У меня есть Мотоцикл!
2 марта 2012
МОТОЦИКЛ НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ.
Типичный диалог мотоциклиста и автолюбителя в алматинской «пробке».
-Сколько стоит твой мотоцикл?
-Больше десяти тысяч американских долларов.
-Ого! С ума сошел, лучше бы автомобиль купил, такой как у меня.
-У меня уже есть автомобиль и гораздо лучше твоего, а у тебя есть мотоцикл как у меня?
С момента получения в 1885 году Готлибом Даймлером патента на «Повозку для верховой езды с бензиновым мотором» минуло без малого 127 лет!
С момента рождения двухколесное транспортное средство эволюционировало вместе с развитием технического прогресса.
Развитие мотостроения в разные времена, порой даже опережало старшего брата – автомобиля. Во всем мире мотоцикл, по праву, на равных считается основным конкурентом автомобиля, как средства индивидуального передвижения.
Почему так популярен и доступен мотоцикл во всем мире от берегов Нового света до Европы и стран Юго восточной Азии и почему не получил распространения у нас. Озвученный в романе Ильфа и Петрова лозунг Остапа Бендера о том, что автомобиль не роскошь, в отношении автотранспорта, безоговорочно устарел. А вот мотоцикл, на сегодняшний день, в большинстве своем является на самом деле именно – роскошью.
С развалом Советского Союза, исчез отечественный мотопром как индустрия. Хотя в соседних России и Беларуси, некогда мотогиганты, упорно ведут борьбу за выживание, тиража выпускаемых единиц мототехники хватает с трудом для насыщения собственного рынка сбыта, не говоря уже о соседях по содружеству независимых государств. По этому насыщается моторынок пока в основном за счет китайских «произведений», не отличающихся особым качеством исполнения.
В середине 90-х мотоцикл в Казахстане практически «вышел из употребления» за исключением провинции. Гротескные «уралы» и «ижи» с боковым прицепом «коляской», в котором перевозили все: бидоны с молоком, сено, дрова и даже мелкий домашний скот, были непременным атрибутом сельской глубинки (ну как тут не вспомнить анекдот про молодую свинку в шлеме, оседлавшую мотоцикл по утру…). Исключением были крайне редкие мотоциклы картежей сопровождения дорожной полиции на улицах крупных городов.
Давайте попробуем разобраться все таки, почему именно в нашей стране мотоцикл, по прежнему менее популярен, чем допустим в соседней «поднебесной».
Итак. Существует несколько мифов о мотоциклах, которые я сейчас постараюсь развеять:
Миф 1. Мотоцикл примитивное транспортное средство менее совершенное, чем автомобиль.
Миф 2. Мотоцикл абсолютно небезопасен и является экстремальным транспортным средством.
Миф 3. На мотоциклах передвигается, исключительно молодежь у которой средств на покупку автомобиля не хватает.
Миф 4. Мотоциклами управляют исключительно «безбашенные отморозки и анархисты» без документов и соответствующих прав на управление.
Миф 5. Мотоциклом управлять крайне сложно и это сугубо «мужской» транспорт.
Миф 6. Мотоцикл является индивидуальным одноместным средством передвижения.
Миф 7. Мотоцикл, скорее роскошь, чем средство передвижения.
Миф 8. Мотоцикл мешает остальным транспортным средствам на автодороге и предельно опасен для прочих участников движения.
Миф 9. Мотоцикл вреден для экологии.
Миф 10. Мотоциклисты по своей натуре агрессивны, а объединяясь в мотобанды социально опасны.
Итак, начнем:
1. Современный мотоцикл – верх инженерной мысли и настоящее произведение с применением самых передовых технологий. Уже давно нормой считается оснащение мотоцикла системой жидкостного охлаждения мотора, электрическим стартером, много клапанной системой непосредственного впрыска бензиновой смеси в цилиндры, много ступенчатой коробкой передач. Последние модели мотоциклов оснащаются анти пробуксовочными и антиблокировочными системами. Появились мотоциклы с автоматической трансмиссией – вариатором – «автоматом» в простонародье. Младшие братья мотоцикла скутеры и скутеретты давно и поголовно оснащаются автоматической трансмиссией. «Средний» серийный байк это свыше 100 л/с при снаряженном весе меньше 200 кг, который способен сделать 100 км/ч меньше, чем за 5 сек, что согласитесь по силе только очень дорогим автомобильным собратьям.
