Покорить “Дакар”
15 января 2010
Стартовавший в начале января в Латинской Америке экстремальный ралли-рейд “Дакар-2010” в полном разгаре: пройдено уже больше половины пути. В этом году в состязаниях принимают участие команды из 50 стран на 52 грузовиках, 160 мотоциклах, 29 квадроциклах и 138 автомобилях. К сожалению, наш земляк, участник прошлогоднего “Дакара” Вадим ПРИТУЛЯК (на снимке), заявленный на этой гонке под номером 50, снялся буквально на старте. О причинах такого решения мы решили узнать у самого гонщика и разыскали Хохла (так называют Вадима друзья) в Алматы.
- Все шло по намеченному плану: в ноябре отвез мотоцикл в Голландию, где он прошел технические проверки и был отправлен в Аргентину, оплатил взнос за участие -13,5 тысячи евро - и даже был внесен в заявочный лист, - рассказывает Вадим Притуляк. - Но перед самым “Дакаром” на тренировке упал с мотоцикла и получил сотрясение мозга. В общем, врачи настоятельно порекомендовали мне не ехать на гонку, а всерьез заняться своим здоровьем. Решение не участвовать в “Дакаре” далось мне очень тяжело, потому что я целый год упорно тренировался, участвовал в соревнованиях, набирал рейтинг и вдруг остался на обочине. Я сейчас даже по телевизору не могу смотреть гонку: кровь кипит. На днях созванивался с многократным победителем ралли “Дакар” в классе грузовиков Владимиром ЧАГИНЫМ, с которым мы дружим, и он мне сказал, что они стоят на том самом месте, где я сошел с дистанции в прошлом году. Обидно, что я сейчас не там. В прошлом году, когда вышел на старт с поврежденной рукой, многие не верили, что я протяну даже до пятого этапа. А я сошел на десятом из-за поломки двигателя. Японский движок не выдержал нагрузки в чилийской пустыне Атакама.
- Говорят, что вы были заявлены не от Казахстана, а от Украины. Более того - сменили гражданство. Так ли это?
- Это все враки. Я как выступал под флагом Казахстана, так и выступаю. Хотя у меня было несколько предложений заявиться в составе команды “Хонда-Европа” или за украинцев. Что касается смены гражданства, действительно, такое предложение было. Дело в том, что у себя на родине я не нашел спонсоров, зато украинские меценаты предложили мне помощь, но с условием, что я буду выступать как их гражданин. После долгих раздумий я все-таки решил ехать на Дакар с “Хондой-Европой”. Я по-прежнему казахстанец и не собираюсь менять коней на переправе. Правда, дома только и слышу, какой я молодец, что прославляю свою страну, но вот реальной поддержки не ощущаю.
- Неужели государство не поддерживает вас, когда вы участвуете в мировых ралли?
- Знаете, как меня зовут на мировых соревнованиях? Казах-терминатор, потому что я иду к финишу несмотря ни на что. Гонщики со всего мира, общаясь со мной, загораются желанием приехать в нашу страну. К сожалению, государство меня не поддерживает. Например, в этом году возникли проблемы с получением казахстанской лицензии на участие в “Дакаре”. Пришлось задействовать все возможные каналы и связи, чтобы получить эту бумагу. Я выступаю на соревнованиях на собственные деньги, а это немалые средства. К примеру, участие в хорошей команде на “Дакаре” обходится гонщику от 50 до 100 тысяч евро. Без спонсорской помощи и господдержки не обходится ни одна команда. Правда, на днях энтузиасты и любители автомотоспорта решили написать письмо главе государства с просьбой поддержать несколько экипажей для участия в следующем “Дакаре”. Надеюсь, нас услышат.
- Ходят слухи, что на следующем “Дакаре” вы хотите пересесть с мотоцикла на машину и дебютировать в качестве пилота. Это правда?
- Я действительно получил приглашение на участие в Кубке мира-2010 и Dakar-2011 на автомобиле - прототипе Oscar в составе команды Riga Team.
Но это не означает, что я сменю своего двухколесного железного коня на четырехколесного. Задача номер один для меня - это пройти весь “Дакар” на мотоцикле. Никто из мотогонщиков стран СНГ так и не финишировал на этой гонке. Вот я и хочу стать первым. После этого я обязательно попробую себя в качестве пилота автомобиля Oscar.
- Когда планируете вернуться к тренировкам?
- Не раньше весны. Сейчас займусь здоровьем, потом начну искать спонсоров для следующего “Дакара”. В моих планах - принять участие в нескольких международных гонках и все-таки войти в список пятидесяти лучших мотоциклистов мира.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото из архива Вадима ПРИТУЛЯКА, Алматы
газета "Время"