ЕСЛИ ТЫ СТАЛ СВИДЕТЕЛЕМ ДТП С УЧАСТИЕМ МОТОЦИКЛИСТА
16 апреля 2008
5) Если пострадавший может нормально дышать, ШЛЕМ НЕ СНИМАТЬ!!!
Если пострадавший действительно получил травмы шейного или спинного отдела, снимая шлем, можно только усугубить положение. Единственная причина, по которой необходимо снять шлем - это если заблокирвоаны дыхательные пути и нет другой возможности их очистить, или же если необходимо срочно проводить искусственное дыхание.
Если дыхательные пути заблокированы или пострадавший не проявляет признаков дыхания - процедура снятия шлема.
Настоящая методика рекомендована Американской коллегией хирургов, специализирующихся на травмах шейного или спинного отдела позвоночника. Для ее проведения необходимо присутствие двух человек.
Снять очки и расстегнуть ремешок на подбородке. Один человек находится сбоку от головы пострадавшего, а другой - непосредственно позади головы пострадавшего и в его задачу входит фиксация головы от движений (иммобилизация, о которой говорится в п. 3).
Сидящий сбоку от головы пострадавшего человек просовывает одну руку под шлем и фиксирует ее на затылочной части головы пострадавшего, у основания головы (непосредственно на голове, а не на шлеме!). Другую руку он фиксирует под шлемом на подбородке (челюстной кости) пострадавшего. Таким образом он будет поддерживать голову и предотвращать ее движения, поэтому важно хорошо ухватиться. Ему необходимо прочно захватить голову, чтобы пострадавший не ударился ей о землю, когда шлем будет снят.
Когда голова зафиксирована, другой человек,сидящий позади головы пострадавшего, начинает медленно стягивать шлем назад с головы. Самое сложное - снимать шлемы-интегралы: в этом случае надо следить за тем, чтобы нос, уши, серьги, подбородок на зацепились за подбородочную часть шлема.
Сразу после снятия шлема подложи под голову пострадавшего куртку или что-либо мягкое! Удерживая голову, мягко уложи ее на подстилку, не давай ей упасть на асфальт с высоты сантиметров 10-15, это абсолютно недопустимо. Если есть возможность, третий человек должен стоять наготове со свернутой курткой и сразу после того, как шлем снят, подложить сверток под голову.
По окончании процедуры человек, находящийся позали пострадавшего, остается дежурить рядом с ним, обеспечивая иммобилизацию шейного отдела.
ЗАПОМНИ: ШЛЕМ МОЖНО СНИМАТЬ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ДРУГОГО ВЫХОДА НЕ ОСТАЕТСЯ!!! В противном случае оставь шлем на голове пострадавшего до прибытия машины "скорой помощи".
6) Немедленно после визуальной оценки степени травм вызвать скорую помощь.
Сразу после беглого осмотра места происшествия, осознания масштабов и степени серьезности ДТП и количества травмированных людей надо срочно послать человека вызывать "скорую". Помни о том, что одна машина "скорой помощи" чаще всего оборудована всем необходимым для перевозки только одного серьезно пострадавшего.
Важно понимать, что мы, будучи непрофессионалами, не всегда можем адекватно оценить степень нанесенных травм и то, что кажется нам несерьезным, может стоить жизни, или наоборот - жуткого вида кровоточащие раны могут оказаться пустяковыми. Слайдер приводит пример одного ДТП, в котором пострадавшему почти оторвало руку и кроме этого, на груди было несколько глубоких порезов и царапин. Так вот в этом случае порезы грудной клетки представляли намного более серьезную опасность для жизни человека, чем кровотечение из предплечья. Не бери на себя ответственность решать при оценке степени повреждений, не будучи специалистом. Если не знаешь точно - значит это вполне может быть очень серьезный случай!
Если остальные мотоциклы в ДТП не пострадали, пусть один или два из них доедут до ближайшего населенного пункта или дома, чтобы вызвать "скорую". Слайдер рекомендует в составе тех, кто вызывает помощь, послать девушку, если они есть на месте происшествия. У вас нет времени мотаться от одного дома к другому в поисках телефона, а народ не всегда бывает отзывчивым на чужое горе и у женщины будет больше шансов не вызвать подозрений у жильцов, чем у пузатого волосатого байкера в рваной косухе. Это может показаться странным, но так часто бывает, поэтому если тебя не пустят на порог, испугавшись твоего вида, у тебя останется еще меньше шансов помочь своему приятелю. На этом аспекте стоит остановиться поподробнее. Важно и то, в чем ты пойдешь вызывать помощь. Если у тебя одежда темных тонов, займи у кого-нибудь на месте происшествия более светлую куртку или рубаху - психологически для обывателя человек в светлой одежде воспринимается легче, чем затянутый в кожу байкер. В общем, постарайся найти женщину в светлой одежде, это будет оптимальный вариант.