2. Мотоцикл не только хорошо разгоняется. При грамотном использовании тормозной системы, а это три тормозных суппорта, то есть шесть колодок на два колеса, тормозной путь до полной остановки со скорости в 70 км/ч короче автомобильного втрое! Как известно, убивает не дорога, а скорость. Не превышать скоростной режим, особенно в городе – золотое правило безопасности. Что касается пассивных мер безопасности. Если не пренебрегать элементарным - мотошлем, мото комбинезон и мотоботы, вероятность получения серьезных травм при падении с мотоцикла на допустимой правилами движения скоростью, достаточно мала. Сейчас разработаны достаточно дорогие, но очень эффективные системы подушек безопасности, встроенные в мотоциклетный комбинезон и срабатывающие при нештатном «покидании» райдером мотоцикла. Каждый уважающий себя байкер откровенно признается, что страдал при падении или аварии из-за пренебрежения мото экипировкой.
3. Средний возраст байкера из алмаатинской мототусовки 30-35 лет, его менотип такой обеспеченный, брутальный, харизматичный мужчина средних лет, уверенный в себе. Что касается общемировой практики, то выясняется, что мотоцикл популярен у различных возрастных категорий. В Америке на дороге, гораздо вероятнее встретить почтенного бородатого дедушку, а то и бабушку, нежели юнца. Был недавно курьезный случай, когда мой знакомый бросился в Дюсельдорфе обниматься с братьями байкерами, гурьбой подъехавшими к заправочной станции. Каково же было его удивление, когда выяснилось, что это группа женщин достаточно зрелого возраста… В шлеме, то поди разбери, кто там…
4. Последнее время мотоциклисты стараются содержать все документы в порядке. Так или иначе внимание со стороны Дорожно транспортной полиции к нашему брату более, чем пристальное. А уж в мотопутеществиях так, вообще желательно, что бы у тебя было все в порядке и правильно оформлено, а то не избежать недоразумений с арестом мотоцикла.
5. Как известно и медведь на мотоцикле в цирке по арене круги нарезает. У человека с координацией движений и вестибюлярным аппаратом несколько лучше, чем у косолапого, однако процесс обучения управлению мотоцикла весьма и весьма труден. Требуется внимание и прилежание. Нет ничего страшнее и опаснее чем «моточайник самоучка», управляющий стосильным оружием массового поражения. 9 из 10 человек на велосипеде учатся кататься совершенно без посторонней помощи. Учиться управлять мотоциклом необходимо под руководством инструктора. Инструктор при обучении даст необходимые навыки управления мотоциклом. Нужно постоянно совершенствовать их, читая познавательную литературу и регулярно тренироваться на свободных от пешеходов и других транспортных средств, площадках. Мужчинам в разы легче управлять мотоциклом. Особенно поднимать его в случае падения. Однако, все больше женщин и девушек в последнее время мы видим за рулем двухколесников. А уж в странах юго-восточной Азии так и вообще никакой дискриминации по половому признаку не существует в принципе.
6. В большинстве стран юго-восточной Азии мотоцикл, чуть ли не самое массовое средство передвижения. Трех и даже двух колесные мотоциклы используются как такси и грузовой транспорт. Тот, кто был в Индии или Тайланде, знает, что дешевле мото такси только передвижение на вело рикше или пешком. Причем женщин водителей столько же, сколько и мужчин. К сожалению, у нас пока мотоцикл, служит как правило для перевозки одной души. Как в загадке: «что за сто лошадок одну душу к богу повезли…» Ну не будем о черном юморе. На самом деле, я думаю не возят за частую от того, что не умеют перевозить, да что, там и проинструктировать то, даже опытные райдеры своего седока о правилах совместных покатушек не могут. Какая должна быть посадка, как держаться, куда при по воротах наклонять корпус… А в целом - как получать удовольствие от езды и не мешать при этом водителю – целая наука!
7. Стоимость новой модели мотоцикла от известного производителя достаточно высока от 15 000 североамериканских долларов. Однако стоить заметить, что массовый потребитель, в большинстве своем, пользуется относительно не дорогими двухколесниками. Стоимость мотоцикла на вторичном рынке возрастом до 10 лет, производства одного из «членов» великой японской четверки мото производителей колеблется в пределах 2-3-х тысяч американских долларов. Стоимость хорошего (2-3х годовалого!) спортбайка с мощностью мотора под 150 лошадок, максимальной скоростью под 300 км/ч и разгоном до сотни за 3 секунды около 12-15 тысяч зеленых, что тоже не так уж и дорого! Кто не согласен, пусть попробует купить четырехколесный суперкар с такими же скоростными характеристиками хотя бы за треть первоначальной стоимости!
