Трудовая повинность
13 октября 2008
Какие сюрпризы ждут мотоциклиста в дальнобое? Самые разнообразные: приятные — можно ознакомиться с достопримечательностями, встретить новых друзей, а неприятные — попасть в кабалу и провести время с лопатой в руках на обустройстве барских угодий. Оказывается такое бывает и в ХХI веке.
Во всём, что со мной приключилось, виноват я и только я. Конечно, надо было грамотно рассчитать бюджет поездки, полностью подготовить все необходимые бумаги и документы. Но желание покорять ближнее зарубежье на мотоцикле, особенно после продолжительного межсезонья, порой заставляет нас смотреть на многие важные вещи сквозь пальцы. Мало того, что не удосужился разобраться с доверенностью (за что отстёгивал регулярно «гайцам»), так ещё выехал с «правами», срок действия которых заканчивался через несколько дней. Только успел переехать границу с Украиной, как первый же полицейский напомнил мне об этом, ну, а когда, обойдя мотоцикл, не обнаружил номер на своём месте, так вообще превратился в машину по отмыванию денег. Потом, меняя доллары на гривны и прикидывая средний штраф, который мне светил на каждом посту, уже понял, что до Крыма доехать не так-то просто. Вернее, доехать и чуть отдохнуть можно, но на обратный путь — без вариантов, бюджет уходил в минус. Лучше, конечно, было сразу вернуться домой или попросить друзей переслать наличность, но жажда плескания в море переборола разум. Рассчитывая на известный русский авось, ваш покорный слуга гнал бывалый XJR1200 дальше на юг.
Что дальше? Отдохнул классно! Спустил практически всё, взял взаймы у крымских знакомых мотоциклистов и отправился домой. Денег должно было хватить даже на штрафы, если бы не возникшие проблемы с покрышкой и цепью, которые пришлось не ко времени заменить. Километрах в трёхстах до границы мотоцикл прямо на ходу заглох, и я понял, что бензин, купленный практически на последние деньги, вылетел в трубу. До ближайшего поста ДАИ толкал мотоцикл несколько километров.
Хохлы встретили меня радужно, отечески пожурили и… первым делом проверили документы. Глаза служивых оживились, вышел даже старшой с сакраментальной фразой: «На ловца и зверь бежит». В общем, я понял, что попал как кур в ощип. Когда они выставили общий счёт и узнали, что денег у меня вообще нет, то долго смеялись, приговаривая: «Ай да москаль, ай да хитрец!» Но ревизия моей поклажи на предмет запрещённых вещей заставила взглянуть на мою ситуацию несколько иначе. «Как же ты все прогулял? Неужели башки на плечах нет?» Мои истории о поломке и непредвиденных расходах их не убедили. Забрав все мои документы, они удалились в будку на переговоры и долго не выходили. Потом вышел постовой и стал как ни в чем не бывало тормозить автомобили с российскими номерами. На мой вопрос: «Что же со мной?» — инспектор глубокомысленно поведал: «Попал ты, хлопчик…»
Потом начальство уехало (ночь провёл, что говорится, на рюкзаке вместо подушки), а рано утром снова прибыло, поинтересовавшись у меня на предмет выискивания скрытых возможностей оплаты. Ситуация стала напоминать сюжет из телевизора, одно радовало, что всё это время меня никто не мог тронуть.
Потом вышел «младший» с банкой краски и кисточкой, сунул мне в руки и пробурчал что-то типа «копать от меня и до обеда». Поледующие несколько часов я разрисовывал бордюр вокруг поста ДАИ в чёрно-белый колор. Пекло нещадно, «старшой» сжалился и пустил в тень попить чаю с бутербродами. «Вот жинка дала… Не стесняйся!»
Потом было велено покрыть толем крышу сортира и вымыть стёкла в постовой будке, посмотреть, почему не «тянет» казённый жигулёнок (признаюсь, в «железе» немного шарю), и затем дали метлу для совершения понятных телодвижений. Попросил позвонить знакомым — дали, но абонент на том конце провода не отвечал. «Старшой» уже по-отечески хлопал меня по плечу, называл не иначе как мотоциклетик и всячески поддерживал мою инициативу на предмет помощи. Вечером состоялся конкретный разговор, из которого явствовало, что штраф я отработал сполна, но Батька (майор ДАИ как никак!) весьма озабочен моей дальнейшей судьбой. «Можешь хоть сейчас ехать, топлива тебе дадим, но далеко без денег не уедешь…» Дать взаймы он не мог, но вот предоставить возможность заработать, это пожалуйста! В этот момент я понял, что тот, кто правит моей судьбой, наконец взялся за дело.
В эту ночь впервые спал в нормальных человеческих условиях — в отдельной комнате на даче у Батьки. Завтра и как минимум целую неделю мне предстояло отбывать трудовую повинность на территории в 25 соток: копать — где скажут, сажать — что попросят, строить — как захотят. Питание бесплатное, денег дадут на дорогу — жизнь настоящего гасторбайтера.
Через пару дней Батька предложил чейндж: ты мне мотоцикл оставляешь, а я тебе — пару «штук» «зелени» взамен и дорогу до дома оплачиваю… Но я не поддался, что только растрогало хозяина. Оказывается, он раньше много гонял на мотоциклах и сейчас симпатизирует мотоциклистам. В рамках закона, конечно.
На его «плантациях» я загорел больше, чем на крымском побережье, отожрался лучше, чем в прибрежных кафешках, да и горилка у него куда вкуснее, чем в магазинах. Большой человек! Даже мозолей на руках не жалко… Через полторы недели, наведя полный порядок в его загородной резиденции, отбывал в сторону России с каким-то странным чувством: за это время его семья, его дача стали вторым домом. Наличность в кармане позволяла надеяться на беспроблемное возвращение. В путь Батька меня провожал словами: «С Богом, не поминай лихом!»
P. S. На следующий год у меня снова в планах поездка в Крым. На обратной дороге обязательно навещу Батьку. На этот раз не в качестве батрака, а в качестве гостя с подарками.
текст: Николай Кельницкий МотоРевю 2005