Бороздить снежные просторы с минимальным риском. Выбираем снегоход, готовимся к безопасному катанию
15 января 2014
Считается, что управлять снегоходом проще, чем водить автомобиль. Но у снегохода есть специфические особенности, к которым даже очень опытный автомобилист обычно оказывается не готов.
Многие считают снегоход игрушкой. Им кажется, что это очень простое и безопасное средство передвижения и от него не может быть особого вреда. Но, к сожалению, подобное легкомыслие часто заканчивается травмами. Мощный двигатель снегохода в неумелых руках может представлять опасность как для самого водителя, так и для окружающих.
«Московские новости» выяснили, чего стоит опасаться владельцам снегоходов на снежных просторах и как свести риск к минимуму.
Автомобильный опыт не в счет
Наибольшему риску подвергаются, как ни странно, водители снегоходов, имеющие большой опыт управления автотранспортом. Таким людям кажется, что они знают толк в технике и умеют ею управлять, а уж со снегоходом как-нибудь разберутся. С этого распространенного заблуждения начинается большинство трагедий.
Управление снегоходом хоть и проще вождения автомобиля, но имеет специфические особенности, к которым даже очень опытный автомобилист обычно оказывается не готов. Например, за рулем машины вам и в голову не приходит изучить дорогу перед поездкой и узнать, какие препятствия могут скрываться под снегом. На снегоходе это делать необходимо. Под якобы гладкой снежной поверхностью могут быть всякие неприятные неожиданности — ледяные глыбы, камни, пни и др. Снегоход достаточно сильно продавливает верхний слой снега, чтобы нарваться на подобные препятствия. На большой скорости (а мгновенный разгон — еще одна характерная особенность многих моделей снегоходов) это может закончиться плачевно.
Поэтому если у вас нет опыта управления снегоходом, честно признайтесь себе, что вы — новичок. Это будет первым и очень важным шагом на пути к безопасной езде по снегу.
Права и обучение
Для управления снегоходом и квадроциклом нужно получить права категории «тракторист-машинист». Но часто в автошколах обучение проходит только на квадроцикле. В результате многие люди, получающие право управления снегоходом, никогда не пробовали его водить. Поэтому для освоения подобной техники есть смысл воспользоваться услугами профессионального инструктора и взять хотя бы два-три урока, чтобы освоить азы и научиться проезжать по сложным участкам.
Обычно инструкторы учат людей, которые уже приобрели снегоход. Но если вы еще выбираете модель, можно договориться с будущим наставником о консультации по покупке, чтобы принять правильное решение.
Выбор снегохода
Существует четыре основных вида снегоходов: спортивные, горные, туристические и утилитарные. Из названий понятно, что первые два не очень подходят для начинающих. Такие снегоходы требуют от водителя опыта и хорошей физической подготовки. Если вы не можете похвастаться сочетанием этих двух качеств, лучше не торопиться с их приобретением.
Для новичков больше подходят утилитарные снегоходы. Они не способны развить большую скорость, как спортивные, зато ими легче управлять. Они более устойчивы благодаря широким лыжам и гусенице, а кроме того, отличаются повышенной проходимостью, недоступной владельцам спортивных и туристических моделей.
Безопасность окружающих
Снегоход весьма опасный транспорт. И угрозу он может представлять не только для того, кто им управляет. Порой от рук неумелых водителей страдают случайные люди, которые просто проходили мимо. Поэтому помните, что вы несете ответственность за безопасность окружающих.
Перед стартом обязательно убедитесь, что под гусеницей и лыжами нет веток, камушков или ледышек. Когда вы трогаетесь с места, такие «инородные тела» могут вылететь из-под снегохода и ранить находящихся поблизости людей.
Кроме того, трезво оценивайте свои возможности и не развивайте слишком большую скорость. Особенно это касается участков с плохим обзором, и здесь снегоход очень похож на автомобиль и любое другое транспортное средство: чем выше скорость, тем меньше у вас времени на принятие решения, если что-то произойдет.
Правила, которые должен знать каждый владелец снегохода:
1. Всегда снижайте скорость перед линиями электропередачи
Иногда провода висят очень низко. Если на полном ходу встретиться с такой незаметной издалека преградой, можно получить тяжелые травмы.
2. Не запускайте двигатель в помещениях
Как и в случае с автомобилем, это может привести к отравлению выхлопными газами.
3. Старайтесь не ездить по льду
На льду велик риск не справиться с управлением, ведь снегоход предназначен для движения именно по снегу. Кроме того, если вы едете по замерзшему водоему, можно провалиться и утонуть. Такое довольно часто случается с неосторожными владельцами снегоходов.
4. Не пытайтесь подогревать двигатель на открытом огне
В мороз некоторые так делают, чтобы быстрее завести снегоход. Времени вы много не выиграете, а вот взорвать снегоход вполне можете. И хорошо, если окажетесь при этом на достаточно большом расстоянии, чтобы не пострадать.
5. Трезво оценивайте свои возможности
Даже очень опытный водитель снегохода должен помнить, что у его техники есть пределы возможного. Снижайте скорость при плохой видимости. Будьте очень осторожны на незнакомой местности. И не стесняйтесь обращаться за помощью к инструктору, если чувствуете неуверенность в своих силах.
Сергей Евпряков, инструктор по вождению снегохода:
— Вождение автомобиля и снегохода — абсолютно разные вещи. Снегоход едет не по асфальту, а по снегу — более рыхлой субстанции. Снегоход может падать на бок и закапываться при резком открытии газа. Управление им больше похоже на управление мотоциклом, когда при повороте тоже необходимо смещать корпус.
Новички часто резко стартуют в глубоком снегу. В результате снегоход закапывается, особенно если модель с мощным двигателем. Еще одна распространенная ошибка — войти в поворот без смещения корпуса. Сделать это довольно сложно: лыжи могут начать скользить, и снегоход будет плохо входить в поворот.
Лучше избегать езды по незнакомой местности. Под снегом часто оказываются пеньки, камни и т.п. Большинство аварий происходит из-за того, что снегоход на большой скорости цепляется за такие скрытые препятствия. Поэтому старайтесь найти место, где кто-то уже ездил до вас и оставил следы. Там с вероятностью 99% скрытых препятствий не будет. Если вам все-таки приходится ехать по незнакомому маршруту, будьте очень осторожны и неторопливы.
Для управления снегоходом нужны права тракториста-машиниста. Их выдают в Гостехнадзоре. Там же должен быть зарегистрирован снегоход.
Как и на квадроцикле, на снегоходе запрещена езда по дорогам общего пользования. Кроме того, асфальтовое покрытие для него губительно: стираются лыжи и гусеница, и снегоход быстро приходит в негодность.
Помните, что снегоход просто игрушка с небольшим сроком службы и большими вложениями. Как транспортное средство он не нужен, потому что не приспособлен для езды по асфальтовым дорогам. Обслуживание техники стоит дорого: расход топлива и масла большой. Кроме того, в России мало деталей, которые есть в наличии, почти все приходится заказывать, особенно для устаревших моделей.
Источник
Московские новости
Свежие комментарии
Последнее на форуме