8. Он появился внезапно… я его не заметил… он подкрался… дорога только для автомобилей... и так далее. Чаще всего слышат в объяснениях автолюбителя инспекторы дорожной полиции при разборе дорожно-транспортного происшествия с участием автомобиля и мотоцикла. Да мотоцикл более маневрен и гораздо быстрее набирает скорость. В плотном городском автотрафике, когда внимание авто владельцев снижено, когда все мысли о том, как сократить время перемещения от точки А к точке Б. Не всегда удается вовремя увидеть в зеркале заднего вида стремительно приближающегося мотоциклиста, лавирующего в плотном потоке затора. Однако если анализировать статистику ДТП с участием мотоциклов, можно констатировать, что большинство случаев аварий происходит именно по вине владельцев автомобилей, грубо пренебрегающих элементарными требованиями ПДД и банальной невнимательности последних.
9. Практически все мотоциклы выпущенные после начала двухтысячных оснащены каталитическим анализатором выхлопных газов, расход топлива на порядок ниже автомобильного, а значит и выбросы CO2 меньше, да и в пробках «вхолостую» мотор мотоцикла меньше «лентяйничает», удельная нагрузка колес на асфальтовое покрытие в разы меньше чем у автомобиля, значит, после мотоцикла и асфальт меньше ремонтировать и грунтовое покрытие проселка не страдает особо. Не являясь крупной мишенью для солнца, мотоцикл и его водитель не поглощает инфракрасное излучение, а значит, не нагревает город. Да частенько владельцы спортбайков меняют штатные выхлопные системы на тюненгованные, которые превышают допустимые нормы по шуму, но и эта не большая проблема поскольку байк гораздо быстрее перемещается в пространстве. На утилизацию мотоцикла энергозатрат нужно на порядок меньше, чем автомобиля, да и признайтесь, что редкая картина остов мотоцикла где ни будь на свалке, уж больно много цветных металлов содержит в себе двухколесник, а значит является особенно привлекательной мишенью для собирателей металлического лома. Владельцы мотоциклов, даже «преклонного возраста» очень трепетно следят за «здоровьем» своего любимца и не допустят течи масла, охлаждающей и тормозной жидкости, что у многотысячной армии автохлама является чуть ли не доброй традицией.
10. В представлени мирного обывателя байкер эдакий злобный дядька, который годами не бреется, не моется, ходит исключительно в кожаных жилетках и штанах (которые не снимает и во время сна), повсеместно татуирован. Речь его на две трети состоит из ненормативной лексики. Любимые напитки исключительно алкогольные. Удел всех байкеров собираться в неуправляемые мотобанды. Вот такой вот персонаж страшилок, которыми бабушки своих внуков перед сном пугают. Данный типаж, конечно навеян различными американскими фильмами типа «Беспечного ездока» и «Ангелов ада», но достаточно устарел. У каждого приличного и цивилизованного мотоклуба есть свои, порой даже официально зарегистрированный положение и устав. Клубами регулярно проводятся различные мероприятия социально общественного назначения от совместных благотворительных посещений с шефской помощью домов престарелых, приютов и детских домов, до коллективной сдачи крови. При этом если бы вы видели с каким восторгом дети в приютах встречают своих друзей байкеров, каждый визит с коллективным катанием становится настоящим праздником! В жилетках катаются единицы, предпочтение все таки, отдается современной мото амуниции. Употреблять спиртное во время управления мотоциклом – преступление, а последнее время вообще моветон, не модно стало… Во время байк парадов участники карнавально традиционно выряжаясь в такие костюмы, что совсем не соответствует представлению о традиционных байкерских ценностей. Дети с бабушками в восторге, короче…
Ну вот, пожалуй и все, что я хотел поведать вам господа присяжные заседатели в защиту моего подзащитного. За беспочвенностью обвинений прошу признать - Его величество МОТОЦИКЛ не виновен по всем статьям предъявленных обвинений! И радует то, что с каждым годом согласных с моим мнением все больше. Наши ряды пополняются и больше цивилизованными сторонниками.
В заключение своего пространного эссе, хочу добавить, что никого не хотел насильно переубеждать. Дорогу осилит идущий, а в нашем случае едущий.
PS: Я ни кому не хочу ничего доказывать, я просто хочу передвигаться с удовольствием от одной точки пространства до другой с наименьшими потерями драгоценного времени.
Ботиновский Слава