Нас не зароешь!
17 февраля 2009
В четверг в одном из алматинских клубов чествовали мастеров автомотоспорта, прославивших нашу страну на соревнованиях международного уровня. Это экипаж Денис БЕРЕЗОВСКИЙ - Артур АРДАВИЧУС, завоевавший в прошлом году Кубок мира по ралли-рейдам, команда Марат АБЫКАЕВ - Алексей ЧИПЕНКО - Арман ОМУРАЛИЕВ, вошедшая в десятку лучших экипажей в ралли-марафоне Africa Race, и мотогонщик, единственный казахстанский участник ралли-рейда “Дакар-2009” Вадим ПРИТУЛЯК.
Сразу после окончания “Дакара” мы пытались найти Вадима, чтобы из первых уст узнать подробности гонки, которая в этом году прошла по территории Южной Америки. Но его телефон был недоступен. Оказалось, что Вадим сразу после ралли лег на лечение в одну из клиник в Кургане, где ему прооперировали сломанную руку.
- Вадим настолько любит мотоцикл, что даже одну из деталей вмонтировал себе в руку, - шутит Денис Березовский.
- Меня, кстати, участники “Дакара” прозвали Вадим Костяная Рука, - вторит Березе Притуляк. - Амплитуда движения кисти была восемь градусов. Вот с такой рукой я ехал, и если бы на десятом спецучастке не стукнул двигатель, то, думаю, дошел бы до финиша. Обидно было. Проехал все самые сложные этапы, было много падений, столкновений, и вот так техника подвела. Этот этап был протяженностью 423 километра, а я встал на 413-м. Уже запах финиша бил в ноздри. Но я философски отношусь к случившемуся. Возможно, маленькая проблема уберегла меня от большой беды: на следующий день погиб испанский мотогонщик.
- Еще до старта многие участники “Дакара” говорили, что гонка в Южной Америке будет еще сложнее, чем обычно. Оправдались прогнозы?
- С лихвой. Пробитые покрышки и лопнувшие >шины уже не в счет, поскольку по количеству подобных неприятностей ралли в Южной Америке превзошло все предыдущие африканские.
Самой сложной помехой для гонщиков стала жара, достигавшая порой 40 градусов в тени. При этом с каждым днем этапы становились сложнее и сложнее. Переворачивались и разбивались вдребезги машины, горели моторы, солнечные удары валили с ног даже самых физически сильных пилотов. Участки были такими сложными, что порой казалось: нас всех хотят здесь похоронить. На пятом этапе пришлось штурмовать огромные черные дюны Аргентины. Неожиданно пошел дождь, потом град - и песок превратился в непроходимое месиво. Многие ребята бросали мотоциклы и просто ложились на песок. Когда стемнело, стало еще сложнее, но я ехал, так как знал: мне надо финишировать. Неожиданно в низине обнаружил мотоциклиста, по пояс погрузившегося в песок. Я удивился и решил узнать, не нужна ли ему помощь. Начал к нему приближаться, а он стал кричать и махать руками. Тут я увидел воду. Поставил мотоцикл и отправился к нему пешком, но через минуту меня самого начало засасывать. Это было болото. Откуда оно взялось в песках, я так и не понял. По-пластунски подобрался к гонщику и стал его вытаскивать. Сантиметр за сантиметром - и так целый час. Спасенный гонщик обреченно смотрел на свой мотоцикл, который затянуло по самый руль, а я поехал дальше.
Таких историй было очень много. От жары у мотоциклистов начиналась истерика. Один гонщик бросил “железного коня” и пошел пешком. Когда его подобрали, он сказал: “Я сошел с ума. Начал разговаривать со своим мотоциклом. Все бы ничего, но он мне отвечал”. Для меня самого этот “Дакар” - как три прежних “Дакара”. Свою форму и шлем, в которых выступал, больше никогда не надену. Буду передавать по наследству, - смеется Вадим. - Потому что там такие дыры от падений и столкновений...
- Теперь, наверное, можно и об отдыхе подумать?
- Гонять на мотоцикле - это и есть отдых для меня. Как только рука заживет, начну тренироваться. Дело в том, что во время “Дакара” ко мне подошел капитан команды “Орлин Тим” прославленный мотогонщик Марек ДАБРОВСКИ и пригласил влиться в их дружный коллектив. Две недели назад я подписал с ними контракт, и теперь впереди этапы Кубка мира в Бразилии и Египте.
- Дома за вас болели...
- Жена, сын и трехлетняя дочурка. Она, кстати, выучила слова “Дакар”, “ралли” и “папа-мотоциклист”.
Надежда ПЛЯСКИНА, Алматы
time.kz