Беспечные ангелы СССР
20 января 2009
Первыми байкерами в Волгограде были педагоги. Принято считать, что движение байкеров зародилось в конце 60-х – начале 70-х годов в США после выхода в свет культового для мотоциклистов всего мира фильма «Беспечный ездок» и не менее знаменитой книги «Ангелы ада». Считается также, что первые отечественные укротители «стальных коней» появились на публике и стали организовываться в перестроечный период – идея объединения нашла отражение на киноэкране («Взломщик», «Авария – дочь мента»), в столице появились первые клубы. На самом деле, массовое овладение мотоциклами началось в СССР еще в 30-е годы прошлого столетия, а в период «развитого социализма» и вовсе приняло массовый характер. Сегодня в рубрике «Железный друг» директор Общественного музея истории связи, радиотелевещания и радиоспорта Царицына – Сталинграда – Волгограда Валерий ПОЛТАВЕЦ.
– Я НАЧАЛ заниматься мотоспортом в 1958 году, когда получил свои первые права. Первым же моим мотоциклом стал ИЖ-55, производившийся в столице Удмуртии и выпускающийся в спортивном исполнении. Затем у меня был ИЖ-60К. При педагогическом университете, где я учился, была создана секция, тренером в которой работал спортсмен-мотогонщик Валерий Иванович Данильчук, сейчас он ректор педагогического университета.
Первые мотопробеги, в которых мне довелось участвовать, были относительно небольшими по километражу: Волгоград – Луганск, Волгоград – Севастополь, Волгоград – Сочи. После окончания института я стал преподавателем в институте городского хозяйства, где и организовал мотосекцию.
Весьма запоминающимся получился мотопробег 1966 года, который входил в программу 2-го Всесоюзного слета победителей походов по местам боевой, трудовой и революционной славы советского народа. Пробег проходил на мотоциклах К-750 киевского производства, которые были конвейерными предшественниками «Днепра». Тогда я был заведующим военно-патриотического отдела при городском комитете комсомола и являлся командиром отряда мотоциклистов. Пробег стартовал в Волгограде и завершился в Москве, куда мы доставили вечный огонь с главной высоты России – Мамаева кургана. На Чкаловском аэродроме был разбит палаточный городок, где собрались для общения участники слета.
В 1967 году горком комсомола организовал «Автомотопробег Волгоград – Варшава», маршрут которого пролегал по местам сражений Великой Отечественной войны. Пробегом командовал тогдашний секретарь горкома Геннадий Косов, я же возглавлял автомотогруппу. В моем подчинении находились и мотоциклисты, и автомобилисты. На этот раз маршрут был серьезнее: Волгоград – Варшава, в общей сложности мы прошли около 7 тысяч километров. Волгоград, Днепропетровск, Борвенково, Одесса, Львов, Рава-Русская. На протяжении всего маршрута нас сопровождал легендарный маршал Василий Иванович Чуйков. Помимо маршрута, изменилась и техника – мы получили мотоциклы «Урал-2». Это были прекрасные 2-цилиндровые машины с мощностью двигателя 32 л. с. Единственный недостаток состоял в том, что мотоциклы были абсолютно новыми, мы даже не успели их обкатать. Как следствие, в пути у одного из «Уралов» заклинило двигатель. Вспоминается любопытный случай, произошедший на территории Польши. Надо сказать, что колонна шла на хорошей скорости – 110-120 км/ч, при этом на мотоциклах развевались флаги и транспаранты. У небольшого городка на обочине увидели нерешительно голосующего польского солдата. Я пропустил колонну вперед, а сам остановился подобрать служивого. Пока объяснялись, ребята смогли уехать достаточно далеко, пришлось догонять, выжимая из «Урала» 120-130 км/ч. Через некоторое время попутчик, сидевший на заднем сиденье, стал настойчиво хлопать меня по плечу. Я остановился, лицо солдатика цветом напоминало холодильник, воин даже забыл о благодарности и пошатываясь двинулся в сторону деревни, расположенной неподалеку.
Тот пробег памятен еще и тем, что в Польше я нашел могилу двоюродного брата Павла, который во время войны командовал партизанским отрядом в Чехословакии.
Одним словом, в своей увлеченности мотоциклами мы ни в чем не уступали современным байкерам, разве что не называли себя так и предпочитали отечественную технику зарубежной.
oppozit.ru