем же её одну разбило? Или ко мне попал черновик с печатью?
Самое обидное во всей этой истории, что на мои последующие звонки с просьбой объяснить сей маразм "Авто-мобил" никак не реагировал: составители этого бреда к трубке подходить не желали. А через секретаря было сказано следующее: "…Всё, что написано, абсолютно технически правильно. Это написано нашими ведущими специалистами, в чьей компетенции мы абсолютно не сомневаемся, к тому же с опытом работы экспертами 16 лет".
Последующие действия Ингосстраха были весьма прогнозируемы: случай признан не страховым, в выплате отказано. Так что, теперь разочароваться в страховке в принципе? Безусловно, нет. Страховаться, конечно, надо, и всё вышеописанное лишь исключение из огромного списка благого, что сделано страховыми компаниями вообще и Ингосстрахом в частности. А вот отнестись более пристально к экспертам, безусловно, нужно. Дипломированные спецы в области автомобилей не решают проблемы. Но со всей ответственностью заявляю, что профессионалы по мотоциклам в Москве есть, в том числе работающие в Центрах независимых автотехнических экспертиз. К сожалению, "Авто-мобил" в этом списке нет.
текст: Денис Рысин МотоРевю 2005