Тайны скотного двора
1 декабря 2008
«Важно не то, кто и как голосует, а как эти голоса подсчитывают», – сказал как-то отец управляемой демократии. Актуально и другое изречение: «Есть ложь, есть наглая ложь и есть заводская характеристика». Попробуем разобраться, как фирмачи жонглируют цифрами.
Поголовье
Иногда это происходит… нет, не случайно, а согласно некой традиции, вроде той, когда все самые «скользкие» моменты в договорах пишутся ме-елким шрифтом. Я о различии в понятиях HP и BHP. Казалось бы, какая разница? Второе расшифровывается как Brake Horse Power – «тормозная лошадиная сила», т. е. снятая на тормозном стенде – так ведь по-другому сейчас этот показатель и не снимают! (Есть, правда, ещё «налоговая» лошадиная сила, но она к мощности имеет лишь косвенное отношение). Ан нет, на самом деле циферки разные, связанные с разными коэффициентами перевода из киловатт, принятыми в Европе и Британии. Вторая – как раз та, что из трёх букв – более «полновесная» и равна 0,7457 кВт. Мы же привыкли исходить из значения 1 л. с. = 0, 7355 кВт. Вот так процентик и набрался!
Ещё больше можно «выгадать» за счёт различных стандартов замера этой самой мощности. Во-первых, одни мощность замеряют «чистую», на заднем колесе; другие – «грязную» (на носке коленвала), но честную; третьи же снимают вовсе или не учитывают потери на воздухофильтр, генератор и т. д. В последнем случае показатели больше второго процентов на пять, а в сравнении с первым разница и вовсе фантастическая, превышающая, иногда сильно, десять процентов! Но постепенно все приходят к единому стандарту – второму случаю, считающемуся «золотой серединой», хотя те же японцы до сих пор частенько мухлюют.
Но и это не всё. Дело в том, что замеренная мощность всё равно пересчитывается в соответствии с заданными стандартом условиями в виде конкретных данных температуры, влажности и давления атмосферного воздуха. Так, по стандарту DIN приводят к давлению 101,3 кПа и температуре 20 оС, а по наиболее распространенному ныне ISO – 99 и 25 соответственно. Понятное дело, что во втором случае мощность будет пониже на 1–3%. Правда, в большинстве своём фирмы указывают мощность именно в ISO. Но не все, и далеко не все указывают в рекламных проспектах, по какому именно стандарту замеряли.
Живой вес
Настоящее раздолье для любителей приписок в графе «масса». Еще бы: тут понятие настолько растяжимое! Даже советские ГОСТы подразумевали аж четыре вида массы: конструктивная, сухая, снаряженная и эксплуатационная. В автомобильных и мотоциклетных ГОСТах, правда, впоследствии остались только вторая и третья – но это у нас. «У них» данные по снаряженной массе (а именно они, на мой взгляд, являются наиболее корректными) приводит, по-моему, только BMW, да и то частенько не включает в себя вес кофров и другого отнюдь не лишнего допоборудования. (Справедливости ради надо отметить, что на это в характеристиках есть прямое указание).
В остальных же случаях – кто в лес, кто по дрова. Одни под сухой массой выдают снаряженную массу без топлива, другие – еще и без масла. А наиболее «экстремальные» не включают сюда вес амортизаторной жидкости, «тормозухи», электролита, а кое-кто (чаще всего японцы) – даже вес аккумулятора, а то и тормозных колодок! Оттого и получается, что масса 180-сильного «литра» меньше, чем у «Явы». Зато владелец такого аппарата имеет возможность заявить друзьям, что его снаряд весит чуть больше полутора центнеров, не то, что там какие-то «рабочие лошадки» вроде Ducati Monster…
Резвость
Когда-то спидометры старались – действительно старались – делать максимально точными, и фирмы-производители этих, тогда ещё механических, устройств гордились правдивостью показаний своих узлов. Всё стало меняться в 1960-е, когда правительства некоторых стран начали заключать «добровольные соглашения» с производителями автомобилей. Отныне предполагалось некоторое завышение показателей спидометров, в целях безопасности. Производители были не против: во-первых, «льстящий» спидометр – залог лояльности покупателя, во-вторых, проще было просчитывать передаточные отношения червячных механизмов, приводящих в действие заветную стрелку; как известно, механизмы самих спидометров имеют чётко заданное отношение, как правило, 1/1000.
«А мы что, рыжие?» – подумали мотопроизводители и пошли тем же путём. Не слишком изменилось положение дел, когда начали выпускать электронные спидометры, с приводом от датчиков на колесе. При этом привирание скоростных показателей было произвольным, у кого полпроцента, а у кого и все двадцать! Хотя, конечно, всем далеко до создателей «Днепра»-одиночки, чей спидометр с приводом от КПП местами врал на добрую треть!
…Любопытную статистику привёл как-то журнал Scooter&Sport, сведя воедино реальную, замеренную специальной аппаратурой, скорость скутеров при 50 км/ч на спидометре. Как ни странно, были там точные показания, а пара аппаратов ехала даже быстрее, чем показывала стрелка спидометра. Но большинство врало безбожно: у некоторых моделей реальная скорость была менее 40 км/ч, то есть погрешность показаний спидометра превышала 25%! Самое интересное, что одинаково безбожно врали и механические стрелочные, и электронные спидометры.
У «больших» мотоциклов разброс поменьше, больше чем на 17% лично я не видел, чтоб кого-то «уличили». Но с другой стороны, ни разу я не встречал «литр» либо «шестисотку», чей спидометр показывал бы скорость, ниже реальной либо привирающий хотя бы процентов на пять.
Так что одно дело рассказывать друзьям, что вы «вот щас валили триста», и совсем другое дело – отдавать себе отчёт, с какой скоростью вы едете в данный момент. Хотя бы потому, что «максималка», точнее, её падение либо, наоборот, рост – один из верных индикаторов состояния мотора вашего мотоцикла.
И это ещё цветочки. Знали бы вы, уважаемые пользователи мототехники, какие перлы выдают эти господа в пресс-релизах. Так, лет семь назад, я смеялся до коликов, прочтя в аннотации к очередному спортбайку такие строки: «Благодаря вышеописанным мерам, нам удалось ДРАМАТИЧЕСКИ поднять мощность мотора на целых 2%». А ведь есть ещё и графики, так хорошо корректируемые в Photoshop…
В общем и частном, основанием для веры могут быть только данные независимых испытаний. И то, если они действительно независимые либо же опубликованы в издании, сильно дорожащем своей репутацией.
текст: .Stinger МотоРевю 2005