Когда подойдешь к двери незнакомого дома, остановись на мгновение, переведи дыхание, НЕ ПСИХУЙ! Секунду пережди и успокойся, если не хочешь вызвать реакцию отторжения у других людей. Вполне возможно, что обыватель, увидев взбудораженного незнакомца с горящими глазами и в пиковой фазе нервного напряжения, просто не захочет с вами связываться.
Не рвись сразу в дом! Просто сообщи о том, что поблизости случилось ДТП и надо вызвать "скорую" и полицию. Нет необходимости подчеркивать, что участником ДТП стал мотоциклист (однако важно это сказать оператору станции "скорой помощи"!). Если хочешь расположить к себе жильца дома и заручиться его поддержкой, не просись зайти в дом и воспользоваться телефоном, а сразу скажи, что надо вызвать "скорую".
Что говорить оператору станции скорой помощи по телефону.
1. Случилось ДТП с участием мотоциклиста
2. Нужна "скорая помощь"
3. Количество пострадавших (и степень травм). Несколько пострадавших могут иметь тяжелые травмы, поэтому им потребуется по машине "скорой помощи" на каждого из них. Важно как можно более точно воспроизвести картину происшедшего оператору. Если количества "скорых" окажется недостаточно, это станет серьезной проблемой.
4. Точное место происшествия (воспользуйся помощью людей, которые впустили тебя позвонить, они наиболее точно смогут описать твое местонахождение, если местность тебе незнакома)
5. Не клади трубку первым! Ты должен сначала услышать гудки отбоя! Диспетчеры станций "скорой помощи" прошли спецподготовку и знают, какую информацию и в каком порядке спрашивать у тебя. До тех пор, пока они находятся с тобой на линии, не вешай трубку!
Что может потребоваться пострадавшему - сообщить об этом оператору.
Если ты обладаешь основами медицинской помощи и знаешь, какое конкретно медицинское оборудование понадобится врачам при оказании помощи на месте происшествия, обязательно скажи об этом диспетчеру;
Вертолет?
В отдаленных или горных районах может не оказаться медслужбы, готовой принять серьезно травмированных людей, и может возникнуть необходимость их доставки вертолетом в центральную больницу. Лучше упомянуть об этом и перестраховаться, чем потом кусать локти, зная, что вертолет был готов к вылету, но его вызова не последовало. Слайдер говорит о том, что например, в штате Айова, даже если выясняется, что необходимости в вертолете не было, компания не выставляет счет за его неоправданное использование (ложный вылет).
Звонить ли в пожарную часть? (пожар на месте ДТП)
Гидравлический спасательный инструмент?
Другой инструмент, который по твоему мнению, потребуется?
Если есть повреждения электросетей с подачей напряжения на землю, сообщи об этом.
7) По возможности задокументировать данные о пострадавшем с его слов (надо успеть это сделать до того, как он может потерять сознание).
До прибытия "скорой помощи" запиши точные данные пострадавшего. Это может здорово помочь, особенно если он потеряет сознание. Нужны такие данные:
* Полное имя
* Близкие люди (+ их телефон или адрес)
* Возраст, дата рождения
* Группа крови, если он ее знает, или имя его врача
Ощупать и осмотреть пострадавшего на предмет наличия травм.
Если есть время и возможность, надо выяснить следующую информацию у пострадавшего (она будет очень полезна врачам, прибывшим на место ДТП):
Аллергия на что-либо?
Проходишь ли ты сейчас курс лечения какими-либо лекарствами? Принимаешь наркотики?
Медицинская история.
Какую пищу ты принимал и как давно? (Информация для анестезиолога)
Что случилось? Что было причиной твоего падения с мотоцикла?
Запиши все ответы и удели особое внимание механизму получения травм. При наличии этих сведений врачам будет легче сориентироваться в ситуации и понять, какие скрытые травмы следует искать на теле. Мотоциклист просто завалился набок и его протащило по асфальту? Перекинуло через руль? Ударился ли он головой об машину или другой объект? Если его перебросило через руль, срочно осмотри мотоцикл и ищи повреждения на баке или руле, которые могут свидетельствовать о травмах живота или грудной клетки и паховой области. Все это поможет врачам.